Порядок управления территориальными органами пенсионного фонда России
Калачинский филиал
Автономного учреждения среднего профессионального образования Омской области
"Техникум "Учебный центр "Ориентир"
Контрольная работа
По дисциплине: "Организация работы органов социального обеспечения"
Порядок управления территориальными органами Пенсионного фонда России
Работу выполнила:
Студентка 4 курса
Группа СЗ 36
Отделение: заочное
Специальность:
Право и организация
социального обеспечения
2009
У Пенсионного фонда Российской Федерации более 100 миллионов клиентов – все работающее население страны, пенсионеры, страхователи, получатели ежемесячной денежной выплаты и дополнительного ежемесячного материального обеспечения. Ежегодно в Фонд поступает более 87 миллионов документов. Около 99 % из них - в электронной форме. Годовой объем информации, которой Фонд обменивается с клиентами, выражается в терабайтах. Учитывая количество клиентов и широкую номенклатуру услуг, такой объем информации невозможно было бы обработать в требуемые сроки без использования современных информационно-коммуникационных технологий. Именно активное их внедрение и оптимальное применение является сегодня ключевым фактором успешной работы Пенсионного фонда. Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают эффективную работу сотрудников Фонда во всех ситуациях: на их рабочих местах в офисах органов ПФР, во время приема страхователей и граждан, в консультационных пунктах на предприятиях и в организациях. Автоматизированное рабочее место имеется у каждого специалиста ПФР.
Локальные вычислительные сети районного звена на региональном уровне объединены в корпоративную сеть передачи данных, а корпоративные сети ПФР в регионах объединяются с использованием магистральных каналов связи в глобальную корпоративную сеть ПФР. Телекоммуникационная сеть передачи данных используется в целях эффективного управления деятельностью подразделений ПФР на всей территории страны, для онлайнового доступа сотрудников ПФР к информационным ресурсам, для выполнения производственных процессов, связанных с передачей значительных объемов информации в ходе информирования застрахованных лиц. Единая сеть передачи данных Пенсионного фонда поддерживает услуги голосовой связи, электронной почты и удаленного доступа к базам данных.
Таким образом, именно информационно-коммуникационные технологии позволяют сотрудникам Пенсионного фонда справиться с огромным и постоянно растущим объемом услуг, предоставляемых на всей территории страны миллионам граждан и организациям, добиваясь при этом необходимого качества и экономичности в работе. Информационно-коммуникационные технологии позволяют гражданам получить информацию об их правах в сфере социальной защиты, причем как информацию о юридических нормах, устанавливающих эти права, так и сведения о конкретных правах конкретного человека. Кроме того, благодаря применению информационно-коммуникационных технологий становится возможным в сжатые сроки реализовать инициативы государства в области социального обеспечения и социального страхования. Здесь, в частности, можно упомянуть реализацию Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ, в соответствии с которым в течение пяти месяцев была создана и стала реально использоваться во всех регионах страны информационная база получателей выплат по этому закону, в которой к настоящему времени содержатся данные более чем на 16 миллионов человек.
Конечно, процесс развития информационно-коммуникационных технологий в Пенсионном фонде неотделим от этапов становления и развития Фонда в целом.
Первый этап был связан с выделением бюджета ПФР в самостоятельный и независимый от федерального и региональных бюджетов, созданием организационной основы Фонда, внедрением технологии учета страховых взносов (работой со страхователями). Этот этап закончился к середине 90-х годов.
Второй этап характеризовался развитием технологической и организационной базы преобразований: внедрением персонифицированного учета и укреплением федерального характера пенсионной системы. В 1996 г. был принят Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", в соответствии с которым изменялись принципы и порядок учета пенсионных прав работающих граждан. Основное значение для определения размера пенсии приобретал не общий трудовой, а учтенный страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. А в 1997 г. были приняты изменения к Закону о государственных пенсиях, согласно которым пенсии должны назначаться на основании сведений персонифицированного учета. В том же году в системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учета, который обеспечивает оперативное взаимодействие со всеми территориальными отделениями ПФР по каналам телекоммуникационной сети передачи данных, ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня. Таким образом, второй этап преобразований в пенсионной системе заключался в формировании информационно-технологической основы дальнейших преобразований и конкретизации направлений предстоявших работ, а также самого облика будущей пенсионной системы. Можно считать, что этот этап завершился в 1997 г., когда система персонифицированного учета была развернута на большей части территории страны.
Началом третьего этапа преобразований, который продолжается и сегодня, можно считать одобрение в начале 1998 г. Правительством Российской Федерации Программы пенсионной реформы и входящего в нее плана конкретных мер. В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" № 113-ФЗ, который усилил страховой характер пенсионного обеспечения в России. На этом этапе реформирования была укреплена институциональная основа пенсионной системы – в 1998 г. был принят Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах.
В сентябре 2000 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации". Указом было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключить с Пенсионным фондом соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий. В результате накануне полномасштабной структурной реформы удалось унифицировать принципы и формы работы органов пенсионного обеспечения по всей территории страны, объединив в них весь цикл работы пенсионной системы - от регистрации страхователей и застрахованных лиц до выплаты пенсий. В процессе выполнения своих функций ПФР стал решать три взаимосвязанные задачи: формирование ресурсов для финансирования пенсий; фиксацию пенсионных прав застрахованных лиц (в том числе их расчетного пенсионного капитала) в процессе их трудовой деятельности; назначение, перерасчет и выплату пенсий.
Создание перечисленных организационных, институциональных и технологических предпосылок позволило в конце 2000 г. радикально активизировать реформирование пенсионной системы. В 2001-2002 гг. был принят блок новых пенсионных законов - "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Их реализация привела к серьезным структурным и технологическим изменениям системы пенсионного обеспечения России.
Стал полностью использоваться информационно-технологический потенциал созданной в ПФР системы персонифицированного учета: все процедуры назначения, перерасчета и корректировки пенсий основываются на информации о приобретенных соответствующим лицом пенсионных правах, отраженной в его индивидуальном лицевом счете в системе персонифицированного учета ПФР. Законодательно был введен ежегодный перерасчет страховой части трудовой пенсии, который охватывает около 6 миллионов работающих пенсионеров и осуществляется в течение 2-3 месяцев.
Ежегодно производится информирование десятков миллионов занятых в экономике граждан России - застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования, включая рассылку им писем с извещениями ПФР. В 2003 году в Пенсионном фонде создан Технологический комплекс печати и рассылки документов застрахованным лицам, на котором, с использованием данных персонифицированного учета, производится печать, конвертование и подготовка к рассылке документов застрахованным лицам о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования, а также документов для выбора застрахованным лицом управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда. Появился и новый информационный поток, связанный с приемом и обработкой заявлений граждан о выборе управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда для управления пенсионными накоплениями этих лиц. У Пенсионного фонда возникли новые функции, связанные с взаимодействием (прежде всего информационным) с другими организациями: организациями - трансферагентами, осуществляющими прием заявлений граждан, управляющими компаниями, негосударственными пенсионными фондами, органами исполнительной власти как федеральными, так и субъектов Российской Федерации, территориальными фондами обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования Российской Федерации и его региональными отделениями. Потребовалось серьезное развитие информационного взаимодействия с налоговой службой и Федеральным казначейством для учета страховых взносов, уплаченных страхователями и поступивших на счета Пенсионного фонда. Во исполнение Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ создана система электронного информационного обмена с электронной цифровой подписью для регистрации организаций и предпринимателей. С принятием функций назначения и выплаты пенсий на всей территории страны потребовалось оснастить в ПФР техникой и технологией десятки тысяч новых рабочих мест, обеспечить им доступ к информационным ресурсам Фонда, организовать соответствующие коммуникации. В соответствии с основными группами клиентов в автоматизированной информационной системе (АИС) Пенсионного фонда с функциональной точки зрения выделяются три взаимосвязанных человеко-машинных подсистемы:
- подсистема взаимодействия со страхователями;
- подсистема персонифицированного учета, работа которой базируется на программно-техническом комплексе персонифицированного учета (ПТК СПУ);
- подсистема назначения и выплаты пенсий.
Информационные технологии, предоставляемые отделениям и территориальным органам Пенсионного фонда России, являются не только настраиваемыми аппаратно-программными комплексами, но и технологическими агрегатами, позволяющими функциональным его подразделениям вместе с отделениями "конструировать" технологические процессы решения конкретных задач как в целом во всей системе, так и в конкретной территории. Развитие Автоматизированной информационной системы ПФР базируется на ряде принципов, включая принцип открытости, принцип методологического, технического и информационного единства, принцип использования в территориальных органах только рекомендованных в системе ПФР общесистемных программных средств, принцип одноразового ввода данных и многократного их использования и другие. В процессе реализации указанных принципов обеспечивается достоверность циркулирующей в системе информации и ее защита от несанкционированного доступа и искажений. Хотя основная обработка данных в Фонде выполняется во внутренней (Интранет) сети, есть необходимость обеспечения доступа в Интернет. Основные потребности – почта Интернет и доступ к Web-ресурсам для обмена данными с внешними организациями, поиска информации. Кроме того, публикация материалов Пенсионного фонда на официальном сайте в Интернет (http://www.pfrf.ru/) позволяет оперативно информировать пользователей этой сети, в том числе и средства массовой информации, об изменениях в обязательном пенсионном страховании, о ходе пенсионной реформы, о мероприятиях, проводимых Фондом, в частности, о его международном сотрудничестве. Значимым фактором международного признания достижений Пенсионного фонда Российской Федерации в области внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий стало предложение Международной ассоциации социального обеспечения провести в Москве XI международную конференцию МАСО по информационным и коммуникационным технологиям в области социального обеспечения, которая проходила в г. Москве 29 июня – 1 июля 2005 года. В состоявшейся серьезной дискуссии по теме "Информационные и коммуникационные технологии как ресурс и инструмент трансформирования системы социального обеспечения" приняли участие порядка 500 экспертов из 81 страны мира, представляющих около 200 национальных организаций социального обеспечения. На Конференцию прибыли Президент МАСО Корасон Де Ла Пас, Почетный президент МАСО Йохан Верстратен, руководитель Технического комитета МАСО по информационным и коммуникационным технологиям Алонсо Феррерас, директор Департамента по подготовке и проведению мероприятий МАСО Алехандро Бонилья и другие представители руководства Ассоциации. В работе приняли также участие представители Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, наши коллеги из стран Содружества Независимых Государств и приглашенные эксперты. С основным докладом на Конференции выступил Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю. Зурабов, который подчеркнул, что Московская конференция проходит в период изменений в самой парадигме социальной защиты и социального страхования населения, а именно, изменений, предопределенных новыми серьезными тенденциями в демографической, экономической и технологической ситуации в странах – участниках МАСО. Доклад об интеграции систем предоставления услуг на примере некоторых проектов Пенсионного фонда Российской Федерации представил Заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда России А.П. Колесник. В течение трех дней состоялось конструктивное обсуждение актуальных проблем в социальном страховании, полезный обмен опытом достижений в сфере применения информационных технологий для нужд социальной защиты населения и результативные встречи с коллегами из других стран. Как и другие участники конференции, Пенсионный фонд представил результаты, достигнутые в пенсионном обеспечении и страховании граждан России с использованием информационно-коммуникационных технологий. Анализ и обобщение передового международного опыта использования информационных технологий не только обогащает всех его участников, но и способствует нахождению правильных решений постоянно возникающих новых задач в области социального обеспечения граждан. Особенностью современных информационно-коммуникационных технологических проектов является то, что они не являются автоматизацией уже применяемых процедур обработки информации сотрудниками организаций социального страхования и социальной защиты, а порождают новое содержание в их работе и новое качество предоставления услуг. В этом контексте можно сказать, что на основе информационно-коммуникационных технологических проектов осуществляется реинжиниринг действующих и создание новых бизнес процессов социальной защиты населения.
Страницы: 1, 2