Вместе с тем, определенный интерес представляет предложение Г.М. Мякишева реформировать систему специального профессионального обучения для "массовых должностей" рядового и младшего начсостава: кадровые аппараты отбирают кандидатов на службу и направляют их для поступления в учебные центры; выдержавших вступительные экзамены зачисляют курсантами; по результатам выпускных экзаменов, с учетом характеристики преподавателей, начальников подразделений органов внутренних дел, где курсанты проходили стажировку (практику), принимается соответствующее решение о прохождении испытательного срока. Лицам, прошедшим испытание, присваивается соответствующее специальное звание, и они откомандировываются в подразделения, где назначаются на соответствующие должности [64, c.78]. Такой подход, при условии закрепления дополнительных гарантий прав для указанной категории работников, имеет смысл, и может быть внедрен в практику подготовки кадров и комплектования служб, подразделений органов внутренних дел, после тщательного научного анализа.
С учетом вышесказанного, представляется целесообразным распространить на испытание при приеме на службу в ОВД Украины сроки, установленные действующим трудовым законодательством [41, c.25], и, прежде всего, предельный шестимесячный срок, закрепленный в ч.1 ст.27 КЗоТ Украины, ст.18 Закона Украины от 16.12.93 г. "О государственной службе" [3, ст.490]. В этой связи уместно вспомнить, что еще в параграфе 8 Примерного типового коллективного договора (для милиции, угрозыска и мест заключения), разработанного ЦК профсоюза совторгслужащих в 1930 г. [65], содержалось четкое предписание о недопустимости применения "положения о временных работниках с целью удлинения установленных законом сроков испытания". Эффективность испытания при приеме на работу (службу) зависит не только и даже не столько от длительности его срока, сколько от рациональной его организации, проведения. Правильно указывается в литературе, что необходимо "предусмотреть процедуру завершения испытания, факт установления его результатов. Ведь, очевидно, что испытание заключается не столько в его сроке, сколько в подтверждении квалификации работника. Таким подтверждением являются результаты работы, выполненная задача и др. Целесообразно предусмотреть обязанность собственника (работодателя - прим. мое О. Л) сообщать работнику, выдержал ли он испытание. В таком подходе есть цивилизованный человеческий подход, который не оставляет двусмысленности. Исходя из этого, следует бы подумать и о целесообразности существования достаточно продолжительных сроков испытания, которые предусмотрены КЗоТ. Сроки должны быть сокращены. Для того чтобы установить пригодность работника, не нужен срок в 3 и 6 месяцев, достаточно и 30-45 дней" [13, c.227].
Видимо, этим обусловлены предложения узаконить, в частности, тестовую проверку в процессе испытания [66, c.126; 67, c.159; 68, c.57; 69, c.40-41]. Ряд социологов, психологов в этом вопросе придерживаются именно такой точки зрения [70, c.234-239; 71, c. 197]. Подобная практика широко распространена за рубежом. Например, по данным, относящимся еще к 90-м гг., уже 55% американских компаниях применяли тесты профотбора [72, с.101]. В последние годы система тестирования при приеме и прохождении службы в ОВД Украины также получила свое развитие: например, 28.07.04 г. приказом МВД Украины №842 была утверждена Инструкция о применении компьютерных полиграфов в работе с персоналом органов внутренних дел Украины, которая регламентирует вопросы по применению компьютерных полиграфов ("детекторов лжи". - прим. мое О. Л) в работе с персоналом ОВД Украины, определяет основные направления, принципы и условия использования полиграфов в процессе профессионально-психологического отбора кандидатов на службу и обучение, во время кадровых проверок и проведения служебных расследований.
Заключение
В новом Трудовом кодексе Украины необходимо предусмотреть специальные нормы о критериях оценки работы в период испытания, его процедурные основы [73, с.85-86; 74, с.27-28]. При этом, важно запретить при исследовании личности работника вторжение в его личную жизнь, сбор, хранение и обработку данных, которые не имеют отношения к профессиональным качествам работника. В законе должны быть четко обозначенные границы прав работодателя в применении специальных тестов по проверке личных, психологических и других качеств кандидата на работу, а в отношении кандидатов на службу в ОВД, работников ОВД - необходимо установить "жесткие" пределы такого "вмешательства", с учетом объективных потребностей службы, имеющейся специфики выполнения служебно-трудовой функции в том или ином подразделении органов внутренних дел.
Литература
1. Лавриненко О.В. Контрактная форма трудового договора как основание возникновения служебно-трудового правоотношения работников органов внутренних дел: Научно-практ. пособие. - Х.: Знание, 1999.
2. Лавріненко О.В. Удосконалення законодавства про контрактну форму комплектування органів внутрішніх справ як тенденція розвитку інституту трудового договору // Проблеми правознавства та правоохоронної діяльності. - 2003. - №1.
3. Закон Украины от 16.12.93 г. "О государственной службе" // Ведомости Верховного Совета Украины. - 1993. - №52. - Cт.490.
4. Положение о работе с кадрами в центральных и местных органах государственной исполнительной власти, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 20.09.95 г. №747 // Людина та праця. - 1995. - №9-10.
5. Закон Украины от 20.12.90 г. "О милиции" // Ведомости Верховного Совета УССР. - 1991. - №4. - Cт. 20.
6. Бущенко П.А. Испытание при приеме на работу в условиях НТП // Проблемы социалистической законности. - 1980. - Вып.5.
7. Жернаков В.В. Испытание при приеме на работу рабочих и служащих // Проблемы социалистической законности. - 1988. - Вып.21.
8. Жернаков В.В. Испытание рабочих и служащих по советскому трудовому праву: Автореф. дис... канд. юрид. наук: 12.00.05/Х., 1987.
9. Глозман В.А. Трудовой договор в условиях научно-технического прогресса. - Мн.: БГУ, 1978.
10. Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России. - М.: Юрид. лит., 1995.
11. Давидович Я.И., Хрусталев Б.Ф. Прием на работу, перевод, дисциплина труда и увольнение работника. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1964.
12. Бюллетень Верховного Суда СССР. - 1958. - №6.
13. Болотіна Н.Б. Трудове право України. - К.: Вікар, 2003.
14. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. - М.: Юриздат, 1948.
15. Барабаш О. Деякi властивостi трудових правовiдносин // Право України. - 1997. - №8.
16. Кленов Е.А. Судебная защита прав рабочих и служащих при увольнении: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Л., 1963.
17. Хаскина Т.С. К вопросу об основаниях увольнения рабочих и служащих в судебной практике // Вопросы гражданского права и процесса. - Л.: Высшая школа, 1969.
18. Лавриненко О.В. Правовая и социальная защита работников органов внутренних дел Украины. - Х.: Знание, 1999.
19. Абжанов К.А. Трудовой договор по советскому праву. - М.: Юрид. лит., 1964.
20. Бондаренко А. Подбор кадров во Франции // Человек и труд. - 1993. - №4.
21. Герасимов А.П. Местное самоуправление и местная полиция во Франции. - М.: Наука, 1992.
22. Административное право зарубежных стран / Под ред.А.Н. Козырина. - М.: Спарк, 1996.
23. Бару М.И. Технический прогресс и вопросы трудового права // Советское государство и право. - 1975. - №12.
24. Жигалкин П.И. К вопросу о предварительном испытании работника // Радянське право. - 1970. - №1.
25. Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. - М.: Проспект, 1996.
26. Акопова Е.М., Еремина С.Н. Договоры о труде. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
27. Шкатулла В.И. Работникам дошкольных учреждений о трудовом законодательстве. - М.: Просвещение, 1990.
28. Гончаренко В.М. Щодо умов трудового договору, які встановлююються (визначаються) за угодою сторін // Форми соціально-правового захисту працівників у службово-трудових відносинах: Матеріали науково-практичної конференції; м. Суми, 2-4 червня 2005 р. / За ред. проф.В.С. Венедіктова. - Х.: Українська асоціація фахівців трудового права, 2005.
29. Короткін В.Г. Трудове право: прийняття на роботу і звільнення. - К.: МАУП, 1999.
30. Грузінова Л.П., Короткін В.Г. Трудове прапво. - К.: МАУП, 2003.
31. Карпенко Д.О. Основи трудового права. - К.: А.С.К., 2003.
32. Трудовое право / В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич / Под общ. ред.В.И. Семенкова. - Мн.: Амалфея, 2002.
33. Бойко М.Д. Трудове право України. - К.: "Олан", 2002.
34. Лавриненко О.В. Трудовое право Украины: наука, отрасль, учебная дисциплина (современное состояние и перспективы развития в XXI веке). - Х.: АВГ-Пресс, 2000.
35. Трудовой кодекс Кыргызской Республики. - Бишкек.: Раритет Инфо, 1999.
36. Бару М. Чи потребують судового захисту трудовi спори до виникнення трудових вiдносин? // Право України. - 1996. - №5.
37. Процевський О. Роль угод у регулюваннi працi по КЗпП УРСР // Радянське право. - 1973. - №5.
38. Трудове право України / Пилипенко П.Д., Бурак В.Я., Козак 3.Я. / За ред.П.Д. Пилипенка. - К.: Видавничий Дім "Ін Юре", 2003.
39. Закон РСФСР от 18.04.91 г. "О милиции" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1991. - №16. - Cт.503.
40. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.92 г. №4202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - №2. - Cт.70.
41. Лавриненко О.В. Испытание при приеме на работу отдельных категорий служащих // Бизнес-Информ. - 1997. - №13.
42. Трудовой кодекс Республики Белорусь от 26.07.1999 г. // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. - 2000. - №26-27. - Ст.432.
43. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. Г.А. Василевича. - Мн.: Амалфея, 2000.
44. Смирнов О.В. Эффективность правового регулирования организации труда на предприятиях. - М.: Юрид. лит., 1968.
45. Исаков Б.В. Юридические факты в современном праве. - М.: Юрид. лит., 1984.
46. Киселев И.Я. Трудовой договор при капитализме: проблемы найма и увольнения. - М.: Наука, 1989.
47. Временное положение о государственных служащих. Новое законодательство КНР. // Экспресс-информация ИДВ РАН. - 1994. - Вып.5.
48. Гудошников Л.М. Формирование в КНР системы государственной службы // Проблемы Дальнего Востока. - 1995. - №4.
49. Закон Украины от 25.03.92 г. "О Службе безопасности Украины" // Ведомости Верховного Совета Украины. - 1992. - №27. - Cт.382.
50. Закон Украины от 05.11.91 г. "О прокуратуре" // Ведомости Верховного Совета Украины. - 1991. - №53. - Cт.793.
51. Положение о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах Украины, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 09.02.93 г. №97 // СП Украины. - 1993. - №6. - Cт.97.
52. Пашков А.С. Правовые формы обеспечения производства кадрами в СССР. - М.: Госюриздат, 1961.
53. Инструкция о порядке отбора граждан на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 17.05.94 г. №160 // Преступление и наказание. - 1995. - №2.
54. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. - 1996. - №12.
55. Процевский А.И. Метод правового регулирования трудовых отношений. - М.: Юрид. лит., 1972.
56. Киселев И.Я. Трудовое право стран Запада на рубеже ХХI века // Государство и право. - 1996. - №1.
57. Киселев В.Я. Сравнительное и международное трудовое право. - М.: Дело, 1999.
58. Мякишев Г.М. Контракт о службе в органах внутренних дел. - М.: Академия МВД России, 1995.
59. Agreement Betweem the City of Des Moines, Jowa and Des Moines Police Bargaining Unit Association, 1986.
60. Борьба с преступностью за рубежом. - 1991. - №9.
61. Ищенко Ю. Общество и полиция: доверие взаимное // Посредник. - 1997. - 5 февраля.
62. Некоторые сведения о системе и методах обучения полиции капиталистических стран. - М.: МВД СССР, 1975.
63. Положение о порядке и условиях прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Украины, утвержденном постановлением Кабинета Министров УССР от 29.07.91 г. №114 // Збiрник нормативних актiв України з питань правопорядку. - К.: МВС, 1993.
64. Мякишев Г.М. Правовое регулирование службы в органах внутренних дел России: опыт, проблемы, суждения // Академия вчера, сегодня, завтра. - М.: Изд-во Академии МВД России, 1995.
65. Официальный бюллетень ЦК Всероссийского профессионального Союза работников советских и общественных учреждений и предприятий. - 1930. - №9-10.
66. Магницкая Е.В., Пашков А.С. Расширение трудовых ресурсов. - М.: Политиздат, 1974.
67. Пашков А.С., Семенов В.Н., Уржинский К.П. Законодательство о труде. - М.: Юрид. лит., 1972.
68. Черленяк М. Гарантiї трудових прав працiвникiв недержавних пiдприємств // Право України. - 1997. - №6.
69. Шинкаренко I.Р. Шляхи вдосконалення кадрового забезпечення спецiальних оперативних апаратiв // Актуальнi проблеми сучасної науки в дослiдженнях молодих учених. - Х.: Ун-т внутр. справ, 1997.
70. Болотова В.О. Соцiально-психологiчнi тести як засiб вимiрювання соцiальної iдентифiкацiї працiвникiв органiв внутрiшнiх справ // Актуальнi проблеми сучасної науки в дослiдженнях молодих учених. - Х.: Ун-т внутр. справ, 1997.
71. Мангулов И.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. - Л.: Наука, 1975.
72. Jensen A. Bias in mental testing. - London, 1980.
73. Лавріненко О.В. Щодо структури нового Трудового кодексу України // Вiсник Національного унiверситету внутрiшнiх справ. - 2001. - Вип.15.
74. Лавріненко О.В. Гармонізація понятійного апарату загального та спеціального законодавства України про працю: теоретичні аспекти проблеми // Економіка, фінанси, право. - 2005. - №4.