Порядок и условия выполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы

Основанием для исполнения перечисленных наказаний является приговор суда, который набрал законную силу. Этот приговор обращается к исполнению судом, который вынес приговор, не позднее трех суток со дня обретения им законной силы или возвращения дела из кассационной инстанции.

Лица, осужденные к перечисленным наказаниям, имеют обязанности и права, установленные законодательством для граждан Украины, с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекают из приговора суда и установленного законом порядка выполнения этого вида наказания.

Надзор за соблюдением законов при исполнении указанных наказаний осуществляют Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры согласно Закону Украины "О прокуратуре".

Уголовное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью согласно требованиям ст. 31 УК Украины может назначаться судом на срок от двух до пяти лет как основное или дополнительное наказание. Это наказание назначается и тогда, когда по характеру содеянных виновным преступлений по должности или во время занятия определенной деятельностью суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью [7].

Лишение права занимать определенные должности состоит в освобождении осужденного на указанный в приговоре суда срок от должности, которую он занимал во время совершения преступления, и лишении его права занимать аналогичные должности на других предприятиях, в учреждениях и организациях.

Лишение права заниматься определенной деятельностью - это запрет осужденному заниматься деятельностью, в связи с которой им содеяно преступление.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться или как основное, если оно предусмотрено как такое в санкции статьи УК Украины, а также при применении ст. 44 УК Украины, или как дополнительное наказание, если оно предусмотрено как такое в санкции статьи УК Украины.

Лишение лица права занимать определенные должности предусматривает не только освобождение его от занимаемой должности, а и запрет занимать ее и аналогичные ей на определенный срок. В случае установления приговором запрета заниматься определенной профессиональной деятельностью осужденный увольняется с предыдущего места работы и, кроме того, устраняется со сферы своей профессиональной деятельности вообще. Итак, если в первом случае осужденный не лишается возможности работать по специальности, то второй случай применения лишения права характеризуется большим количеством ограничений относительно трудовых прав.

Условно-досрочное и досрочное освобождение от назначенного как основное наказание лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью законодательством не предполагается. Оно может быть осуществлено лишь как акт амнистии или помилование. Осужденный может освободиться от рассматриваемого дополнительного наказания в случае условно-досрочного освобождения от основного наказания или замены его на более мягкое в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 52 УК Украины.

Лицо, которое отбыло наказание в виде запрета права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, приглашается к ИИР, где ему объявляется о снятии с учета и разъясняются права согласно действующему законодательству.

Лица, которые были осуждены к рассматриваемому виду наказания как основному, считаются несудимыми, если на протяжении года со дня его отбытия не совершат нового преступления.

Штраф является мерой уголовного наказания, которая выражается во взыскании с осужденного в доход государства определенной суммы денег.

Общие основания назначения уголовного наказания в виде штрафа определяются уголовным законодательством Украины, в частности ст. 32 УК Украины. Штраф применяется как основное или дополнительное наказание. Размер штрафа устанавливается в зависимости от тяжести содеянного преступления с учетом имущественного состояния виновного от 10 до 400 минимальных размеров заработной платы, а в исключительных случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, за отдельные преступления могут устанавливаться и большие размеры штрафа [7].

Штраф как основное наказание назначается тогда, когда эта мера наказания предусмотрена санкцией соответствующей статьи УК Украины. Равно как основное наказание штраф может назначаться в порядке замены исправительных работ лицам, которые признаны нетрудоспособными, и лицам, которые стали нетрудоспособными после вынесения приговора, а также в случае замены наказания на более мягкое, если в последнем случае санкция статьи, по которой осужден виновный, среди основных мер наказания предусматривает и штраф. Если санкция статьи УК Украины не предусматривает штрафа, он может назначаться как основное наказание лишь в порядке перехода к более мягкому виду наказания при наличии оснований, предусмотренных ст. 44 УК Украины.

Штраф как дополнительная мера наказания назначается лишь тогда, когда он предусмотрен санкцией статьи закона, по которому подсудимый признан виновным, а также в случае применения условного осуждения и отсрочки выполнения приговора.

Суд, который вынес приговор, предлагает осужденному добровольно уплатить суму штрафа в месячный срок и предупреждает, что в случае неуплаты штрафа он будет взыскан в принудительном порядке. Если осужденный не имеет возможности уплатить штраф в этот срок, согласно ст. 405 КПК Украины его взыскание может быть отсрочено или рассрочено, но не более чем на один год со дня обретения приговором законной силы.

В случае неуплаты осужденным штрафа в установленный срок наказание в виде штрафа осуществляется принудительно в порядке и сроки, предусмотренные ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Украины, на основании исполнительного листа, выданного судом, который вынес приговор.

Взыскание штрафа обращается на личное имущество осужденного, а также на его часть в общей собственности.

Обращение взыскания на заработную плату или другой заработок, пенсию или стипендию осужденного осуществляется в случае отсутствия у него имущества или недостаточности этого имущества для полного взыскания штрафа [11].

Взыскание на имущество осужденного не обращается, если размер взыскания не превышает 20 % месячной заработной платы или другого заработка, пенсии или стипендии, на которые по закону может быть обращено взыскание.

При взыскании штрафа не может изыматься имущество, которое не подлежит конфискации согласно Перечню, который содержится в приложении к УК Украины.

В случае злостного уклонения осужденного от уплаты штрафа, назначенного как основной вид наказания, суд по представлению государственной исполнительной службы или по собственной инициативе может заменить неуплаченную сумму штрафа наказанием в виде исправительных работ без лишения свободы из расчета один месяц исправительных работ за четыре минимальных размера заработной платы штрафа, но на срок не больше два года в порядке, предусмотренном законодательством Украины и ст. 410 УПК Украины. Заменять штраф на исправительные работы нетрудоспособному лицу запрещено.

Заменять штраф на лишение свободы и наоборот не допускается (ст. 32 УК Украины).

По правовой природе и последствиям штраф как мера уголовного наказания отличается от штрафа как меры административного взыскания и общественного влияния. Предназначенный приговором суда за содеянное преступление штраф тянет за собой судимость. Судимость считается погашенной, если осужденное к штрафу лицо на протяжении года со дня отбытия наказания не совершит нового преступления.

Конфискация имущества (ст. 35 УК Украины) является разновидностью дополнительного уголовного наказания, которое заключается в принудительном бесплатном изъятии имущества осужденного в собственность государства. Этот вид наказания применяется лишь тогда, когда он предусмотрен санкцией статьи закона, за которой подсудимый признан виновным.

Порядок и условия выполнения этого наказания указаны в гл. 5 Положения.

Суд, который постановил приговор, который предусматривает как дополнительное наказание конфискацию имущества, после обретения законной силы присылает исполнительный лист, копию описания имущества и копию приговора для исполнения в государственную исполнительную службу, о чем извещает соответствующий финансовый орган. При отсутствии в деле описания имущества осужденного присылается справка, относительно имущества которое не подвергалось описанию.

Наказание в виде конфискации имущества осуществляет государственная исполнительная служба районных (городских) управлений юстиции по месту нахождения имущества.

Согласно ст. 21 Положения конфискации подлежит имущество, которое является личной собственностью осужденного, в том числе его часть в общей собственности, а также вклады осужденного.

Не подлежит конфискации имущество, которое нужно собственно осужденному и лицам, которые находятся на его содержании. Перечень такого имущества установлен в приложении к УК Украины.

Споры о принадлежности имущества, которое подлежит конфискации по приговору суда, решаются в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Украины [8].

Государственный исполнитель сразу после получения исполнительного листа проверяет наличие имущества, указанного в описи, обнаруживает другое имущество, которое подлежит конфискации, и составляет опись этого имущества. При наличии справки, описания имущества не подвергалось, государственный исполнитель принимает меры к выявлению имущества осужденного, которое подлежит конфискации, и при его выявлении составляет опись этого имущества.

В описи отмечается полное и точное наименования каждого предмета, его отличительные признаки (в том числе масса, цвет, метраж, степень изношенности). Описанные предметы пломбируются или опечатываются, о чем в описи делается соответствующая пометка.

Государственный исполнитель принимает необходимые меры относительно сохранения имущества, которое подлежит конфискации и подвергнуто описи.

Часть осужденного в общей собственности определяется по представлению государственного исполнителя районным (городским) судом в порядке, предусмотренном ст. 379 Гражданского процессуального кодекса Украины.

Конфискованное имущество осужденного передается финансовым органам после удовлетворения согласно законодательству Украины всех выдвинутых к нему требований. Относительно претензий, которые подлежат удовлетворению за счет конфискованного имущества, государство отвечает в пределах актива.

Конфискованное имущество передается финансовым органам в порядке, установленном Министерством финансов Украины и Министерством юстиции Украины.

Если после выполнения приговора в части конфискации всего имущества, но к окончанию установленных законом сроков выполнения обвинительного приговора оказывается неконфискованное имущество осужденного, приобретенное им к вынесению приговора или после этого, но на средства, которые подлежат конфискации, по представлению прокурора суд решает вопрос о конфискации дополнительно выявленного имущества в порядке, установленном ст. 409, 411 УПК Украины.

В ст. 37 УК Украины предполагаются основания для лишения воинских, специальных званий, рангов, чинов, квалификационных классов и государственных наград относительно лиц, осужденных за содеянные преступления.

Согласно ч. 1 ст. 37 УК Украины в случае осуждения за тяжкое преступление лицо, которое имеет воинское, специальное звание, ранг, чин или квалификационный класс, может быть лишено его по приговору суда.

В случае осуждения за тяжкое преступление лица, которое имеет почетное звание или отмечено государственной наградой Украины, суд при вынесении приговора решает вопрос о внесении представления Президенту Украины о лишении осужденного почетного звания или государственной награды Украины. Ордена, медали и почетные звания являются государственными наградами Украины за особые заслуги перед государством и обществом. Государственные награды согласно п. 5 ч. 2 ст. 92 Конституции Украины устанавливаются исключительно законами Украины. Согласно п. 6 ч. 2 ст. 92 Конституции Украины исключительно законами Украины устанавливаются также воинские звания, дипломатические ранги и другие специальные звания. Президент Украины присваивает высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и другие высшие специальные звания и классные чины, а также награждает государственными наградами; устанавливает президентские отличия и награждает ими. Лишение воинские или специального звания является дополнительным наказанием, которое суд имеет право применить к лицу, которое совершило тяжкое преступление и тем самым опозорило присвоенное ему звание. Суд решает вопрос о назначении этого наказания на общих основаниях назначения наказания. Перечень тяжких преступлений содержится в ст. 7-1 УК Украины. В контексте положений ч. 1 ст. 37 УК Украины ранги, чины и квалификационные классы являются специальными званиями в широком понимании этого понятия. Порядок и условия выполнения наказания в виде лишения воинские или специального звания определяются гл. 6 Положений и в частности ст. 27. Суд, который вынес приговор о лишении осужденного воинские или специального звания, присылает копию приговора после обретения им законной силы органу, который его присвоил.

После получения копии приговора, которым осужденный лишен воинские или специального звания, орган, который присвоил это звание, вносит в установленном порядке к соответствующим документам запись о лишении осужденного звания и принимает меры лишения его всех прав и льгот, связанных с этим званием, о чем сообщает к суду [11].

Лишение лица, которое осуждают за совершение тяжкого преступления, государственной награды (ордена, медали или отличия Президента Украины), почетного звания не входит в компетенцию суда и не является дополнительным уголовным наказанием. Суд, установив, что подсудимому присвоено почетное звание или он награжден государственной наградой Украины, решает вопрос о внесении Президенту Украины представления об их лишении. В дальнейшем суду сообщается о решении, принятом относительно внесенного представления. Порядок и сроки внесения представления по этому вопросу определяются ст. 28 Положения. Поскольку УК Украины не предусмотрено лишения лиц государственных наград бывшего СССР, суд не имеет права принимать такое решение. Такое решение суд не имеет права принимать также и относительно отличий иностранных государств.

ВЫВОДЫ


Исправительные работы без лишения свободы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет и является основной мерой наказания, которая может назначаться судом в таких случаях: если эта мера наказания предполагается санкцией статьи УК Украины; назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом ; замены наказания более мягким наказанием; замены исправительными работами штрафа, предназначенного как основное наказание, в случае злостного уклонения осужденного от его уплаты.

Одним из видов уголовного наказания, связанного с применением мер исправительно-трудового влияния на осужденных, является направление военнослужащих срочной службы в дисциплинарный батальон. военнослужащие срочной службы, которые совершили преступления, могут направляться в дисциплинарный батальон в случаях, предусмотренных законом, на срок от трех месяцев до двух лет, а также если суд, учтя обстоятельства дела и лицо осужденного, признает целесообразным вместо лишения свободы на срок до трех лет применить направление в дисциплинарный батальон на тот же срок. Сущность этого вида наказания заключается в том, что осужденный принудительно направляется в особую военную часть – дисциплинарный батальон, где действует специальный внутренний распорядок. Этот вид наказания применяется в случае совершения преступлений, которые не представляют большой общественной опасности, когда осужденных можно оставить на воинской службе и исправить в условиях специальной воинской части.

Штраф является мерой уголовного наказания, которая выражается во взыскании с осужденного в доход государства определенной суммы денег.

Общие основания назначения уголовного наказания в виде штрафа определяются уголовным законодательством Украины, в частности ст. 32 УК Украины. Штраф применяется как основное или дополнительное наказание.

Конфискация имущества (ст. 35 УК Украины) является разновидностью дополнительного уголовного наказания, которое заключается в принудительном бесплатном изъятии имущества осужденного в собственность государства. Этот вид наказания применяется лишь тогда, когда он предусмотрен санкцией статьи закона, за которой подсудимый признан виновным.

В случае осуждения за тяжкое преступление лицо, которое имеет воинское, специальное звание, ранг, чин или квалификационный класс, может быть лишено его по приговору суда. В случае осуждения за тяжкое преступление лица, которое имеет почетное звание или отмечено государственной наградой Украины, суд при вынесении приговора решает вопрос о внесении представления Президенту Украины о лишении осужденного почетного звания или государственной награды Украины.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.                 Конституція України від 28 червня 1996р. / Відомості Верховної Ради (ВВР), 1996, N 30, ст. 141.

2.                 Кримінальний Кодекс України.

3.                 Кримінально-виконавчий кодекс України: Офіц. Видання. – К.:Концерн "Видавничий дім" "Ін Юре", 2004. – 160 с.

4.                 Закон України "Про виконавче провадження" від 21 квітня 1999 р. N 606-XIV/Відомості Верховної Ради (ВВР), 1999, N 24, ст.207

5.                 Науково-практичний коментар до Кримінального Кодексу України

6.                 Збірник наукових праць Харківського Центру вивчення організованої злочинності. Випуск перший. - Харків, 2000.

7.                 Кримінальне право України. Бажанов М.І. - К., 2004.

8.                 Кримінально-виконавче право України. – Х., Одисей, 2004.

9.                 Кримінально-виконавче право України: Курс лекцій. - Семаков Г. С, Гель А. П., Київ, 2000

10.            Наказ Державного департаменту України з питань виконання покарань від 16.12.2003р. № 261 "Про затвердження Інструкції про порядок розподілу, направлення та переведення для відбування покарання осіб, засуджених до позбавлення волі, Положення про комісію з питань розподілу, направлення та переведення для відбування покарання осіб, засуджених до позбавлення волі, Положення про Апеляційну комісію Державного департаменту України з питань виконання покарань з питань розподілу, направлення та переведення для відбування покарання осіб, засуджених до позбавлення волі" / Офіційний Вісник України 2004, 1 від 23.01.2004р.

11.            Кримінально-виконавче право: Підручник для студентів юридичних спеціальностей вищих навчальних закладів / За ред.проф. А.Х. Степанюка. – Х.: Право, 2005. – 256 с.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты