Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на свободу и личную неприкосновенность

Содержание

Введение

1. Свобода личности, как конституционно-правовая ценность

1.1 История развития научной мысли о понятии свободы личности

1.2 Современное понимание права на свободу и неприкосновенность личности

2. Правовые гарантии конституционного права на свободу и личную неприкосновенность

2.1 Международно-правовые гарантии права на свободу и личную неприкосновенность

2.2 Конституционные гарантии

2.3 Уголовно-процессуальные гарантии

2.4 Уголовно-правовые гарантии

2.5 Гражданско-правовые гарантии

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

Приложение

Введение

Современный этап конституционного развития России характеризуется кардинальными изменениями, происходящими в жизни общества и государства. Одной из наиболее значимых идей современности является обеспечение прав и свобод личности как естественного, неотъемлемого и соответствующего человеческой природе свойства каждого индивида. Доминирующее влияние на этот процесс оказала Конституции РФ 1993г., провозгласившая впервые в истории нашего государства на законодательном уровне человека, его права и свободы высшей ценностью. Идея прав человека, прочно утвердившаяся во многих демократических государствах мира, приобрела и в России большую актуальность. Российская Федерация приняла на себя обязательства по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, исходя из конституционного принципа, что эти права являются естественными и неотъемлемыми, обязательными для всех, и прежде всего для государственной власти, призванной гарантировать их беспрепятственное осуществление.

Действующий Основной закон создал легитимную основу российской государственности, построенную на демократических принципах, заложил новую систему отношений между государством и личностью. Большое значение в Конституции придается основным правам и свободам человека и гражданина, которые соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права. К таким правам относится и право человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность. Личные конституционные права и свободы граждан являются важнейшим элементом всей системы прав и свобод и во многом характеризуют степень цивилизованности общества и государства.

В числе личных конституционных прав, принадлежащих человеку, одно из ведущих мест занимает право на свободу и личную неприкосновенность, которое вместе с другими естественными правами составляет основу конституционного статуса личности и образует важнейший принцип осуществления всякой государственной деятельности.

Человек рождается свободным, то есть имеет возможность поступать в соответствии со своими интересами, потребностями и желаниями. Гражданин, вступая в различные правоотношения с обществом и государством, должен знать, что его свободе ничего не грозит, что он является активным членом гражданского общества и это общество должно гарантировать защищенность его основных прав и свобод. Права и свободы человека имеют универсальный, всеобъемлющий характер, не могут быть личной привилегией отдельных граждан. Конституция РФ в ч.3 ст. 17 закрепила, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Отсутствие или ненадлежащее закрепление основных прав и свобод человека и гражданина в Основном законе ведет к тому, что личность постоянно подвергается ограничениям, превращается в придаток государства, а не в его равноправный субъект.

Именно поэтому общество всегда стремилось предоставить индивиду возможность свободно распоряжаться собой, своим временем, своими способностями, при условии надлежащего закрепления в национальном законодательстве основных прав и свобод человека и гражданина. В то же время наличие права на свободу и личную неприкосновенность не следует понимать как полное отсутствие ограничивающих воздействий на поведение человека. Личная неприкосновенность не может быть абсолютной. Государство устанавливает формы, основания и меры ее ограничения.

Теоретическую основу исследования составила специальная юридическая литература и монографические исследования исторической и философской наук.

В юридической науке проблему прав и свобод человека и гражданина рассматривали представители не только конституционного права, но и общей теории права, уголовного права, уголовного процесса, гражданского права и других отраслей права.

Основной целью работы является изучение процесса возникновения и развития конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, определение его места в системе конституционных прав и свобод, раскрытие нормативного содержания указанного права, изучение механизма реализации и системы гарантий, а также выявление направлений совершенствования законодательства в области прав и свобод человека и гражданина.

В связи с этим поставлены следующие задачи исследования: - Обобщить исторический опыт возникновения данного права, накопленный отечественными и зарубежными исследователями;

- Раскрыть сущность, принципы и тенденции развития права на свободу и личную неприкосновенность;

- Выявить место рассматриваемого права в системе основных прав и свобод человека и гражданина;

- Исследовать понятие и содержание конституционного права на свободу и личную неприкосновенность и определить значение данного права в жизни общества и государства.

1. Свобода личности, как конституционно-правовая ценность

1.1 История развития научной мысли о понятии свободы личности


Система основных прав и свобод очень разветвленная (Приложение 1) и рассмотреть ее в рамках настоящей работы нет возможности. Понятие же свободы личности в юридическом аспекте зародилось в древних полисах Греции и Рима в V-VI веках до н. э. в связи с философскими теориями Платона, Аристотеля, Перикла, Демосфена и других замечательных мыслителей той эпохи о ценности закона, с появлением идей демократии и принципа гражданства. С античным гражданством связаны многие политические аспекты свободы: личная свобода, равное право на решение государственных дел и участие в отправлении правосудия, свобода слова и т.д. Однако в то время идеи свободы не получили широкого мирового распространения, поскольку противоречили самим устоям рабовладельческого строя. Античный человек был полностью «растворен» в своей семье, общине, полисе; он не рассматривался в качестве самостоятельной ценности, а выступал лишь средством обеспечения процветания соответствующих социальных общностей. Свобода чаще всего рассматривалась как возможность устройства жизни человека и государства на основах разума вопреки слепому року. Свобода человека трактовалась узко, как непребывание в рабстве. Возможность поступать по своему усмотрению была мизерной: над человеком довлели религиозные догматы, общинные табу, воля старших членов рода, предписания органов власти, собственные предрассудки, беззащитность перед силами природы и т.д. Государство признавалось неограниченным; предполагалось, что оно может свободно распоряжаться личностью, жизнью, имуществом гражданина; оно могло предписывать гражданину определенные верования и определять склад его домашней жизни. В особенности велика была власть государства над личностью в древней Спарте, и лишь несколько слабее в Афинах, в других греческих государствах и в Риме. Закон Валерия и Горация (449 г. до н.э.) ограничивал арест римского гражданина за долги и по другим причинам; но эта была частная мера, защищавшая плебеев против патрициев, вовсе не возводя в принцип личную свободу. Даже те мыслители древности, которые особенно живо чувствовали недостатки общественного строя (например, Платон) в своих построениях идеального государства в этом отношении ничуть не возвышались над современными им понятиями и допускали для государства возможность существенного вторжения в личную сферу. Именно этим (в значительной мере) объясняется крайняя легкость переходов в древних государствах от состояния политической свободы личности (античных демократий) к состоянию жесточайшего деспотизма (как, например, эпоха Суллы в Древнем Риме).

 Нужно было пройти почти тысячелетию раннего средневековья, пока идеи свободы вновь не зазвучали уже в феодальном обществе, на территории бывших римских провинций – в Англии, Германии, Франции, а затем – и на родине античной философии, – в Италии.

В философско-религиозной традиции Средних веков свобода – это неотъемлемая характеристика Бога, это способность творения мира «из ничего», направляемая доброй волей. Человек как образ и подобие Божие в определенных пределах наделен этой способностью. Интерпретация свободы в христианской средневековой философии была фундаментальной для понимания человека, его деятельности, взаимоотношений с Богом, людьми, природой. «Люби Бога и делай что хочешь» – это положение Августина Блаженного во многом явилось определяющим для последующего обсуждения проблемы свободы. Несмотря на узость концептуальных подходов к осмыслению свободы человека, обусловленную жесткими рамками христианских догматов, средневековая политико-правовая мысль послужила мощным толчком развития данной проблематики, поскольку впервые обратила внимание на отдельно взятого человека, вычленив его из общей массы, увидела в нем некую самоценность; она создала существенные предпосылки для либерализма и иных материалистических концепций Нового времени, развивавшихся с разложением схоластики.

В условиях острой борьбы между сословиями и королевской властью, между закрепощенными и их поработителями общество все более требовало ограничения произвола властей на всех уровнях: от общегосударственного до местного. Решение назревших в этой сфере проблем и противоречий постепенно переместилось в сферу юриспруденции, что представляется вполне закономерным, принимая во внимание проходивший в то же время ренессанс античного юридического мышления. Пальма первенства в деле юридизации свободы человека во всех её проявлениях по праву принадлежит Англии, которая традиционно считается родиной современного конституционализма. При этом следует отметить, что теория основных прав и свобод человека и гражданина изначально вплеталась в общую канву политико-правовых преобразований, становясь одной из основ конституционализма.

Наиболее ярким свидетельством «юридизации» либеральных идей стало принятие в 1215 г. Великой Хартии вольностей, ставшей краеугольным камнем английской свободы. В этом документе говорилось о пожаловании всем свободным людям Королевства различных вольностей (прототипа современных основных свобод ), прослеживается идея ограждения человека от произвола чиновников, от любых произвольных поборов и штрафов. Хартия закрепляла важнейшие политико-правовые идеи, непосредственно касавшиеся представлений того времени о свободе и справедливости, в частности признание виновным лишь по приговору суда и закону, право свободного выезда за пределы Королевства и возвращения, признавала право восстания «с общиной всей земли», если Король не соблюдает мира и вольностей. Идеи, заложенные в этом правовом акте, опережали время, они не могли быть полностью реализованы в тот период и впоследствии нарушались многими правителями. Однако, по меткому замечанию А.Я Азарова, это был «рубежный документ, который знаменовал поворот государственной и общественной мысли в Англии»[1].

В XIV-XVI вв. волна революционных изменений в сфере прав и свобод человека несколько спала, что было в значительной степени обусловлено геополитическими преобразованиями в Европе; тогда внимание как ведущих представителей политико-правовой мысли, так и широких кругов общественности было более сосредоточено на вопросах суверенитета, институциональной и политико-территориальной организации государственной власти, чем на правовом положении отдельно взятой личности. Образно говоря, в это время проблема свободы государства возобладала над проблемой свободы индивида. Как справедливо отмечает один из самых авторитетных историков ХХ века, француз Ж. Ле Гофф, «средневековый человек не видел никакого смысла в свободе в ее современном понимании. Для него свобода была привилегией, и само это слово чаще всего употреблялось во множественном числе… Без общины не было и свободы . Она могла реализоваться только в состоянии зависимости, где высший гарантировал низшему уважение его прав. Свободный человек – это тот, у кого могущественный покровитель»[2].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты