Выяснение вида трудового спора поможет быстрейшему его разрешению.
Рассмотрим подробнее виды трудовых споров.
Во-первых, по спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.
К индивидуальным можно относить споры о переводе, повышении или понижении квалификационного разряда, приема на работу или увольнения с работы и т.п. В индивидуальных спорах возникают разногласия, связанные с правами и законными интересами конкретного работника.
Коллективными будут споры между профкомом или трудовым коллективом с работодателем, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении Премиальных положений, планов развития и т.п. В коллективных спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или его части, права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.
Во-вторых, по характеру трудовые споры делятся:
- на споры о применении норм трудового законодательства, где защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профкома;
- на споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Они могут возникать из трудового правоотношения – об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда, к примеру, нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда, а также вытекающие из коллективного организационно-управленческого характера правоотношений.
Трудовой кодекс РФ регулирует порядок разрешения трудовых споров работников с работодателем по вопросам применения трудового законодательства, коллективного договора, а также других соглашений о труде и об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда.
В-третьих, по виду спорного правоотношения трудовые споры можно разделять на:
- споры из трудовых правоотношений;
- споры из правоотношений по трудоустройству, к примеру, спор в связи с отказом в приеме на работу по брони инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор;
- споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда, к примеру, оспариваются действия санитарного, технического или правового инспектора, наложившего штраф на должностное лицо;
- споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве, к примеру, направления на повышение квалификации в другую местность;
- споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятия, к примеру, спаривание размера произведенного работодателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб;
- споры из правоотношений по возмещению предприятием ущерба работнику, в связи с повреждением его здоровья на работе;
- споры из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда, быта, культуры, к примеру, трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки;
- споры из правоотношений трудового коллектива с работодателем, к примеру, при выборах и утверждении хозяйственных руководителей и др.;
- споры из социально-партнерских правоотношений.
При возникновении трудового спора, важно правильно его классифицировать, что поможет определить его подведомственность, и в первую очередь выясняют, индивидуальный или коллективный спор, о применении трудового законодательства или же об установлении новых условии труда, изменении существующих, а также из какого правоотношения возник трудовой спор.
Трудовой спор – это поступившее на разрешение юрисдикционного органа разногласие субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении между ними новых условий труда.
Иначе можно сказать, что трудовые споры – это неурегулированные путем непосредственных переговоров разногласия между работником (работниками) и работодателем по поводу установления новых или изменения закрепленных в правовых актах и соглашениях условий труда. А также применения норм трудового и иного социального законодательства, о которых заявлено в соответствующий юрисдикционный орган, то есть орган, уполномоченный государством принять юридически обязательное для сторон решение.
Трудовые споры возникают либо в силу каких-то действий в процессе применения норм трудового права, либо в силу бездействия, то есть неисполнения требований нормативных актов.
Разногласия возникают в случаях, когда совершается виновной стороной трудовое правонарушение в отношении другой стороны, или же когда трудовое правонарушение и не совершено, но одна из сторон считает, что по отношению к ней были совершены неправомерные действия.
Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения.
Рассмотрим подробнее виды трудовых споров.
Во-первых, по спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.
К индивидуальным можно относить споры о переводе, повышении или понижении квалификационного разряда, приема на работу или увольнения с работы и т.п. В индивидуальных спорах возникают разногласия, связанные с правами и законными интересами конкретного работника.
Коллективными будут споры между профкомом или трудовым коллективом с работодателем, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении Премиальных положений, планов развития и т.п. В коллективных спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или его части, права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.
Во-вторых, по характеру трудовые споры делятся:
- на споры о применении норм трудового законодательства, где защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профкома;
- на споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Они могут возникать из трудового правоотношения
- об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда, к примеру, нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда, а также вытекающие из коллективного организационно-управленческого характера правоотношений.
Трудовой кодекс РФ регулирует порядок разрешения трудовых споров работников с работодателем по вопросам применения трудового законодательства, коллективного договора, а также других соглашений о труде и об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда.
В-третьих, по виду спорного правоотношения трудовые споры можно разделять на:
- споры из трудовых правоотношений;
- споры из правоотношений по трудоустройству, к примеру, спор в связи с отказом в приеме на работу по брони инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор;
- споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда, к примеру, оспариваются действия санитарного, технического или правового инспектора, наложившего штраф на должностное лицо;
- споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве, к примеру, направления на повышение квалификации в другую местность;
- споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятия, к примеру, спаривание размера произведенного работодателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб;
- споры из правоотношений по возмещению предприятием ущерба работнику, в связи с повреждением его здоровья на работе;
- споры из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда, быта, культуры, к примеру, трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки;
- споры из правоотношений трудового коллектива с работодателем, к примеру, при выборах и утверждении хозяйственных руководителей и др.;
- споры из социально-партнерских правоотношений.
Перерыв для отдыха и питания (ст. 57 КЗоТ) предоставляется работникам продолжительностью не более двух часов. Он не включается в рабочее время.
Работник использует перерыв по своему усмотрению. На это время ему предоставляется право отлучаться с места выполнения работы.
Перерыв для отдыха и питания должен предоставляться, как правило, через четыре часа после начала работы.
С учетом мнения трудового коллектива работа может производиться без перерыва для отдыха и питания, если продолжительность работы (смены) не превышает шести часов;
Без перерыва для отдыха и питания трудятся обычно работники с неполным рабочим днем.
Отдых между двумя рабочими днями (сменами) начинается с момента окончания работы (смены) в один рабочий день и кончается в момент начала работы (смены) в следующий рабочий день.
Его продолжительность зависит от продолжительности рабочего дня (смены), времени его окончания и времени начала следующего рабочего дня,
Закон прямо не устанавливает хотя бы минимальную продолжительность этого вида отдыха. Но в нормативных правовых актах, действующих во многих отраслях, установлено, что продолжительность отдыха между двумя рабочими днями (сменами) не может быть менее 12 часов. Ряд отраслевых актов не допускает двух выходов на работу в течение суток.
В современных условиях вопросы, связанные с ежедневным отдыхом, решаются в отраслевых, профессиональных (тарифных) соглашениях, коллективных договорах, а иногда — ив трудовых договорах.
При вахтовом методе организации работ продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работников с учетом обеденных перерывов может быть уменьшена до 12 часов. Недоиспользованные в этом случае часы ежедневного (междусменного) отдыха, а также дни еженедельного отдыха суммируются и предоставляются в виде дополнительных свободных от работы дней (дни междувахтового отдыха) в течение учетного периода. Число дней ежедневного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. Дни еженедельного отдыха могут приходиться на любые дни недели.
Охрана труда (от англ. protection of / abour) в РФ система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие организационно-правовой механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Система охраны труда работника включает права:
а) на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
б) на возмещение труда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19