Право оперативного управления в законодательстве Республики Казахстан

3) казенное предприятие и учреждение обязаны руководствоваться заданиями собственника. Задания собственника предприятия на праве хозяйственного ведения, по общему правилу, не являются для него обязательными, если иное не вытекает из законодательства или его уставной правоспособности.

Казенное предприятие, в отличие от учреждения, является коммерческой организацией. Значит, казенное предприятие преследует (или может преследовать) в качестве основной цели своей деятельности извлечение доходов, а учреждение - нет. В то же время и казенное предприятие нередко не полагается на самообеспечение и постоянно финансируется собственником в соответствии с утверждаемой им сметой. Для казенных предприятий смета может быть заменена иной формой контроля за расходованием денег собственника. Учреждение, как правило, финансируется собственником (ст.105 ГК РК).

Казенное предприятие и учреждение обладают специальной правоспособностью. Пределы правоспособности определены в соответствии с ГК, иными законодательными актами и волей собственника в уставе казенного предприятия (учреждения). Правомочия владения, пользования и распоряжения могут быть осуществлены казенным предприятием (учреждением) по своему усмотрению только в пределах уставной правоспособности. Из этого следует, что собственник может вмешиваться в уставную деятельность казенного предприятия (учреждения), если иное не предусмотрено законодательными актами и учредительными документами.

Собственник может определять для казенного предприятия и учреждения правовой режим использования имущества и выдавать обязательные к исполнению задания.

Казенное предприятие и учреждение могут иметь на праве оперативного управления лишь то имущество, которое необходимо им для обеспечения их уставной деятельности.

Пределы осуществления права оперативного управления, а также правовой статус казенных предприятий определены Указом о государственном предприятии (ст. ст.31-45).

Передача в аренду имущества республиканского казенного предприятия регламентируется Правилами передачи в имущественный наем имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении республиканских государственных предприятий, в том числе объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации, утвержденными постановлением Правительства от 7 марта 2001 г. № 336 (в дальнейшем - Правила). Предоставление такого имущества в имущественный наем производится на тендерной основе, за исключением случаев предоставления в имущественный наем стратегически важных объектов республиканских государственных предприятий, осуществляемого на основании отдельных решений Правительства Республики Казахстан. Плата за пользование нанятым имуществом производится деньгами (п.3 Правил).

С 1 января 1999 г. все гражданско-правовые сделки, заключаемые государственными учреждениями за счет бюджетных денег, проходят регистрацию в территориальных органах казначейства (постановление Правительства от 25 декабря 1998 г. № 1336). Для государственных учреждений действуют Правила регистрации гражданско-правовых сделок, заключаемых государственными учреждениями за счет бюджетных денег (постановление Правительства от 5 июня 1999 г. № 703).

При регистрации производится проверка соответствия суммы заключаемой сделки сметным (бюджетным) назначениям либо выделенным лимитам бюджетных денег в зависимости от установленного Министерством финансов распределения видов расходов на группы по степени их обеспечения бюджетными деньгами.

Государственные учреждения, заключающие гражданско-правовые сделки за счет государственного бюджета, обязаны заключать их на срок не более одного финансового года. Сделки, заключаемые на срок более одного финансового года, регистрируются в территориальных органах казначейства только после согласования с Министерством финансов или соответствующим финансовым органом.

Сделки, заключаемые государственными учреждениями за счет государственного бюджета, считаются совершенными после их регистрации в территориальных органах казначейства. Аналогичные правила существуют для казенных предприятий. На них распространяются Правила регистрации гражданско-правовых сделок, заключаемых казенными предприятиями в рамках выполнения государственного заказа (постановление Правительства от 11 мая 2000 г. № 702).

 

2.2 Приобретение и прекращение права оперативного управления


Приобретение и прекращение права оперативного управления осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных главами 13 и 14 ГК РК, если иное не установлено законодательством.

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за казенным предприятием (учреждением), возникает у этого казенного предприятия (учреждения) с момента передачи имущества, если иное не установлено законодательством или решением собственника. На практике факт закрепления имущества на балансе казенного предприятия (учреждения) признается передачей имущества (ст. 203 ГК РК) [6].

Имущество казенного предприятия и учреждения, переданное собственником в оперативное управление, а также имущество, приобретаемое казенным предприятием или учреждением в гражданском обороте, является собственностью их учредителей. Одновременно с этим оно находится у казенного предприятия (учреждения) на праве оперативного управления.

Помимо приращений и возмездных договорных форм приобретения имущества оно может поступить казенному предприятию (учреждению) по наследству, по обязательству, возникающему из причинения вреда, другим внедоговорным обязательствам, в результате дарения и по иным законным основаниям.

При изъятии имущества казенного предприятия и учреждения собственником право оперативного управления на такое имущество прекращается (см. комментарий к ст. 205 ГК).

При приватизации казенного предприятия право оперативного управления прекращается вместе с правом государственной собственности.

Собственник имущества, находящегося в оперативном управлении, в соответствии с законодательными актами решает вопросы создания учреждения, государственного учреждения или казенного предприятия, определения предмета и целей его деятельности, обладает правом определять юридическую судьбу учреждения, государственного учреждения или казенного предприятия, содержание его деятельности (ст. 204 ГК РК).

Собственник осуществляет контроль за эффективностью использования и сохранностью учреждением, государственным учреждением или казенным предприятием переданного собственником имущества.

В случае, если государственное учреждение создается несколькими собственниками, отношения между ними и права собственников на управление своим имуществом определяются учредительным договором или аналогичным соглашением.

Статья 204 ГК РК устанавливает дополнительные пределы осуществления казенным предприятием и учреждением права оперативного управления. Все перечисленные в статье права могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда казенное предприятие (учреждение) не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного ему имущества.

Собственник казенного предприятия и государственного учреждения обычно представлен уполномоченными государственными органами. Органами государственного управления республиканскими казенными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные органы (уполномоченные органы).

Органами государственного управления коммунальными казенными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации (уполномоченные органы).

Отдельные права собственника могут принадлежать только указанным в законодательных актах органам. Так, в соответствии с п.1 ст.16 Указа о государственном предприятии реорганизация и ликвидация республиканского казенного предприятия производятся по решению Правительства РК, а коммунального казенного предприятия - по решению главы местной администрации. Осуществляют реорганизацию и ликвидацию предприятия уполномоченные органы.

Республиканское казенное предприятие создается по решению Правительства РК, коммунальное казенное предприятие - по решению главы местной администрации в порядке, установленном Правительством РК. Соответственно, учредителем казенного предприятия выступает уполномоченный орган.

Собственник имущества в лице уполномоченного органа назначает руководителя казенного предприятия и освобождает в соответствии с законодательством его от должности, доводит до предприятия заказы государства и контролирует их выполнение, утверждает нормативы распределения его прибыли, дает разрешение на совершение предприятием сделок с имуществом, которые в соответствии с законодательством требуют согласования с собственником, устанавливает фонд оплаты труда (фонд потребления), формы оплаты труда, тарифную сетку должностных окладов, решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции,

Правовой статус государственных учреждений унифицирован. Постановлением Правительства от 12 февраля 1999 г. № 119 утверждены Инструкция по разработке Положения о государственном учреждении (государственном органе) и Примерный устав государственного учреждения, не являющегося государственным органом.

Деятельность казенного предприятия финансируется за счет собственного дохода по смете с выделением государственного заказа, утверждаемой уполномоченным органом. Порядок составления государственными казенными предприятиями сметы с выделением государственного заказа и утверждение ее уполномоченным органом осуществляются в соответствии с Инструкцией по составлению сметы расходов государственных казенных предприятий, утвержденной приказом Министерства финансов от 24 мая 2000 г. № 248. Доходы, полученные казенным предприятием сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет (ст.41 Указа о государственном предприятии). До 2000 г. действовала ч.2 п.1 ст.41 Указа о государственном предприятии, в соответствии с которой "в случае недостаточности у предприятия собственных доходов для покрытия его расходов недостающие средства выделяются из соответствующего бюджета". Сейчас от этого положения отказались (см. комментарий к ст. 207 ГК).

Цены на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые казенным предприятием, устанавливаются уполномоченным органом.

Совершение в отношении республиканского казенного предприятия сделок (залога, аренды и других), где предприятие выступает в качестве единого имущественного комплекса, за исключением сделок по отчуждению его, производится по решению Правительства РК, а в отношении коммунального казенного предприятия - по решению главы местной администрации (см. п.3 ст.12 Указа о государственном предприятии). Договор купли-продажи, передачи в залог и доверительное управление государственных предприятий должен содержать соответствующую отметку реестродержателя (Положение о Реестре государственных предприятий и учреждений, хозяйственных товариществ с долевым участием государства).

Принятие решения о ликвидации казенного предприятия производится с учетом Положения о порядке отбора государственных предприятий, хозяйственных товариществ с участием государства, рекомендуемых к ликвидации, утвержденного постановлением Правительства от 12 мая 1995 г. № 652. Основанием к принятию решения о ликвидации может явиться неплатежеспособность и отсутствие перспектив финансово-экономического оздоровления. Внешними признаками неплатежеспособности предприятий являются сообщения налоговых органов о задержке на срок более трех месяцев платежей в бюджет, государственных статистических органов о задержке на срок более трех месяцев платежей по заработной плате, сообщения других государственных органов, банков, поставщиков и кредиторов предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты