Право и правопонимание

К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой системы, распределения компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. круг участников финансовых отношений: а) между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны; б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязанностей перед государством, распределением между ними или расходованием государственных денежных средств; в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых); между государственными (муниципальными) предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного (муниципального) управления — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях на-родного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений; г) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов; е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Основным документом, регламентирующим бюджетное устройство Российской Федерации, является Бюджетный кодекс Российской Федерации, введенный в действие федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые, в связи с таким государственным устройством, стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди основных целей региональной политики определены следующие: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, укрепление общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.

Бюджет способствует также развитию международных связей России, в частности укреплению ее взаимоотношений с государствами СНГ. Например, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» намечено выделить средства для взноса в бюджет Союза Белоруссии и России в сумме 520 млн руб., предоставление кредитов государствам — участникам СНГ.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде следующей схемы: Рис. № 3.


Структура налогообложения РФ


С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон « Об основах налоговой системы в РФ » от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Под термином «налоговое законодательство» понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Конституционный суд РФ в постановлении от 04.04.96 г. указал, что “ установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться « законно установленными ». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти ”.

Таким образом, понятие «законно установленный» включает в себя и вид правового акта, на основании которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п.

1.                 Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.

2.                 Республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

3.                 Из местных налогов (а их всего 22) общеобязательны только 3 – налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

И еще один важный в условиях рынка налог – на рекламу. Его должны платить юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.

Основные налоги, взимаемые в России

 

Федеральные налоги

- налог на добавленную стоимость

- федеральные платежи за пользование природными ресурсами

- акцизы на отдельные группы и виды товаров

- подоходный налог

- налог на доходы банков

- подоходный налог с физических лиц

- налог на доходы от страховой деятельности

- налоги – источники образования дорожных фондов

- налог на операции с ценными бумагами

- гербовый сбор

- таможенная пошлина

- государственная пошлина

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

- налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения

- налог с биржевой деятельности


Государственные краткосрочные облигации


В последнее время на рынке ценных бумаг важное место заняли Государственные облигации, эмитентом которых является Министерство финансов Российской Федерации. Наиболее распространены из них государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). Решение о выпуске Государственных краткосрочных облигаций принимает Министерство финансов Российской Федерации. При принятии решения о выпуске определяется его предельный объем, период его размещения и потенциальные владельцы.

Банк России является агентом по обслуживанию выпуска Государственных краткосрочных облигаций и гарантирует своевременность их погашения. Облигации приобретаются Банком России у Министерства финансов Российской Федерации в пределах лимита, определенного Законом о государственном бюджете для кредитования Банком России федерального бюджета.

Банк России приобретает облигации на первичном рынке у Министерства финансов Российской Федерации в двух случаях:

1) при принятии решения Советом директоров Банка России о предоставлении Министерству финансов Российской Федерации прямого краткосрочного кредита в виде покупки облигаций;

2) при предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе выпуска и погашения облигаций.

В настоящее время выпущены в обращение облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации. Эмитентом облигации является Министерство финансов РФ. Облигации выпускаются сроком на год и являются государственными ценными бумагами на предъявителя. Каждая облигация имеет четыре купона. Купонный период составляет три календарных месяца. Процентный доход по купону определяется Министерством финансов на каждый купонный период. Продажа облигаций осуществляется уполномоченными банками, определяется Министерством финансов и заключившими с ним договор купли-продажи облигаций. Эти банки в течение 60 дней с момента начала выпуска обязаны продать не менее 90 процентов купленных ими у Министерства финансов облигации. Продажа облигаций осуществляется по рыночным ценам. Облигации погашаются в валюте Российской Федерации. При погашении облигаций владельцам выплачивается номинальная стоимость облигации и процентный доход по последнему купону. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными Министерством финансов банком при предъявлении подлинника облигации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты