Порядок назначения референдумов в Республике Беларусь

Порядок назначения референдумов в Республике Беларусь

План


Введение

Понятие и форма государственного устройства Республики Беларусь. Понятие суверенитета, его виды. Признаки Республики Беларусь как суверенного государства

Порядок назначения референдумов в Республике Беларусь

Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства. Предоставление убежища в Беларуси

Заключение

Литература



Введение


Конституция - важнейший нормативный акт государства, его Основной Закон, выражающий волю граждан и закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.

Конституции могут подразделяются на:

писаные - принимается в виде единого документа;

неписаные - совокупность законодательных актов (Швеция, Канада, Великобритания);

жесткие - изменяется (дополняется) в более сложном порядке, чем при обычной законодательной процедуре (Россия, Беларусь, Румыния, Испания, Эстония, Швеция, Италия и др.);

гибкие - изменяется (дополняется) в том же порядке, как и обычные законы (Великобритания, Индия, Новая Зеландия и др.);

временные - (срок действия указан в самом тексте) (Бразилия, Мексика);

постоянные - (срок не указан).

Изменения в Конституцию могут вноситься в процессе текущей деятельности, тогда они отражаются в действующем тексте и влекут за собой изменения отдельных статей или включение новых.

Коренные изменения в политической, экономической и социальной жизни общества приводят, как правило, к принятию новой Конституции.

Сущность конституции заключается в том, что она является

основным законом государства

обладает наивысшей юридической силой

является политическим и идеологическим документом.


Понятие и форма государственного устройства Республики Беларусь. Понятие суверенитета, его виды. Признаки Республики Беларусь как суверенного государства


Государственное устройство - это административно-территориальная или национально-территориальная структура государства, правовое положение государства в целом и его составных частей и характер взаимоотношений между ними. [2,128]

В соответствии со ст.1 Конституции Республики Беларусь наше государство является по форме государственного устройства унитарным.

Для унитарного государства характерны следующие признаки:

единая конституция;

единое законодательство;

единая централизованная система органов исполнительной власти;

единая судебная система;

единое гражданство;

единая денежная система;

деление территории государства на административно-территориальные единицы, у которых статус органов власти определяется нормами общегосударственного права. [2,130]

Суверенитет - независимое от каких либо сил, обстоятельств и лиц верховенство, то есть суверенитет - это верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти.

В период распада СССР в Республике Беларусь 27 июля 1990г. Верховным Советом была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, закрепившая основные принципиальные положения и атрибуты суверенитета. В августе 1991 г. Декларации был предан статус конституционного закона, основные положения, которого сохранились в ныне действующей Конституции. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику. Она защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок. [1,139]

В конституционном праве выделяется три разновидности суверенитета:

суверенитет народа, или народный суверенитет

суверенитет государства, или государственный суверенитет

суверенитет национальный.

Народный суверенитет, означает, что народ, составляющий данное государство, ни с кем не делит свою власть.

Согласно 3 ст. Конституции единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией. [4,4]

Государственный суверенитет рассматривается как верховенство государственной власти внутри страны и её независимость во внешнеполитических отношениях.

Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, то есть государственно организованной публично-политической власти. Для государственного суверенитета характерны следующие признаки:

верховенство

независимость и самостоятельность

единство.

Верховенство государственной власти означает, что власть государства распространяется на всю территорию страны, на всех граждан и лиц, не являющихся гражданами, на юридические лица и общественные образования;

Самостоятельность и независимость государства означает, что государство по своему усмотрению определяет внутреннюю и внешнюю политику. Вместе с тем, независимость государственной власти Республики Беларусь не должна нарушать нормы международного права, т.к она присоединилась к этим нормам добровольно.

Единство государственной власти предполагает, что к ведению Республики Беларусь относится определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Материальной основой государственного суверенитета является владение соответствующей территорией, определённой собственностью, культурным достоянием. [2,118]

Национальный суверенитет выражается в возможности и праве нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние, так и внешнеполитические вопросы. [2,123]

Все три формы суверенитета взаимосвязаны и в то же время самостоятельны. Что касается народного суверенитета как осуществления всей полноты власти народом, то его можно считать предпосылкой суверенитета государственного и суверенитета национального. В то же время реализация народного суверенитета в виде государственной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, так как только в этом случае воле народа придаётся государственно обязательная сила [1,139]

Конституционно правовой статус Республики Беларусь как суверенного государства - это его правовое положение, очерчиваемое Конституцией. Конституция подтверждает государственный суверенитет Республики Беларусь на всей её территории.

Важнейшим признаком суверенного государства являются государственные символы - Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, столица. [2,121]

Признаки суверенитета Республики Беларусь:

Верховенство, единство и независимость государственной власти

Наличие своей территории, ее целостность и неделимость

Наличие своего гражданства

Право народа Республики Беларусь на самоопределение

Наличие собственных Вооруженных внутренних войск, органов государственной власти и общественной безопасности.

Наличие собственной денежной и финансово-кредитной системы

Самостоятельность в решении вопросов развития науки, культуры и других сфер жизнедеятельности общества

Наличие государственных символов - герб, флаг, гимн

Наличие органов, институтов, осуществляющих государственную власть.

Порядок назначения референдумов в Республике Беларусь


Референдум - это голосование граждан того или иного государства, какой-либо территории, имеющих избирательные права, для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни. В нашей республике могут проводиться как республиканские, так и местные референдумы в зависимости от решения вопросов, затрагивающих существенные интересы населения республики и соответствующей территории. [2,161]

Выносимые на референдум вопросы могут иметь обязательный или консультативный характер.

При консультативном референдуме выявляется общественное мнение, которое учитывается органами государственной власти в принятии какого-либо законодательного акта или иного решения.

Обязательным референдум считается тогда, когда орган его назначающий, обязан при наличии определённых условий назначить его проведение. [2,162]

В соответствии со статьёй 73 Конституции Республики Беларусь и статьёй 111 Избирательного кодекса Республики Беларусь референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Согласно статье 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь на республиканский референдум могут выноситься вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь. На местные референдумы могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесённые к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

На республиканские референдумы не могут выноситься:

вопросы, которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

вопросы, связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением должностных лиц, назначение которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

вопросы о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

вопросы об амнистии, о помиловании. [3,137]

На местные референдумы не выносятся вопросы, перечисления в части третьей статьи 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь (то есть вопросы, которые не могут выноситься на республиканский референдум), вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя. [3,138]

Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей, Совету республики и гражданам Республики Беларусь. [4,19 ст74]

Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинства голосов от полного состава каждой из палат и вносится на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесённого не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска. [3,138]

В случае, если с инициативой проведения республиканского референдума выступают граждане, ими образуется группа по проведению референдума из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска.

Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса, предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагаются протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об образовании группы, выдвижении инициативы о проведении референдума, вопросе (проекте решения), предлагаемого на референдум, избрании председателя группы и координаторов по областям и городу Минску, список участников собрания, подписанный председателем и секретарём собрания, а также список членов инициативной группы, давших согласие на участие в работе инициативной группы, что должно быть подтверждено их собственноручными подписями, подлинность которых подлежит нотариальному засвидетельствованию. [2,164]

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты