Статья 205. Право собственника на изъятие и перераспределение имущества, переданного в оперативное управление
Собственник закрепленного за учреждением, государственным учреждением или казенным предприятием имущества вправе изъять это имущество либо перераспределить его между другими созданными им юридическими лицами по своему усмотрению, если иное не установлено законодательными актами.
Формулировка комментируемой статьи предусматривает возможность изъятия имущества у предприятия (учреждения) по решению собственника. В соответствии с этим следует считать, что собственник сам или в лице уполномоченных органов может изъять любое имущество казенного предприятия (учреждения), закрепленное на его балансе, если только это не противоречит законодательным актам. Изъятие происходит на основании решения (постановления, приказа, письма, предписания и т.п.) соответствующего собственника (уполномоченного им лица) с момента принятия решения, если иное не предусмотрено упомянутым решением.
Доходы, полученные предприятием от совершения деятельности, запрещенной законодательством, не предусмотренной его уставом и на которую оно не получило разрешения уполномоченного органа, а также доходы, полученные е результате завышения установленных цен на реализуемые товары (работы, услуги), подлежат изъятию соответственно в республиканский или местный бюджет по решению уполномоченного или иного компетентного органа (ст.14 Закона О государственном предприятии).
Глава 3. Государственная собственность, как субъект права оперативного ведения
3.1 Понятие государственной собственности
Государственная собственность как один из видов собственности закреплена Конституцией (ст.6) и ГК (ст. 192 ГК).
В гражданском законодательстве закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, в том числе и государства.
В соответствии со статьями 111-114 ГК, государство не проявляет своего суверенного иммунитета в гражданско-правовых отношениях, а, наоборот, устанавливает общее правило о том, что к "государству и административно-территориальным единицам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательных актов (ст.114 ГК) и нормы о том, что "гражданско-правовые споры с участием Республики Казахстан разрешаются судами" (п.3 ст.111 ГК),
Отношения государственной собственности, несмотря на провозглашенное равенство, обладают определенными особенностями:
а) государство является носителем суверенной власти и в этом качестве принимает законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, и издает административные акты, как источники возникновения гражданско-правовых отношений;
б) государство не является юридическим лицом, поэтому от его имени выступают органы государственной власти и управления в рамках их компетенции, установленной законодательными актами, положениями или иными актами, определяющими статус этих органов;
в) право собственности государства носит всеобъемлющий характер, то есть государство может обладать любым имуществом, в том числе изъятым или ограниченным в обороте;
г) обладает специфическими приемами приобретения имущества в собственность, в частности, налогов, пошлин, сборов и т.д.;
д) на базе государственной собственности осуществляются социальные функции, призвание обеспечить достаточный прожиточный минимум населению и в первую очередь его малоимущей части.
В субъективном смысле право государственной собственности состоит из принадлежащих государству правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые осуществляются им по своему усмотрению с учетом интересов народа Казахстана.
3.2 Субъекты государственной собственности
Субъектом права государственной собственности выступает Республика Казахстан.
Управление государственной собственностью и реализация правомочий собственника через органы государственной власти и управления, а в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению Республики Казахстан от ее имени могут выступать иные государственные органы, юридические лица и граждане. Согласно пункту 4 статьи 66 Конституции, на Правительство РК возложена организация управления государственной собственностью. На основании пункта 8 статьи 9 Указа Президента РК, имеющего силу конституционного закона, "О Правительстве Республики Казахстан" от 18 декабря 1995 года Правительство РК организует управление государственной собственностью, вырабатывает и осуществляет меры по ее использованию, обеспечивает защиту права государственной собственности на территории Р^" публики Казахстан. Таким образом, на Правительство Республики Казахстан возложены функции субъекта права государственной собственности.
В системе центральных государственных органов, осуществляющих правомочия собственника, важное место занимает Департамент управления государственным имуществом и приватизации и его территориальные органы на местах. На Департамент управления государственным имуществом и приватизации возложено осуществление управления государственной собственностью и представление интересов государства в отношении собственности Республики Казахстан за её пределами.
Департамент Управления госимуществом и приватизации и его территориальные органы выступают в качестве единственного продавца государственной собственности с правомочием распоряжаться республиканской и коммунальной собственностью, переданной ему для продажи Департаментом управлению государственным имуществом и приватизации и местными исполнительными органами.
Важное место в системе государственных органов занимает Казначейство Министерства финансов Республики Казахстан. Казначейство является специализированным государственным органом управления по исполнению республиканского бюджета.
В зависимости от вида государственной собственности на основании статьи 1 Указа "О государственном предприятии" государственные предприятия подразделяются на предприятия[7]:
а) находящиеся в республиканской собственности - республиканские государственные предприятия;
б) находящиеся в коммунальной собственности - коммунальные государственные предприятия,
По отношению к республиканским государственным предприятиям функциями субъекта государственной собственности наделены министерства, государственные комитеты, ведомства и некоторые департаменты министерств и иные управомоченные правительством органы, либо местные органы, управомоченные на это акимами.
Постановлением Правительства от 25 июня 1996 года утвержден Перечень республиканских государственных предприми, перечни же коммунальных государственных предприятий на основании статьи 2 Указа "О государственном предприятии" утверждаются соответствующими главами местных администраций (акимами).
Как уже отмечалось выше, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручение государства от ее имени могут выступать иные государственные органы, юридические лица и граждане. Например, в пункте 8 статьи 105 Закона Республики Казахстан "О банкротстве" от 21 января 1997 года сказано, что "органам (организациям) уполномоченным на проведение реабилитации неплатежеспособных государственных предприятий, а также хозяйственных товариществ, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50%, Правительством Республики Казахстан могут быть делегированы права собственника государственного имущества"[8].
3.3 Объекты государственной собственности
К объектам государственной собственности следует отнести:
1) вещи в виде движимого и недвижимого имущества;
2) деньги, иностранная валюта;
3) ценные бумаги;
4) обязательственные и иные имущественные права и обязанности.
Действующее законодательство в различении имущества государственных юридических лиц сохраняет прежнюю классификацию по фондам (ст. 200 ГК). Фонды - это экономическая форма распределения общественного продукта, обусловленная необходимостью выделения и относительного обособления целевых частей в составе общественного продукта.
В настоящее время классификация имущества по фондам имеет лишь экономическую ценность и удобна для ведения бухгалтерского учета и учета имущества предприятий. Конечно, такое разделение имущества на фонды: основные фонды, оборотные средства, сырье, готовая продукция и т. поимеет определенное практическое значение, поскольку каждая из составных частей обладает своим правовым режимом. Однако, теперь общим гражданским законодательством определено, что юридическое лицо само решает, какие фонды, и в каком объеме и для каких целей оно будет создавать за счет полученных доходов. Исходя из этого, в нормах действующего гражданского законодательства закреплены принципы отказа от целевого назначения имущества, а следовательно, разграничение имущества по фондам (ст.44 ГК).
Как сказано выше, государственная собственность выступает в виде: республиканской государственной собственности и коммунальной государственной собственности. Отсюда к объектам республиканской государственной собственности на основании пункта 2 статьи 192 ГК относятся: республиканская казна и имущество, закрепленные за государственными республиканскими юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.
Законодательством не предусмотрены исчерпывающие перечни имущества, собственником которого может быть только государство.
Особенностями осуществления права собственности на природные ресурсы являются:
а) использование природных ресурсов существенно отличается от использования иного имущества; так как они должны эксплуатироваться в соответствии с их целевым назначением, причем не во вред объективным законам природы,
б) непрерывное наблюдение за указанными ресурсами, в связи с чем предусмотрена особая система - мониторинг;
в) вводится целая система контроля (земельного, лесного и т.д.), органы которой наделены специальными полномочиями;
г) вред, причиненный природному объекту, как правило, обнаруживается спустя значительное время;
д) предусмотрено право вмешательства соответствующих государственных органов в процесс хозяйственной эксплуатации природных объектов.
Действующее законодательство закрепляет за республиканскими предприятиями имущество на праве хозяйственного ведения, за казенными предприятиями и государственным учреждениями - на праве оперативного управления.
Пункт 3 статьи 192 ГК гласит, что коммунальная собственность состоит из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.
Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами, составляют местную казну. В статье 87 Конституции сказано, что к ведению местных исполнительных органов относится, в частности, управление коммунальной собственностью.[9] Это отнюдь не означает возникновение нового вида собственности. Не означает и расширение объектов собственности, находящихся в ведении местных органов. Так, например, через местные бюджеты допускается реализация части государственных программ (ст.10 Закона Республики Казахстан "О бюджетной системе"). Особенностью коммунальной собственности является то, что ее объекты носят целевой характер и предназначены для решения местных вопросов.
Вместе с тем, одну часть коммунальной собственности составляет местная казна, а другую - имущество коммунальных юридических лиц на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. [10]
Заключение
Термин "гражданское право" (jus civile) известен с древних времен, под которым римские юристы понимали право граждан Рима (цивильное право). В Риме различали две отрасли права - публичное и частное (jus pubiicum u jus privatum), Классическое разграничение публичного и частного права дает Ульпиан: публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое (относится) к пользе отдельных лиц.
Правовая система Республики Казахстан не знает деления на публичное и частное право. Национальное гражданское право представляет известную оригинальность, проявляющуюся в наличии только ему свойственных институтов. Тем не менее, определенное сходство существует между различными гражданскими правовыми системами. Поэтому происходящие в нем процессы не могут не отражаться на гражданском законодательстве Республики Казахстан, особенно, когда "мы строим новое государство, новую рыночную экономику и новую демократию и тем самым впитываем в себя достижения разных цивилизаций"[11]
Право оперативного управления является одним из разделов Гражданского права. Именно с помощью права хозяйственного ведения регулируется функционирование государственных предприятий, т.е. предприятий находящихся в республиканской собственности и коммунальной собственности.
Государство является единым собственником государственного имущества на основании статьи 192 ГК; его правомочия владения, пользования и распоряжения ничем и никак не ограничены, так как государство само для себя устанавливает законы, определяющие порядок пользования государственной собственностью.
Республика Казахстан как субъект гражданского права, как указывалось выше, государственной собственностью управляет через свои органы, в том числе через государственные юридические лица.
Право владения государством означает, что в его охраняемом законом обладании находится государственное имущество независимо от того, ведают ли им уполномоченные государственные органы или часть его передана предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Предоставив право владения имуществом своим предприятиям, казенному предприятию и учреждению, государство сохраняет право владения этим имуществом, поскольку правомочие владения государственных юридических лиц не исчерпывает право владения государства, оно не совпадает ни по объему, ни по назначению. По отношению к праву владения государства право владения государственных юридических лиц является производным, вторичным, то есть, является частью Целого. Еще надо иметь в виду, что самое государственное "Предприятие, казенное предприятие и учреждение как отраслей имущественный комплекс (ст.12 Указа "О государственном предприятии"), являются объектом государственной собственности, а значит, находятся во владении государства.
Право пользования означает закрепленную за государством возможность извлекать из государственного имущества максимальную пользу в интересах государства и всего общества.
Право распоряжения государства состоит в установлении им порядка владения и пользования государственным имуществом, в распределении имущества, в определении наилучших правовых форм, в которых должно реализоваться управление государственной собственностью. Право распоряжения государство осуществляет путем издания новых норм, их изменения и отмены, а также с помощью административных актов по организации использования средств и продуктов производства в процессе оперативной деятельности.
Отношения по распоряжению государственной собственностью, кроме ГК, регулируется целым комплексом законодательных актов. Например, на основании статьи 16 Указа "О приватизации", предприятие подлежащее приватизации может быть предварительно преобразовано в порядке, установленном законодательством, в акционерное общество, переданное с правом последующего выкупа в доверительное управление или в аренду.
Список использованных источников
1. Нормативные источники:
1. Конституция Республики Казахстан, принятая на Республиканском Референдуме 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 года). - Алматы: Казахстан, 1998. - 96 с.
2. Гражданский кодекс Республики Казахстан. - Алматы: ТОО "Баспа", 2001. - 400 с.
3. Закон Республики Казахстан "О банкротстве" от 21 января 1997 года
4. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона "О государственном предприятии" от 19 июля 1995 года № 2335 (с изменениями от 4 мая 2001 года). // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 9. Ст.66.
5. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона "О приватизации" от 23 октября 1995 года № 2721 // Ведомости, 1995, № 24. Ст.163.
6. Указ Президента РК, имеющего силу конституционного закона, "О Правительстве Республики Казахстан" от 18 декабря 1995 года
2. Основная литература:
7. Гражданское право Республики Казахстан. Учебное пособие (часть общая) 2-ое издание, дополненное и изменённое. - Алматы: Институт международного права и международного бизнеса "Данекер", 1999
8. Сулейменов М.К. Комментарий к Закону Республики Казахстан "О собственности". - Бизнес и право в Казахстане. 2006
9. Жанайдаров И.У. Проблемы реализации права государственной собственности. Алматы: Казахстан, 2003
10. Жанайдаров И.У. Гражданское право, Алматы, 1999
11. Гражданское право. Учебник. В 2 т. /Отв. Ред. Е.А. Суханов. - М.: Изд-во БЕК. Т.1, 1994. - 431 с.
12. Гражданское право: Курс лекций. Учебное пособие. /Отв. Ред.О.Н. Садиков. - М.: Изд-во БЕК. Ч.2: Обязательственное право. - 2000. -687с.
13. Гражданское право Республики Казахстан: (Общая часть). Учебное пособие. /Отв. ред.Г.И. Тулеугалиев, К.С. Мауленов. -2-е изд., перераб. и доп. - Алматы: Гылым. Т.1, 1999. -227 с.
14. Гражданское право. Учебник. /Под ред.А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ПРОСПЕКТ. Ч.1, 1998. - 631с.
15. Осипов Е.Б. Комментарий к общей части гражданского кодекса РК-Алматы, 2008.
[1] Гражданский кодекс Республики Казахстан.- Алматы: ТОО «Баспа», 2001
[2] Жанайдаров И.У. Гражданское право, Алматы, 1999, с.134
[3] Осипов Е. Б. Комментарий к общей части гражданского кодекса РК-Алматы,2008, с.203
[4] Гражданское право Республики Казахстан: (Общая часть). Учебное пособие. /Отв. ред. Г. И. Тулеугалиев, К. С. Мауленов. –2-е изд., перераб. и доп. - Алматы: Гылым. Т.1, 1999, с.101
[5] Жанайдаров И.У. Проблемы реализации права государственной собственности. Алматы: Казахстан, 2003, с.109
[6] Сулейменов М.К. Комментарий к Закону Республики Казахстан "О собственности". - Бизнес и право в Казахстане. 2006, с. 34
[7] Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О государственном предприятии» от 19 июля 1995 года № 2335 (с изменениями от 4 мая 2001 года). // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 9. Ст. 66.
[8] Закон Республики Казахстан "О банкротстве" от 21 января 1997 года
[9] Конституция Республики Казахстан, принятая на Республиканском Референдуме 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 года).- Алматы: Казахстан, 1998
[10] Гражданское право Республики Казахстан. Учебное пособие (часть общая) 2-ое издание, дополненное и изменённое. – Алматы: Институт международного права и международного бизнеса «Данекер», 1999
[11] Назарбаев Н, Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана- Алматы: Білім, 1997. С. 95,131.