Права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве Российской Федерации

В п. 1 ст. 65 СК РФ содержится перечень действий и поступков родителей-воспитателей, которые они совершать не вправе. Сюда входят:

-                      причинение вреда физическому и психическому здоровью детей (здесь внимание сосредоточено на нежелательном конечном результате поведения родителей как воспитателей);

-                      причинение вреда нравственному развитию ребенка (этот запрет преследует аналогичную цель);

-                      применение способов воспитания, связанных с пренебрежительным, жестоким, грубым, унижающим человеческое достоинство обращением с ребенком. Так СК РФ ставит правовую преграду на пути применения к детям антипедагогичных по сути приемов воспитания. Эта преграда выражается в существовании категорического запрета совершать действия, представляющие разную степень опасности для воспитания несовершеннолетнего;

-                      оскорбление или эксплуатация детей. Причем оскорбление может быть нанесено как словом, так и действием. Под эксплуатацией следует понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка любого возраста.

Зафиксированные в п. 1 ст. 65 СК РФ правовые предписания — не только модель правомерного поведения родителя как воспитателя. Всякое отступление от сформулированных в данной правовой норме требований чревато лишением, ограничением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна (попечителя), расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Учитываются всякого рода отступления от закона и при разрешении судом споров, связанных с воспитанием детей.

Воспитание — процесс, предполагающий не только совершение определенных действий родителями, но и определенную реакцию со стороны детей. Таким образом, можно сказать, что праву родителей на воспитание детей противостоит обязанность детей "претерпевать воспитание".

Родители вправе применять меры принуждения к своим детям для того, чтобы добиться от них желаемого поведения. Однако эта сторона воспитательного процесса находится за рамками права. Например, родители могут запретить детям посещение тех или иных мест, возвращение домой позднее определенного времени. Все меры принуждения, применяемые родителями к детям, носят чисто бытовой характер. Закон не определяет их виды, характер и требует лишь, чтобы они не нарушали запретов, предусмотренных ст. 65 СК РФ.

Ни одна из них не может быть исполнена с помощью средств государственного принуждения. Государственные органы могут применять к детям меры принуждения только при нарушении ими административных или уголовных запретов, но не за неповиновение родителям.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Это означает, что они вправе отстранить от воспитания всех третьих лиц, включая ближайших родственников ребенка. Право на воспитание включает ряд правомочий. Прежде всего, воспитание практически невозможно без личного общения ребенка с обоими родителями. Поэтому отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспитанию.

Для осуществления этого права родителям предоставлена возможность совместного проживания со своими детьми, которая одновременно является их обязанностью. В соответствии со ст. 68 СК РФ родители вправе требовать возврата ребенка от любых лиц, удерживающих его у себя не на основании закона или судебного решения. Если эти лица отказываются возвратить ребенка, спор разрешается судом. Суд вправе отказать родителям в иске о передаче им ребенка, если ребенок не желает возвращаться к родителям и такое возвращение противоречит его интересам.

Родители обязаны проживать совместно со своими детьми до 14 лет. Однако они вправе помещать детей в детские воспитательные или образовательные учреждения или в некоторых случаях передавать на воспитание иным лицам, чаще всего близким родственникам, например дедушке или бабушке. Принятие решений о передаче детей на воспитание данным учреждениям или лицам также является одним из способов осуществления родителями права на воспитание. Они, во-первых, несут ответственность за их выбор; во-вторых, нахождение ребенка у родственников или в детских учреждениях не снимает с родителей обязанности по личному воспитанию ребенка.

Право на воспитание включает также правомочие по религиозному воспитанию ребенка. Выбор религии ребенка осуществляется родителями по взаимному согласию. Если они не достигают соглашения, они вправе обратиться за разрешением спора в органы опеки и попечительства. Однако орган опеки и попечительства не может избрать религию для ребенка. Единственным разумным решением, которое может принять орган опеки и попечительства, будет предложение родителям, исповедующим разные религии, предоставлять ребенку о них как можно больше информации и затем, после достижения ребенком возраста, когда он окажется способным сформировать собственное мнение по этому вопросу, дать ему возможность самостоятельно определить свою религиозную принадлежность. Так же следует поступить и в случае, если один из родителей настаивает на атеистическом воспитании ребенка.

Важным компонентом права на воспитание является право на образование. Родители обязаны обеспечить детям получение основного образования. Родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ). Это право основывается на п. 3 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, гласящем: "Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей". Аналогичное правило предусматривается в п. 3 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированного Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г., где сказано, что "государства обязуются уважать свободу родителей ... выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством".

Праву родителей (их законных представителей) на выбор образовательного учреждения, формы обучения до получения ребенком основного общего образования посвящается п. 1 ст. 52 Закона РФ "Об образовании". Значит, именно от выбора родителей зависит, где их детям получать образование, учиться ли очно, очно-заочно, экстерном или в частном учебном заведении. Им позволяется остановить свой выбор и на самообразовании. Нужно только, чтобы избранная форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Это означает, что родители должны сделать все необходимое, чтобы их ребенок учился. При этом он может совмещать учебу с работой, предпринимательской, коммерческой, творческой деятельностью. Но элементарные основы образования в рамках требований закона несовершеннолетний получить должен независимо от уровня материальной обеспеченности семьи, тех жизненных обстоятельств, которые складываются в конкретной ситуации.

Обязанность родителей обеспечить детям основное образование является их обязанностью перед обществом (в этом — ее публично-правовой характер) и одновременно перед ребенком. Они обязаны создать ребенку условия для получения образования, не вправе препятствовать посещению образовательного учреждения. Если родители по религиозным или иным соображениям препятствуют получению ребенком образования, это может послужить основанием даже для лишения их родительских прав.

Закон РФ "Об образовании" рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения. Поэтому предусмотренная п. 2 ст. 63 СК РФ обязанность родителей обеспечить получение детьми основного общего образования основывается на полноценном, всестороннем развитии личности ребенка как результате целенаправленной деятельности родителя, которая является не чем иным, как его долгом, обязанностью. Что касается требования относительно основного общего образования, т.е. образования в объеме девяти классов общеобразовательной школы, то его основу составляет ч. 4 ст. 43 Конституции РФ. Однако Закон РФ "Об образовании" предусмотрел с 2008 года обязательное получение среднего образования за счет государственного финансирования.

Кроме прав и обязанностей родителей, связанных с семейным воспитанием ребенка, СК РФ предусматривает общие права и обязанности: защищать права и интересы своих детей. Предоставляя родителям возможность защищать ребенка, возлагая на них такую обязанность, государство, во-первых, ставит своеобразную преграду на пути возможного нарушения прав несовершеннолетнего, во-вторых, обращает внимание на то, что речь идет о гражданском долге, прежде всего родителей. Предметом правовой защиты со стороны родителей являются не только права детей, перечисленные в СК РФ. Сюда входят и жилищные, и наследственные права ребенка, его право на охрану жизни, здоровья, социальное обеспечение, защиту чести и достоинства и прочие.

Поскольку ст. 64 СК РФ говорит о защите не только прав, но и интересов детей, следует иметь в виду, что под интересами детей принято понимать их надлежащее семейное воспитание, а под защитой — охрану. Последнее понятие — шире, так как имеет профилактическую, предупредительную направленность помимо собственно защиты, которая становится необходимой, когда нарушаются права и интересы ребенка. При этом способы защиты могут быть самыми разными в зависимости от особенностей нарушенного права, возраста ребенка, его семейного положения и др. Каждый из этих способов регламентируется СК РФ достаточно подробно. Однако всегда действует общее правило: родители являются законными представителями своих детей, т.е. выступают в защиту их прав и интересов без специальных на то правомочий в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, будь то административные или судебные органы. Это означает, что родителям в необходимых случаях достаточно предъявить свидетельство о рождении ребенка.

Проблемы, связанные с выполнением родителями функций представителя своего ребенка, могут возникать только в двух случаях:

-                      когда между родителями нет согласия по поводу того, кто из них должен в конкретном случае выступать в качестве защитника прав своего ребенка. Тем более, если каждый из них по-своему о нем заботится. При раздельном проживании родителей роль законного представителя несовершеннолетнего принадлежит тому, кто является его непосредственным воспитателем. При совместном проживании родителей они оба могут выступать в защиту прав, интересов своих несовершеннолетних детей;

-                      когда ребенок, имеющий родителей, передан в установленном законом порядке на попечение других лиц (опекуна, попечителя, приемного родителя) либо в одно из учреждений на полное государственное попечение. Тогда именно эти лица или представитель учреждения, на полном попечении которого находится воспитанник, принимают на себя защиту прав и интересов несовершеннолетнего. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, будут ситуации, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия, и, надо полагать, существенные, которые действительно влекут за собой нарушение прав ребенка. Эти противоречия могут касаться как личной, так и имущественной сферы отношений родителей и детей, вызывается нежеланием последних подчиняться элементарным правилам родительской педагогики. Но по смыслу п. 2 ст. 64 СК РФ, представитель для защиты прав и интересов ребенка назначается органами опеки и попечительства при далеко зашедших разногласиях. В противном случае родительские права и обязанности будут просто утрачены без законных к тому оснований. Что же касается правовой природы такого представительства, то ясностью она не отличается.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты