Лица, которые по последнему месту жительства были зарегистрированы по иным (кроме паспорта) документам (например, удостоверению личности военнослужащего), представляют также свидетельство о регистрации по месту жительства (см. приложение 8 к данной Инструкции), которое им было выдано в месте последнего места жительства.
Однако с 1 января 2005 г. в связи с введением в действие главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (государственная пошлина), плата за регистрацию по месту жительства была отменена.
После приема документов на регистрацию, должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют все необходимые документы, предусмотренные инструкциями (карточки регистрации по форме, поквартирные карточки), или вносят соответствующие сведения в домовые (поквартирные) книги, адресные листки прибытия, листки статистического учета мигрантов и отрывные талоны к ним.
Указанные должностные лица в трехдневный срок со дня обращения граждан передают все представленные документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в паспортно-визовую службу соответствующего ОВД (УВД).
Работники ОВД (УВД) проверяют представленные документы, правильность и полноту составления адресных листков прибытия, листков статистического учета мигрантов, заполнения карточек регистрации, поквартирных карточек или домовых (поквартирных) книг.
ОВД (УВД) в трехдневный срок со дня поступления документов регистрирует граждан по месту жительства. В паспортах граждан, регистрируемых по месту жительства, проставляется оттиск штампа о регистрации по месту жительства по установленной форме.[15]
В случае если в населенном пункте нет ОВД (УВД), то документы передается в местную администрацию, которая и производит регистрацию граждан в том же порядке, что и ОВД (УВД), стой лишь разницей, что органы местного самоуправления не оставляют у себя на хранение адресные листки прибытия, а направляют их в территориальное ОВД (УВД) для проверок по учетам.
Штампы заполняются от руки либо при помощи принтеров. В штампе указывается следующие сведения:
- субъект Российской Федерации;
- наименование ОВД (УВД), осуществившего регистрацию;
- слово «зарегистрирован»;
- название населенного пункта;
- адрес (улица, номер дома, а также номер корпуса и/или квартиры (при их наличии), дата регистрации;
В штампе проставляется подпись должностного лица ОВД (УВД), осуществившего регистрацию.
Штампы регистрации по месту жительства проставляются также в графе «отметки о регистрации по месту жительства» карточек регистрации или соответствующей графе домовых (поквартирных) книг, но с указанием только даты регистрации.
В случаях, когда регистрация граждан по месту жительства производится по иным (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность (например, удостоверению личности военнослужащего), гражданам выдаются свидетельства о регистрации по месту жительства установленной формы (см. приложение 8 к вышеназванной Инструкции). Свидетельства о регистрации граждан по месту жительства заполняются на пишущих машинках или с помощью принтеров. Сокращения и исправления записей не допускаются. Оформленные свидетельства о регистрации по месту жительства подписываются начальниками паспортно-визовых служб ОВД (УВД) или их заместителями (а в их отсутствие - начальниками ОВД (УВД) и скрепляются печатями, применяемыми для оформления паспортов.
Экземпляры адресных листков прибытия помещаются в адресно-справочные картотеки. Листки статистического учета мигрантов передаются в соответствующие органы государственной статистики.
Явка граждан в ОВД (УВД) для оформления регистрации не обязательна, за исключением лиц, имеющих судимость. Паспорт с отметкой о регистрации или иной документ, удостоверяющий личность с приложением свидетельства о регистрации по месту жительства, передается должностным лицам, ответственным за регистрацию, которые передают эти документы зарегистрированным гражданам.
Судимые должны явиться в ОВД (УВД) за документами, подтверждающими регистрацию, лично.
При отсутствии всех необходимых документов, являющихся основанием для регистрации по месту жительства, представленные документы возвращаются. При этом должностным лицом, ответственным за регистрацию, разъясняется, какие документы необходимо представить. Должностные лица, ответственные за регистрацию, обязаны довести эту информацию до сведения граждан, которым отказано в регистрации.
Регистрации несовершеннолетних детей, не достигших 14 лет, осуществляется в иной форме, по причине того, что такие лица не имеют паспортов гражданина Российской Федерации.
Регистрация по месту жительства детей, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних детей. Регистрация осуществляется путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Если несовершеннолетние дети, не достигшие 14-летнего возраста, прибывают к новому месту жительства от одного родителя (усыновителя, опекуна) к другому родителю (усыновителю, опекуну), регистрация этих детей осуществляется в том же порядке.
2.2 Регистрация граждан РФ по месту пребывания
Местом пребывания является квартира, жилой дом или иное жилое помещение (комната в коммунальной квартире), где гражданин временно проживает, не являющееся местом жительства гражданина.
Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания определен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также Инструкцией о применении указанных Правил.
Зарегистрироваться по месту пребывания обязаны все граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.
По истечении 90 дней с момента прибытия к месту временного проживания они должны обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. Лицами ответственными за регистрацию по месту пребывания являются те же должностные лица, которые ответственны за регистрацию по месту жительства.
При обращении необходимо представить:
- документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации (паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов); военный билет - для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту; справку об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы);
- свидетельство о рождении детей (если есть дети, не достигшие 14-летнего возраста). Дети, достигшие 14 лет, обязаны иметь паспорт гражданина Российской Федерации и поэтому должны подавать заявления на регистрацию от себя лично;
- заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
- заполненный адресный листок прибытия в трех экземплярах. В городах - центрах субъектов Российской Федерации адресные листки прибытия заполняются в двух экземплярах. По смыслу законодательства Российской Федерации листки прибытия должны заполняться должностными лицами, ответственными за регистрацию, а не гражданами, однако на практике листки прибытия заполняются именно лицами, обращающимися для регистрации. В любом случае бланк листка прибытия должен быть предоставлен должностными лицами, ответственными за регистрацию, бесплатно;
- оригинал или заверенная копия документа, являющегося основанием для заселения в соответствующее жилое помещение (свидетельство на право собственности, договор найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление физического лица или уполномоченного представителя юридического лица, предоставляющего гражданину жилое помещение и др.). В случае если представляется копия документа, то такая копия должна быть заверена нотариально. Оригиналы или заверенные копии документов, являющихся основанием для вселения, представляются на обозрение, т.е. без изъятия. Дополнительно, как правило, потребуется предоставление обычных ксерокопий этих документов для приложения их к учетному делу.
Необходимо также учитывать, что регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, возможна только с согласия:
- нанимателя и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних граждан при проживании в домах государственного или муниципального жилого фонда. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации[16] (ст. 80) в этом случае также необходимо предварительное уведомление наймодателя. При этом срок проживания временных жильцов в домах муниципального и государственного фонда не может превышать шести месяцев под-Ряд, а наймодатель вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры - менее нормы предоставления;
- собственников жилых помещений;
- правления жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений;
- юридического лица, владеющего жилым фондом (при вселении в жилые помещения юридических лиц).
Такое согласие дается письменно в присутствии нотариуса либо должностных лиц, ответственных за регистрацию. Письменное согласие юридического лица может быть подписано уполномоченным представителем (генеральным директором, директором и т.п.), а его подпись скреплена печатью юридического лица. При выражении согласия определяется также срок разрешаемого временного пребывания.
Для регистрации несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) согласие от указанных лиц не требуется вне зависимости от срока регистрации.
При вселении для временного проживания в жилое помещение, которым лицо владеет на праве собственности, согласие с чьей-либо стороны также не требуется.
Плата за регистрацию по месту временного пребывания законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Поэтому любые требования о дополнительном представлении документов, подтверждающих оплату тех или иных сборов, являются незаконными.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, проверяют поданные документы, заполняют адресные листки прибытия и в трехдневный срок со дня обращения граждан передают все документы в паспортно-визовую службу ОВД (УВД).
В трехдневный срок со дня получения документов о регистрации по месту пребывания соответствующие должностные лица ОВД (УВД) обязаны зарегистрировать граждан по месту пребывания или письменно уведомить их о причинах отказа.
Оформляя регистрацию граждан, сотрудники паспортно-визовой службы органов внутренних дел тщательно проверяют представленные документы. При этом обращается внимание на полноту и правильность заполнения заявлений по форме, визуально выясняется, не содержат ли поступившие документы внешних признаков подделки (подчистки, травления, дорисовки текста, подделки оттисков печатей, штампов, переклейки фотографических карточек, вставки листов из других аналогичных документов и т.д.).
При отсутствии всех необходимых документов, являющихся основанием для регистрации по месту жительства, представленные документы возвращаются и в регистрации отказывается. При этом должностное лицо, ответственное за регистрацию, должно разъяснить, какие еще документы необходимо представить. Должностные лица, ответственные за регистрацию, обязаны эту информацию довести до сведения граждан, которым отказано в регистрации.