Порядок назначения референдумов в Республике Беларусь
План
Порядок назначения референдумов в Республике Беларусь
Введение
Конституция - важнейший нормативный акт государства, его Основной Закон, выражающий волю граждан и закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.
Конституции могут подразделяются на:
писаные - принимается в виде единого документа;
неписаные - совокупность законодательных актов (Швеция, Канада, Великобритания);
жесткие - изменяется (дополняется) в более сложном порядке, чем при обычной законодательной процедуре (Россия, Беларусь, Румыния, Испания, Эстония, Швеция, Италия и др.);
гибкие - изменяется (дополняется) в том же порядке, как и обычные законы (Великобритания, Индия, Новая Зеландия и др.);
временные - (срок действия указан в самом тексте) (Бразилия, Мексика);
постоянные - (срок не указан).
Изменения в Конституцию могут вноситься в процессе текущей деятельности, тогда они отражаются в действующем тексте и влекут за собой изменения отдельных статей или включение новых.
Коренные изменения в политической, экономической и социальной жизни общества приводят, как правило, к принятию новой Конституции.
Сущность конституции заключается в том, что она является
основным законом государства
обладает наивысшей юридической силой
является политическим и идеологическим документом.
Понятие и форма государственного устройства Республики Беларусь. Понятие суверенитета, его виды. Признаки Республики Беларусь как суверенного государства
Государственное устройство - это административно-территориальная или национально-территориальная структура государства, правовое положение государства в целом и его составных частей и характер взаимоотношений между ними. [2,128]
В соответствии со ст.1 Конституции Республики Беларусь наше государство является по форме государственного устройства унитарным.
Для унитарного государства характерны следующие признаки:
единая конституция;
единое законодательство;
единая централизованная система органов исполнительной власти;
единая судебная система;
единое гражданство;
единая денежная система;
деление территории государства на административно-территориальные единицы, у которых статус органов власти определяется нормами общегосударственного права. [2,130]
Суверенитет - независимое от каких либо сил, обстоятельств и лиц верховенство, то есть суверенитет - это верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти.
В период распада СССР в Республике Беларусь 27 июля 1990г. Верховным Советом была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, закрепившая основные принципиальные положения и атрибуты суверенитета. В августе 1991 г. Декларации был предан статус конституционного закона, основные положения, которого сохранились в ныне действующей Конституции. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику. Она защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок. [1,139]
В конституционном праве выделяется три разновидности суверенитета:
суверенитет народа, или народный суверенитет
суверенитет государства, или государственный суверенитет
суверенитет национальный.
Народный суверенитет, означает, что народ, составляющий данное государство, ни с кем не делит свою власть.
Согласно 3 ст. Конституции единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией. [4,4]
Государственный суверенитет рассматривается как верховенство государственной власти внутри страны и её независимость во внешнеполитических отношениях.
Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, то есть государственно организованной публично-политической власти. Для государственного суверенитета характерны следующие признаки:
верховенство
независимость и самостоятельность
единство.
Верховенство государственной власти означает, что власть государства распространяется на всю территорию страны, на всех граждан и лиц, не являющихся гражданами, на юридические лица и общественные образования;
Самостоятельность и независимость государства означает, что государство по своему усмотрению определяет внутреннюю и внешнюю политику. Вместе с тем, независимость государственной власти Республики Беларусь не должна нарушать нормы международного права, т.к она присоединилась к этим нормам добровольно.
Единство государственной власти предполагает, что к ведению Республики Беларусь относится определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Материальной основой государственного суверенитета является владение соответствующей территорией, определённой собственностью, культурным достоянием. [2,118]
Национальный суверенитет выражается в возможности и праве нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние, так и внешнеполитические вопросы. [2,123]
Все три формы суверенитета взаимосвязаны и в то же время самостоятельны. Что касается народного суверенитета как осуществления всей полноты власти народом, то его можно считать предпосылкой суверенитета государственного и суверенитета национального. В то же время реализация народного суверенитета в виде государственной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, так как только в этом случае воле народа придаётся государственно обязательная сила [1,139]
Конституционно правовой статус Республики Беларусь как суверенного государства - это его правовое положение, очерчиваемое Конституцией. Конституция подтверждает государственный суверенитет Республики Беларусь на всей её территории.
Важнейшим признаком суверенного государства являются государственные символы - Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, столица. [2,121]
Признаки суверенитета Республики Беларусь:
Верховенство, единство и независимость государственной власти
Наличие своей территории, ее целостность и неделимость
Наличие своего гражданства
Право народа Республики Беларусь на самоопределение
Наличие собственных Вооруженных внутренних войск, органов государственной власти и общественной безопасности.
Наличие собственной денежной и финансово-кредитной системы
Самостоятельность в решении вопросов развития науки, культуры и других сфер жизнедеятельности общества
Наличие государственных символов - герб, флаг, гимн
Наличие органов, институтов, осуществляющих государственную власть.
Порядок назначения референдумов в Республике Беларусь
Референдум - это голосование граждан того или иного государства, какой-либо территории, имеющих избирательные права, для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни. В нашей республике могут проводиться как республиканские, так и местные референдумы в зависимости от решения вопросов, затрагивающих существенные интересы населения республики и соответствующей территории. [2,161]
Выносимые на референдум вопросы могут иметь обязательный или консультативный характер.
При консультативном референдуме выявляется общественное мнение, которое учитывается органами государственной власти в принятии какого-либо законодательного акта или иного решения.
Обязательным референдум считается тогда, когда орган его назначающий, обязан при наличии определённых условий назначить его проведение. [2,162]
В соответствии со статьёй 73 Конституции Республики Беларусь и статьёй 111 Избирательного кодекса Республики Беларусь референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
Согласно статье 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь на республиканский референдум могут выноситься вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь. На местные референдумы могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесённые к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
На республиканские референдумы не могут выноситься:
вопросы, которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;
вопросы, связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением должностных лиц, назначение которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;
вопросы о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;
вопросы об амнистии, о помиловании. [3,137]
На местные референдумы не выносятся вопросы, перечисления в части третьей статьи 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь (то есть вопросы, которые не могут выноситься на республиканский референдум), вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя. [3,138]
Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей, Совету республики и гражданам Республики Беларусь. [4,19 ст74]
Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинства голосов от полного состава каждой из палат и вносится на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесённого не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска. [3,138]
В случае, если с инициативой проведения республиканского референдума выступают граждане, ими образуется группа по проведению референдума из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска.
Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса, предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагаются протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об образовании группы, выдвижении инициативы о проведении референдума, вопросе (проекте решения), предлагаемого на референдум, избрании председателя группы и координаторов по областям и городу Минску, список участников собрания, подписанный председателем и секретарём собрания, а также список членов инициативной группы, давших согласие на участие в работе инициативной группы, что должно быть подтверждено их собственноручными подписями, подлинность которых подлежит нотариальному засвидетельствованию. [2,164]
Страницы: 1, 2