Понятие юридического лица

Процедуры банкротства могут быть применены как к юридическим лицам (кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций), так и к физическим, в том числе индивидуальным предпринимателям.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3 Закона). Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 33 Закона).

4. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, по общему правилу, обладают: должник, конкурсный кредитор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Федерации и муниципальных образований (так называемые уполномоченные органы) (ст. ст. 2, 7, 11, 29, 41 Закона), т.е. речь идет о должнике и кредиторах при неисполнении частноправовой и публично-правовой обязанности. В последнем случае от имени кредитора-государства выступают уполномоченные органы (ст. ст. 125, 182 ГК).

В ряде случаев Законом установлено не право, а обязанность должника обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд (ст. 9), подкрепленная мерами имущественной ответственности (ст. 10). Для обращения в арбитражный суд самого должника установлены дополнительные требования по основаниям, срокам и процедуре подачи заявления (ст. ст. 9, 37 - 38).

Следует особо отметить три момента:

открытый перечень оснований (ст. 9 Закона);

принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом в случае установления фиктивного банкротства, т.е. уголовно наказуемого деяния (ст. 55);

противоречие между п. 2 ст. 9 Закона и п. 3 и п. 6 ст. 64 ГК.

5. При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры (ст. 27 Закона):

1) наблюдение;

2) финансовое оздоровление;

3) внешнее управление;

4) конкурсное производство;

5) мировое соглашение.

Наблюдение применяется в целях обеспечения сохранности имущества должника, анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2). Оно вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству или по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику (ст. ст. 48, 62).

Введение этой процедуры влечет за собой имущественные и организационные последствия:

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиями;

запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая), выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

запрещается зачет встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 Закона очередность удовлетворения требований кредиторов (ст. 63);

назначается временный управляющий (ст. 49);

ограничиваются полномочия органов управления путем получения письменного согласия временного управляющего на совершение сделок, связанных с изменением имущественного состояния должника более чем на 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения и (или) с принятием на себя обязательств перед третьими лицами (п. 2 ст. 64);

органам управления должника запрещается принимать решения о создании и прекращении деятельности юридических лиц и правосубъектных образований, изменении структуры должника, выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками), о размещении эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций (п. 3 ст. 64).

Наблюдение оканчивается с даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения. Эта дата устанавливается соответствующим решением или определением арбитражного суда на основании решения первого собрания кредиторов (ст. 75 Закона). Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве - не более 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (ст. ст. 51, 62).

Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов или без такового, но в обоих случаях - при наличии ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, третьих лиц.

К ходатайству обязательно прилагается график погашения задолженности; при обращении учредителей или собственника - также план финансового оздоровления, возможно предоставление обеспечения исполнения должником обязательств; при обращении третьих лиц обязательны согласование с должником и предложение обеспечения исполнения должником обязательств.

При введении финансового оздоровления по инициативе суда обязательно предоставление обеспечения исполнения обязательств должника в объеме, превышающем эти обязательства не менее чем на 20%.

Исполнение должником обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой, а предмет обеспечения не может представлять собой имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения (т.е. должен не совпадать с имуществом должника и предоставляться реально третьим лицом).

При наличии противоречащих друг другу ходатайства и решения первого собрания кредиторов (п. 3 ст. 75 Закона) в качестве обеспечения исполнения обязательств должника предоставляется банковская гарантия (п. 3 ст. 75).

При обращении к собранию кредиторов с ходатайством нескольких лиц, в том числе учредителей (участников) должника, между ними заключается соглашение об обеспечении исполнения должником обязательств каждым из них и об их солидарной ответственности (п. 2 ст. 78).

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем 2 года (п. 6 ст. 80) и влечет за собой имущественные и организационные последствия (ст. 81):

отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда; т.е. речь идет о социальных приоритетах);

запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая); выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до введения финансового оздоровления;

применяется предусмотренный федеральным законом строго формализованный порядок предъявления требований кредиторов, наложения арестов на имущество должника и введения иных ограничений должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом, проведения зачета, расчетов по обязательствам должника.

На сумму требований кредиторов, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в порядке и в размере, предусмотренных п. 2 ст. 95 Закона (очевидно, в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения финансового оздоровления), с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты погашения требований кредитора или до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Утверждается административный управляющий (ст. 45) и ограничиваются полномочия органов управления.

Ограничение осуществляется путем получения согласия:

кредиторов (комитета кредиторов) на совершение сделок, связанных с изменением имущественного состояния должника более чем на 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки, и (или) с принятием на себя обязательств перед третьими лицами или любых сделок, влекущих за собой возникновение новых обязательств должника, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов (п. 3 ст. 82);

собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица (лиц), предоставившего обеспечение на принятие решения о его реорганизации (п. 3 ст. 82);

административного управляющего на совершение сделок, которые связаны с любым изменением имущественной базы должника кроме реализации готовой продукции в процессе обычной хозяйственной деятельности; влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления; влекут за собой перемену лиц в обязательствах, получение займов (кредитов) (п. 4 ст. 82).

Нарушение изложенных норм может повлечь признание сделок недействительными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, т.е. речь идет об оспоримых сделках. Статьи 173 и 174 ГК о так называемых внеуставных сделках и сделках с превышением полномочий неприменимы, так как требуют доказательств того, что контрагент знал или заведомо должен был знать о незаконности или ограничениях. Возможно, следует ссылаться на ст. 168 ГК - установление законом оспоримости сделки, не соответствующей требованиям закона или иных правовых актов.

Финансовое оздоровление оканчивается:

при истечении срока путем принятия арбитражным судом определений о прекращении производства по делу или о введении внешнего управления либо решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. ст. 88, 92 Закона);

досрочно - по инициативе собрания кредиторов или арбитражного суда путем принятия этим судом определения о введении внешнего управления или определения о введении процедуры банкротства, о которой ходатайствовало первое собрание кредиторов, или решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 87).

Внешнее управление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Оно вводится на основании решения собрания кредиторов либо на стадии любой процедуры банкротства (точнее - от мирового соглашения можно вернуться к внешнему управлению), на срок не более чем 18 месяцев с возможностью его продления не более чем на 6 месяцев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты