Порядок создания новой фирмы и правовое регулирование ее деятельности

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Добровольно оно может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Принудительно оно может быть ликвидировано по решению суда – например, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов и др.

А также в тех случаях, когда организация в соответствии с законом обязана быть преобразована в другую форму или ликвидирована, но не выполняет этого в добровольном порядке (например, при превышении числа участников в закрытом акционерном обществе).
Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления.

Кроме того, коммерческие организации, потребительские кооперативы и фонды ликвидируются также вследствие признания их несостоятельными (банкротом), а если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то оно может быть ликвидировано только в порядке банкротства (ст. 61, 65 ГК РФ). Юридическое лицо может быть признано банкротом по решению суда, а может добровольно совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и ликвидации. Банкротство – длительная и сложная процедура и регулируется специальным Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ Действует со 2 декабря 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)».

Исключение: положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия, которые являются коммерческими организациями.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 63 ГК РФ).


1.2   Порядок образования юридического лица


Основными этапами создания организации является:

1. Учреждение юридического лица: проведение учредительного собрания, подготовка учредительных документов, оплата уставного капитала

2. Государственная регистрация

3. Постановка на учет в налоговых органах

4. Получение справки из органа статистики о присвоении кодов деятельности (ОКПО, ОКВЭД)

5. Постановка на учет в органах внебюджетных фондов (пенсионном фонде, фонде социального страхования, фонде обязательного медицинского страхования);

6. Открытие расчетного счета в банке

7. Получение лицензии (для лицензируемых видов деятельности), сертификация и т.п.


1.2.1    Учреждение юридического лица

Организация (юридическое лицо) считается созданной после ее государственной регистрации, т.е. со дня внесения сведений о ней в единый государственный реестр юридических лиц. Однако прежде чем обратиться в регистрирующий орган учредители должны выполнить необходимые действия по созданию (учреждению) организации:

– решить следующие вопросы: определить наименование и организационно-правовую форму создаваемой организации; место нахождения органа управления; величину уставного капитала, его распределение между учредителями и порядок его формирования (формы и сроки оплаты); схему управления организацией и компетенцию органов управления;

– разработать проекты необходимых учредительных документов;

– провести учредительное собрание (если учредителей более одного), на котором необходимо: заключить учредительный договор или договор о создании организации, утвердить устав (на основе разработанного проекта), а также избрать (назначить) органы управления организацией. Собрание оформляется протоколом, который также представляется в регистрирующий орган вместе с учредительными документами;

– оплатить денежные вклады в уставный капитал, а для неденежных вкладов – провести их денежную оценку и оформить передачу соответствующего имущества.

Порядок выполнения этих действий, набор требуемых документов и их содержание различны для разных видов юридических лиц и определены в соответствующем законе, регламентирующем деятельность данной организации. Кроме того, набор требуемых документов и их содержание может также зависеть от количества учредителей (один или несколько).

Для ряда юридических лиц до государственной регистрации организации требуется оплатить денежные вклады в уставный капитал, а для неденежных вкладов – провести их денежную оценку и оформить передачу соответствующего имущества.

Ранее, до 1 июля 2002 года, документы, подтверждающие вклады в уставный капитал, было необходимо предоставить в регистрирующий орган. Сейчас их предоставлять законом не требуется, но при регистрации дается «подписка», что соблюден требуемый законом порядок оплаты уставного капитала.

Оплата денежных вкладов производится путем внесения соответствующих сумм на специально открываемый временный накопительный счет банка, справка из банка будет предъявляться в регистрирующий орган в подтверждение оплаты.

Временный накопительный счет открывается юридическому лицу для внесения, частично или полностью, уставного капитала организации еще до момента его государственной регистрации. Исходя из общей практики, временный накопительный счет обычно открывается в случае, если организация формирует уставный капитал деньгами для временного аккумулирования денежных средств, хотя такой счет имеет право открыть любое юридическое либо физическое лицо. Счет также может использоваться для поступлений денежных средств из других источников, но при этом снимать деньги и использовать его для расчетов организация не может.

Для открытия временного накопительного счета необходимо предоставить в банк учредительные документы создаваемой организации: устав, учредительный договор (если он есть), протокол учредительного собрания, протокол либо приказ о назначении руководителя и главного бухгалтера.

После открытия временного накопительного счета и внесения денежных средств банк дает справку о внесении денежных средств в счет оплаты уставного капитала.

Внесение неденежного вклада оформляется актом приема-передачи, а его оценка в одних случаях может производиться соглашением самих учредителей, а в других – необходимо проведение оценки у независимого оценщика. Порядок оценки устанавливается соответствующим законом, регламентирующим деятельность организации данного вида.

Внесение вкладов в уставный капитал акционерного общества (АО) производится в форме размещения акций.

В соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об акционерных обществах» установлено, что не менее 50% акций (т.е. уставного капитала) должно быть оплачено в течение 3 месяцев с момента гос. регистрации (а не на момент регистрации, как было до 1 января 2002 года).

Для этого – уже после регистрации АО – общее собрание АО принимает решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг (акций) – на основании договора о создании АО, затем – производится государственная регистрация выпуска акций, а затем – размещение акций путем распределения среди учредителей (т.е. их оплата).

Однако оплата уставного капитала может быть осуществлена и до регистрации АО, а оформление выпуска ценных бумаг осуществляется в том же порядке, что указан выше.


1.2.2    Регистрация юридических лиц и постановка на учет в налоговом органе

Организация (юридическое лицо) считается созданной после ее государственной регистрации, т.е. со дня внесения сведений о ней в единый государственный реестр юридических лиц.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В подтверждение государственной регистрации выдается свидетельство о государственной регистрации и зарегистрированному субъекту присваивается индивидуальный уникальный регистрационный номер, а сведения о регистрации заносятся в государственный реестр.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры: Единый государственный реестр юридических лиц (содержит сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и др.) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (содержит сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей и др.).

Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, являются открытыми и общедоступными.

С 1 июля 2002 года введен в действие закон о регистрации юридических лиц, а с 1 января 2004 года введена в действие новая редакция закона, предусматривающая также и регистрацию индивидуальных предпринимателей: О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ред. от 23.06.2003). Федеральный закон от 8 августа 2001 года №129-ФЗ.

С 1 июля 2002 года исполнение функций государственной регистрации юридических лиц возложено на налоговые органы, а с 1 января 2004 года регистрация индивидуальных предпринимателей производится также в налоговых органах. В налоговом органе производится регистрация вновь образуемых организаций и индивидуальных предпринимателей, а также внесение изменений в учредительные документы, реорганизация и ликвидация организаций и регистрируется прекращение предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя.

С введением с 1 июля 2002 года закона «О государственной регистрации юридических лиц» все существующие организации были обязаны подать сведения о себе по установленной форме в налоговые органы в течение 6 месяцев со дня вступления в силу закона «О государственной регистрации юридических лиц», т.е. до 1 января 2003 года. Невыполнение признавалось основанием для ликвидации такой организации (ликвидация проводится судом по заявлению налогового органа) (ст. 26 закона «О государственной регистрации»).

Юридические лица – а с 1 января 2004 года и индивидуальные предприниматели – в течение 3 дней с момента изменения учредительных документов или иных сведений (наименования, адреса, учредителей, уставного капитала, организационно-правовой формы, лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также их паспортных данных) обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Невыполнение этого требования может повлечь наложение штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ, т.е. 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Заметим, что для индивидуальных предпринимателей аналогичная административная ответственность пока не предусмотрена. Однако регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов (ст. 25 закона «О государственной регистрации»).

Ранее нормативные акты предусматривали только две причины прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя-либо в добровольном порядке, либо по решению суда. Сейчас ст. 22.3 закона «О государственной регистрации» также предусматривает прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, а также порядок прекращения в связи со смертью физического лица.

Введены единые формы документов (заявления, уведомления и др.) Введены единые формы документов (заявления о регистрации, уведомления регистрирующих органов, свидетельств о регистрации и др.), применяемых для регистрации юридических лиц, а с 1 января 2004 года и для регистрации индивидуальных предпринимателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты