Порядок создания новой фирмы и правовое регулирование ее деятельности
Введение
Переход РФ к рыночной экономике потребовал возрождения организационно-правовых форм, способных обеспечить беспрепятственное движение товаров, работ и услуг, рациональную организацию производства, торговли, банковского дела и т.д.
За годы реформы, которая началась с политической сферы, укоренилась в экономике и распространилась на правовую систему, наметился переход к пониманию роли государства в обществе вообще и в экономике в частности как всего лишь одного из участников возникающих социальных отношений. Другим, причем равноправным участником этих отношений является хозяйствующий субъект. Государство не предписывает ему поведение, а лишь формирует правила, которым это поведение должно подчиняться. Соответственно и хозяйствующий субъект для того, чтобы уложиться в эти правила, устанавливает свои правовые нормы, упорядочивающие его деятельность на локальном уровне и взаимоотношения со всей внешней средой.
Так образуется целостная система регулирования хозяйственных отношений, в которой общие принципы и нормы дополняются, развиваются и операционализируются локальными правилами и механизмами, обеспечивающими согласованную реализацию этих общих принципов и норм.
При этом проблема состоит не только в том, как определить оптимальные пределы усмотрения хозяйствующего субъекта таким образом, чтобы не сковать его инициативу и не исключить возможность полного достижения целей и удовлетворения частных интересов. Очень важно также, чтобы локальное регулирование не противоречило, не искажало, не подменяло и не отменяло общие требования.
К этому следует добавить и то обстоятельство, что в переходных условиях само законодательство и нестабильно, и должным образом не отшлифовано, несет на себе следы поспешности и злободневности. Но если нестабильность еще может быть оправдана динамикой реформирования, то ущербность юридической техники при создании и конструировании законодательных актов работает против самой реформы с силой, прямо пропорциональной масштабу этого акта.
В настоящее время Россия находится на переломном этапе своего развития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы на этот который во многом зависят от состояния и тенденций развития предпринимательства.
В силу этого представляется актуальным теоретическое исследование проблем государственного регулирования предпринимательства и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
В представленной курсовой работе поставлена цель проследить порядок создания новой фирмы и правовое регулирование деятельности на примере конкретной фирмы.
1. Правовое регулирование образования и деятельности фирм
1.1 Правовые аспекты предпринимательской деятельности
Предпринимательской признается самостоятельная производственная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли (ст. 2 ГК РФ).
Что нужно знать предпринимателю о законе? И нужно ли это вообще? Нельзя ли вообще обойтись без знакомства с законодательством, ведь у предпринимателя хватает иных забот? Увы, для осуществления успешной деятельности без знакомства с законом обойтись трудно. Знание закона во многих ситуациях позволяет принять наиболее эффективные решения. Кроме того, всем известно, что незнание закона не освобождает от ответственности, а ответственность эта может быть весьма и весьма значительной.
При осуществлении предпринимательской деятельности приходится сталкиваться со многими областями права, изложенными во многих федеральных законах и других правовых актах, однако юридические основы предпринимательской деятельности заложены Гражданским кодексом РФ.
После того как учредитель организации решил, какой деятельностью собирается заниматься, необходимо выбрать организационно-правовую форму (т.е. вид организации или индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица), после чего необходимо пройти государственную регистрацию, встать на учет в налоговом органе, открыть расчетный счет в банке, получить лицензию (для лицензируемых видов деятельности).
Предпринимательской деятельностью могут заниматься юридические и физические лица.
Под физическим лицом следует понимать граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Юридическое лицо – это организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48, 56 ГК РФ).
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Юридические лица могут быть российскими и иностранными.
Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими организациями.
Юридическое лицо действует через свои органы, их действия рассматриваются как действия самого юридического лица. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (ст. 53 ГК РФ).
Состав органов (высший и исполнительные), их компетенция, порядок назначения или избрания определяются для различных видов организаций законодательством и учредительными документами. Но юридическое лицо может действовать не только через свои органы – в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может действовать непосредственно через своих участников.
Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, а в предусмотренных законом случаях должно содержать и указание на характер деятельности (ст. 54 ГК РФ).
Если юридическое лицо является коммерческой организацией, то оно должно иметь фирменное наименование. Фирменное наименование подлежит специальной регистрации и регистрируется вместе с самой организацией в составе ее учредительных документов. С момента регистрации у организации возникает исключительное право его использования. Так, только данная организация вправе использовать свое фирменное наименование (на вывесках, упаковке, рекламе, бланках и др.), другие лица могут использовать его только с согласия данной организации. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 54 ГК РФ).
Юридическое лицо может иметь представительства и филиалы.
Представительство – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиал – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст. 55 ГК РФ).
Так что представительства и филиалы различаются порученными им функциями, у представительства они более узкие. Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, они являются составными частями создавшего их юридического лица. Так, они не имеют обособленного имущества, а наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений, их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ).
Кроме казенных предприятий и финансируемых собственником учреждений – их ответственность по обязательствам несколько иная: их имущество не принадлежит им на праве собственности и по обязательствам этих организаций отвечают и собственники.
Ответственность юридического лица – один из наиболее важных факторов при выборе начинающим предпринимателем организационной формы будущей деятельности.
По общему правилу:
«Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица» (ст. 56 ГК РФ).
Итак, участник не отвечает по обязательствам (например, по долгам) организации, а организация не отвечает по обязательствам участников, ЕСЛИ законодательством или учредительными документами не предусмотрено иное. Существуют виды организаций, для которых законодательство предусматривает большую ответственность ее участников: хозяйственные товарищества, общество с дополнительной ответственностью, производственный кооператив.
Юридическое лицо может быть реорганизовано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (ст. 57 ГК РФ).
Реорганизация – это процесс, при котором одни юридические лица прекращаются, а на их базе возникают другие. Но при реорганизации прекращение юридических лиц не влечет прекращения их прав и обязанностей (как при ликвидации), а соблюдается правопреемство (т.е. переход прав и обязанностей), права и обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом.
Существуют следующие формы реорганизации (ст. 57–58 ГК РФ):
слияние – прекращается самостоятельное существование сливающихся организаций и на их базе образуется новое юридическое лицо – права и обязанности каждой из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом,
присоединение – одно юридическое лицо вливается в другое и первое перестает самостоятельно существовать, а второе продолжает свое существование – к нему и переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом,
разделение – на базе прекратившегося юридического лица образуются новые юридические лица – его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом,
выделение – возникает новое юридическое лицо (одно или несколько), а то, из которого оно (они) выделилось, продолжает свое существование – к каждому из выделившихся переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом,
преобразование – юридическое лицо прекращает свое существование и на его базе возникает новое юридическое лицо (происходит изменение организационно-правовой формы) – к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
«Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица» (ст. 57 ГК РФ).
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ).