Как это было указано ранее, в случае если в населенном пункте нет ОВД (УВД), то документы передаются в органы местного самоуправления, т.е. в местную администрацию, которая и производит регистрацию граждан в том же порядке, что и ОВД (УВД), с той лишь разницей, что органы местного самоуправления не оставляют у себя на хранение адресные листки прибытия, а направляют их в территориальное ОВД (УВД) для проверок по учетам.
При регистрации граждан по месту пребывания зарегистрированным гражданам ОВД (УВД) производит оформление свидетельства о регистрации по месту пребывания. Свидетельства о регистрации заполняются на пишущих машинках или с помощью принтеров электронно-вычислительных машин. Сокращения и исправления записей не допускаются. Оформленные свидетельства о регистрации по месту пребывания подписываются начальниками паспортно-визовых служб ОВД (УВД) или их заместителями (а в их отсутствие - начальниками ОВД (УВД) и скрепляются печатями, применяемыми для оформления паспортов.
Свидетельства и все сданные документы (за исключением заявления и листков прибытия) передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующей передачи их зарегистрированным лицам.
Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних детей, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Свидетельство детям, не достигшим 14 лет, не выдается. Записи о них заносятся в свидетельства о временном пребывании его родителей (усыновителей, опекунов).
Экземпляры адресных листков прибытия помещаются в адресно-справочные картотеки. После оформления регистрации граждан по месту пребывания сотрудники ОВД (УВД) либо получения адресных листков прибытия от органов местного самоуправления в течение суток посредством телефонной, телеграфной, факсимильной (в зависимости от местных условий) связи проверяют зарегистрированных граждан по учетам республиканских, краевых, областных, окружных адресно-справочных бюро, на чьей территории обслуживания граждане, зарегистрированные по месту пребывания, при необходимости осуществляют проверку по другим учетам. Если на зарегистрированных по месту пребывания лиц имеются сторожевые листки (т.е. сведения об их розыске), сотрудники ОВД (УВД) немедленно докладывают об этом своим руководителям, которые обязаны доложить руководству или дежурному по органу внутренних дел и затем действуют по их указанию.
Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, а также иных подобных организациях производится по их прибытии (а не по истечении 90 дней) администрацией этих организаций. Для регистрации в таких организациях прибывающие граждане представляют паспорт. Судьи, сотрудники МВД России, ФСБ России, прокуратуры, органов юстиции, таможни, внешней разведки, Службы специальной связи и информатизации при ФСО России, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, находящиеся в командировке, регистрируются в гостиницах по служебному и командировочному удостоверениям с указанием фамилии, имени, отчества и данных служебного удостоверения.
Прибывающие граждане составляют анкеты в двух экземплярах.
Дежурные администраторы проверяют принятые документы и правильность составления анкет.
Первые экземпляры анкет дежурными администраторами помещаются в картотеку пребывающих лиц. Вторые экземпляры анкет дежурные администраторы в течение суток после их заполнения пересылают в паспортно-визовую службу территориального ОВД (УВД), которое направляет их в двухдневный срок в республиканские, краевые, областные, окружные адресно-справочные бюро, предварительно проверив зарегистрированных граждан по учетам соответствующих адресно-справочных бюро.
Свидетельства о регистрации по месту пребывания, в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также иных подобных организациях гражданам не выдаются.
При прибытии граждан из указанных организаций анкеты по форме из действующей картотеки изымаются и помещаются в архивную картотеку, где хранятся в алфавитном порядке в течение года, а затем уничтожаются.
3. Основания ограничения права граждан РФ на свободу передвижения, выбор местопребывания и жительства в пределах РФ
Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства декларируется как абсолютное. Фактически же таковым не является. По мнению Т.Я. Хабриевой, естественные права, будучи закрепленными в региональных конституциях, превратились в позитивные, т.е. не имеющие "абсолютного характера". В науке этот вопрос остается открытым, однако реальность давно подтвердила, что нет ничего вечного и абсолютного, без подобных исключительных случаев не может существовать ни одно государство.
Российское государство осуществляет правовое регулирование правил и условий реализации прав и свобод. Составной же частью этого регулирования и является установление Конституцией РФ и федеральными законами страны различных пределов их осуществления. В общей теории права ограничение означает определенное изъятие из правомочий субъекта, препятствующее осуществлению его прав и свобод в полном объеме.
Проблема ограничений рассматривается не только в аспекте правомерного сужения прав и свобод законодательством, судом в смысле различного объема возможностей в целях уравновешивания противоположных интересов субъектов. Ряд авторов ограничение прав и свобод трактует через призму всевозможных злоупотреблений и ущемлений.
Закон допускает некоторые вмешательства и ограничения основных прав, в том числе и права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, но при обязательном соблюдении принципа соразмерности, для защиты равноценного правового блага. Таковыми для права на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства может являться национальная безопасность, сохранение территориальной целостности. Следовательно, концепция правомерных ограничений всегда преследует цель - найти разумный компромисс между общественной необходимостью и интересами правообладателя.
В отношении исследуемого права на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства позиция Конституционного Суда РФ отражает ограничительные тенденции, установленные Конституцией РФ, и конкретизирует их в своих правовых актах. Конституционный Суд РФ в своем, пожалуй, самом обширном решении от 2 февраля 1998 г. по рассматриваемой проблеме особо отметил, что в ст. 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" ограничения права на свободу передвижения связаны с особыми условиями. Таким образом, данное положение предполагает отсылку к федеральным законам, которыми должны быть урегулированы процессы передвижения граждан при определенных обстоятельствах и на определенных территориях. Следовательно, за пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения (любым видом транспорта или пешком) не допускаются и, естественно, никакие нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут ограничивать указанное право по иным основаниям.
Следует обратить внимание на особенности правого статуса граждан России, проживающих на подобных территориях. Они приобретают специальный правовой статус, который включает в себя, как правило, особые правила въезда в зону, выезда, передвижения и т.д., т.е. связан с увеличением числа ограничений права. Существуют также отдельные изъятия в определенных ситуациях в отношении регламентации права на свободу передвижения лиц с особым профессиональным статусом и правовым положением, в связи с чем отдельно анализируются возможности ограничения права свободного передвижения иностранных граждан, лиц без гражданства, военнослужащих.
Исходя из смысла ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, п. 3 и 4 ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции 1950 г., право на свободу передвижения - одно из тех основных, которые подлежат ограничению в условиях чрезвычайного положения и в период вооруженных конфликтов. Одной из ограничительных мер является установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение или военное положение.[17]
3.1 Въезд (проход), временное пребывание, передвижение лиц и транспортных средств в пограничной зоне
Статья 17 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации"[18] определяет режим въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне.
Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.
3.2 Режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании
Статья 3 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании"[19] определяет особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании.
установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования;
ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории;
ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;
ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание;
ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями.
Обеспечение особого режима осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2.1. Создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями допускаются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.