Порядок назначения референдумов в Республике Беларусь

Выносимый на республиканский референдум вопрос должен быть сформулирован инициативной группой чётко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ.

Документы, представленные инициативной группой о проведении республиканского референдума, и вопрос, предлагаемый на референдум, направляются центральной комиссией на заключение в Министерство юстиции и Прокуратуру Республики Беларусь, которые проверяют соответствие вопроса требованиям законодательства Республики Беларусь и соблюдение порядка образования инициативной группы. Этот вопрос с учётом заключения Министерства юстиции и Прокуратуры Республики Беларусь, и состав инициативной группы регистрируется Центральной комиссией. [3,139]

В регистрации отказывается в случае нарушения требований законодательства Республики Беларусь. Отказ может быть обжалован в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь. [2,165]

После регистрации инициативной группы Центральная комиссия выдаёт ей свидетельство о регистрации и образец подписного листа для сбора подписей граждан под предложением о проведении республиканского референдума. Членам инициативной группы выдаётся соответствующее удостоверение. [3,140]

Материальное обеспечение агитации по инициированию республиканского референдума гражданами осуществляется за счёт средств инициативной группы, которая открывает для этого счёт в банке. [2,165]

Сбор подписей граждан под предложением о проведении референдума осуществляется только членами инициативной группы в двухмесячный срок со дня регистрации инициативной группы.

Решение о результатах сбора подписей граждан в подписных листах в поддержку инициативы проведения республиканского референдума принимаются соответствующими районными, городскими исполнительными комитетами, районной администрацией города и направляются в областной, Минский городской исполнительный комитет. [3,141]

Областные, Минский городской исполнительный комитет при необходимости в пятидневный срок могут проверить достоверность подписей граждан в подписных листах. После этого областные, Минский городской исполнительный комитеты составляют заключительный акт о сборе подписей и представляют его в центральную комиссию. [2,166]

Центральная комиссия проверяет соответствие заключительного акта инициативной группы и поступивших решений областных и Минского городского исполнительных комитетов требованиям Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь и составляет заключение о соблюдении данной группой требований Избирательного кодекса. [3,143]

Заключительный акт инициативной группы вместе со своим заключением и протоколом, если отсутствуют основания для отклонения предложения о проведении референдума, Центральная комиссия передаёт Президенту Республики Беларусь. [2,166]

Президент Республики Беларусь назначает референдум в двухмесячный срок после внесения на его рассмотрение в соответствии с Избирательным кодексом предложений палат Национального собрания Республики Беларусь, либо граждан.

В указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума предусматриваются:

дата поведения референдума

юридическая сила решения, принятого референдумом

формулировка вынесенного на референдум вопроса

иные организационные мероприятия по обеспечению проведения референдума.3,145

Если на референдум выносится законопроект, то он прилагается к указу Президента Республики Беларусь о назначении референдума.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее 3-х месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.

Принципы проведения референдумов закреплены в Избирательном кодексе. Референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В референдумах не участвуют те же лица, что и в выборах.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами:

по своей инициативе;

по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

В случае, когда граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участия в референдуме:

в области и городе Минске - не менее 50 человек

в районе, городе, районе в городе - не менее 20 человек

в посёлке, сельсовете - не менее 10 человек. [3,151]

Документы на проведение местного референдума, предоставленные инициативной группой, и вопрос, предлагаемый на референдум, направляются местным исполнительным и распорядительным органом на заключение в соответствующий областной, Минский городской орган юстиции, которые проверяют соответствие вопроса, выносимого на референдум, требованиям законодательства и соблюдение порядка образования инициативной группы. В течении 30 дней со дня обращения за регистрацией инициативной группе выдаётся свидетельство о регистрации, образец подписного листа, а членам инициативной группы - соответствующие удостоверения. [3,151]

Если исполнительным и распорядительным органом установлено, что собрано необходимое количество подписей, инициативная группа по проведению местного референдума составляет заключительный акт и представляет его в соответствующий исполнительный и распорядительный орган, который передаёт его в местный Совет депутатов.

Решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с районным делением - городским Советом депутатов не позднее 30 дней со дня внесения в соответствии с требованиями Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь. [3,152]

Дата проведения референдума устанавливается не позднее 3-х месяцев со дня принятия решения о назначении референдума.

Решение местного Совета депутатов о назначении референдума публикуется в печати и обнародуется в других средствах массовой информации.

Подготовку и проведение референдумов обеспечивают следующие комиссии:

1) Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов;

2) территориальные комиссии (областные и Минская городская комиссии; районные, городские, районные в городах комиссии);

3) участковые комиссии. [3,153]

Органы внутренних дел обеспечивают сохранность бюллетеней и общественный порядок в дни проведения референдумов.


Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства. Предоставление убежища в Беларуси


Иностранными гражданами в Республике Беларусь, согласно статье 1 Закона Республики Беларусь "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства ", признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. [2,103]

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. [1,422]

Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законами и международными договорами. [4,6 ст.11]

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. [2,104]

Осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Беларусь своих прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Республике Беларусь, правам и законным интересам граждан Республике Беларусь и других лиц. Ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо для защиты прав и основных свобод граждан Республике Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения. [1,423]

Положение Закона Республики Беларусь "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" в отношении иностранных граждан, находящихся на территории Республики Беларусь, на взаимной основе. Если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, то Парламентом в ответ могут устанавливаться соответственные ограничения прав и свобод в отношении граждан этого государства. [2,104]

Осуществление прав и свобод, предоставленных иностранным гражданам, неотделимо от исполнения ими обязанностей, установленных законодательством. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РБ и соблюдать законы, с уважением относиться к правилам, традициям и обычаям народа. [1,423]

Иностранные граждане и лица без гражданства могут проживать в Республике Беларусь постоянно либо временно. Они считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство.

Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства выдаётся если они:

находятся в близком родстве с гражданами республики Беларусь

заключили брак к гражданином Республики Беларусь. [2,105]

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь и занимающиеся на законных основаниях трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая права на социальное обеспечение. [1,425]

Иностранные граждане и лица без гражданства находящиеся в Республике Беларусь по иным основаниям, считаются временно проживающими в Республике Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания, а в иных случаях - только при получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров Республики Беларусь. [2,2,106]

Иностранные граждане и лица без гражданства, считающиеся временно проживающими в Республике Беларусь должны выбыть по истечении определённого срока пребывания.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РБ, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами нашей республики за исключением лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью.

Однако права иностранных граждан и лиц без гражданства в определенной степени ограничены по сравнению с правами граждан республики:

1) они не имеет права избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь;

2) принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах);

3) не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью (быть дипломатами, нотариусами, прокурорами, следователями, входить в экипаж воздушных судов и другие);

4) не исполняют всеобщей воинской обязанности;

5) они ограничены в передвижении по территории и в выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан. [1,426]

Иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть отказано во въезде в Республику Беларусь:

если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан республики Беларусь

в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения

если во время прежнего пребывания в Республике Беларусь были установлены факты нарушения лицом законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенного, валютного или иного законодательства

если при возбуждении ходатайства о въезде лицо сообщило о себе ложные сведения или не представило необходимые документы

если иностранный гражданин или лицо без гражданства, въезжающие на территорию Республики Беларусь, не располагают средствами, необходимыми для покрытия расходов по своему пребыванию на территории Республики Беларусь и выезду за пределы Республики Беларусь. Размер средств, необходимых для оплаты указанных расходов, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

если иностранный гражданин или лицо без гражданства включены в Список лиц, въезд которых на территорию Республики Беларусь запрещён или нежелателен.

в других случаях предусмотренных законами Республики Беларусь. [2,106]

В соответствии с Положением о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утверждённым Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 1999год № 1653, иностранные граждане и лица без гражданства могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь:

если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;

если их действия противоречат интересам государственной безопасности или охраны общественного порядка;

если они грубо нарушили законодательством положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенное, валютное, или иное законодательство и нет оснований для привлечения их к уголовной ответственности;

В других случаях предусмотренных законами Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны покинуть Республику Беларусь в срок, указанный в решении о депортации, принятом в установленном порядке. Иностранные граждане и лица без гражданства, которые уклоняются от выезда либо в отношении которых имеются основания полагать, что они могут уклониться от выполнения решения о депортации, подлежат с санкции прокурора задержанию и депортации. Задержание допускается на срок, необходимый для депортации. [2,107]

Республика Беларусь предоставляет право политического убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность (ст.12 Конституции Республики Беларусь). [4,6]

На ОВД возлагается задача по защите прав иностранных граждан и лиц без гражданства, а также осуществление контроля за ними. Так, иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Беларусь, должны в 3-х дневный срок зарегистрироваться в паспортно-визовой службе ОВД. Далее сотрудники ОВД осуществляют периодический контроль за тем, чтобы эта категория граждан соблюдала законодательство Республики Беларусь. В работе с иностранными гражданами сотрудники ОВД должны строго соблюдать законность, высокую культуру и вежливость. [2,110]


Заключение


Конституция - важнейший нормативный акт государства, его Основной Закон, выражающий волю граждан и закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.

Сущность конституции заключается в том, что она является

основным законом государства

обладает наивысшей юридической силой

является политическим и идеологическим документом.

В статье 1 Конституции Республики Беларусь отмечена форма государственного устройства страны - наше государство является по форме государственного устройства унитарным.

Согласно 3 статьи. Конституции единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией.

Конституционно правовой статус Республики Беларусь как суверенного государства - это его правовое положение, очерчиваемое Конституцией. Конституция подтверждает государственный суверенитет Республики Беларусь на всей её территории.

В соответствии со статьёй 73 Конституции Республики Беларусь и статьёй 111 Избирательного кодекса Республики Беларусь референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законами и международными договорами в соответствии со статьёй 11 Конституции Республики Беларусь.

Конституция составляет ядро правовой системы, она является базой для развития всего законодательства.


Литература


1. Г.А. Василевич. Конституционное право Республики Беларусь". Учебник. Мн., 2003.

2. Демичев Д.М. Конституционное право. Учебное пособие. - Минск: Вышэйшая школа, 2004. - 351с.

3. Избирательный кодекс Республики Беларусь. - Минск: Амалфея, 2008. - 200с.

4. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). Минск, 2006. - 50с.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты