Право собственности граждан в современных экономических условиях в Российской Федерации

Фактические супруги, как и любые другие участники общей долевой собственности, вправе заключить соглашение о разделе имущества, находящегося в их общей долевой собственности, а также соглашение о порядке владения, пользования, распоряжения таким имуществом, о распределении плодов и доходов от использования такого имущества (ст. 246 - 248, 252 ГК РФ).


2.2 Объекты права собственности граждан


По ранее действовавшему законодательству собственность граждан в соответствии с ее потребительским назначением распространялась главным образом на предметы потребления. Что же касается средств потребления, то гражданин мог быть собственником лишь мелких средств производства, а их использование с привлечением наемного труда, как правило, не допускалось. По новому законодательству граждане могут быть собственниками любого имущества, в том числе различных видов недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы (ст. 132 ГК РФ), а также иметь в собственности оборудование, транспортные средства и другие средства производства.

Однако, несмотря на то, что действующее законодательство устранило количественные, стоимостные и временные ограничения на объекты права собственности граждан, Гражданский кодекс допускает установление законом правил, ограничивающих возможность приобретения в частную собственность отдельных видов имущества (ст. 213 ГК РФ).

Объектом права собственности граждан и юридических лиц не может быть имущество, изъятое из оборота, поскольку оно составляет объект исключительной собственности Российской Федерации. По действующему законодательству таким имуществом являются богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, некоторые виды вооружений, памятников истории и культуры. Например, согласно ст. ст. 1,2 Закона «О недрах» от 21 февраля 1992 г. в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. недра, включая содержащиеся в них полезные ископаемые, являются государственной собственностью.

Такие ограничения могут быть установлены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности. Здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так судом рассмотрено дело по заявлению Прокурора Самарской области, г. Самара, о признании недействительными решения от 28.09.94 Комитета по управлению имуществом г. Самары и договора купли-продажи нежилого помещения, заключенного с ИЧП Радугин А.П. г. Самара, с участием Департамента по управлению государственным имуществом администрации Самарской области, г. Самара, Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Самары, г. Самара.

Как следует из материалов дела, на основании решения Комитета по управлению имуществом г. Самары от 28.09.2004 № 943 "О приватизации сданного в аренду нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая,4" Комитетом и ИЧП Радугиным А.П. заключен договор купли-продажи от 28.09.94 встроенного нежилого помещения площадью 172,6 кв. м, расположенного в жилом доме по указанному адресу, и выдано свидетельство о праве собственности № 128 от 28.09.94 года Радугину А.П.

Рассматривая дело, суд установил, что в подвале жилого дома находится защитное сооружение гражданской обороны, которое числится в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Самары как убежище № 277, о чем свидетельствуют имеющиеся в деле документы.

При этом убежище № 277 класса защиты, встроенное для укрытия 180 человек, построено в 1952 г. Убежище зарегистрировано в журнале учета защитных сооружений г. Самары согласно гл. 2 Порядка учета защитных сооружений, Временной инструкции о порядке учета и содержания защитных сооружений гражданской обороны. На убежище имеется паспорт, оформленный в соответствии со СНИП 3.01.09-84. В паспорте убежища указано на то, что в мирное время помещение эксплуатируется как склад "Текстильшвейторга". Наличие защитного сооружения по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая,4 также подтверждено заключением судебной экспертизы № 1668/16/04 от 07.07.2004.

Согласно приложению № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны, являющиеся объектами инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии с п. 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. объекты гражданской обороны подлежали приватизации только по решению Правительства Российской Федерации либо правительств республик в составе Российской Федерации.

Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 № 2284, приватизация защитных сооружений гражданской обороны запрещена.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.94 № 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" установлено, что соответствующие управления при выявлении объектов и имущества гражданской обороны, приватизированных с нарушением установленного порядка, обязаны принять меры к закреплению таких объектов и имущества в государственную собственность. Перечень объектов гражданской обороны приведен в п. 2 указанного Положения, в который включены отдельно стоящие, встроенные убежища гражданской обороны, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны и другие объекты.

Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.98 № 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (в п. 3) разъяснено, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями № 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1.

Приватизация была признанна незаконной.

Виды объектов, которые не могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам, должны быть прямо указаны в законе (ст. 129 ГК РФ), но не в подзаконном акте. Это же касается и объектов, которые могут находиться в собственности частных лиц только по специальному разрешению, т.е. ограниченных в обороте.

Объекты, принадлежащие гражданам на праве частной собственности, могут попадать как под общий, так и под специальный правовой режим. Общий правовой режим предполагает, что в отношении указанных объектов нет никаких специальных правил, которые граждане должны соблюдать, и что при осуществлении своих прав на них они не должны лишь выходить за те общие пределы, которые очерчены в п. 1 ст. 10 ГК РФ.

Сложнее обстоит дело с имуществом, в отношении которого устанавливается специальный правовой режим. Прежде всего это недвижимое имущество – земельные участки, жилые дома, многолетние насаждения и т.д. Вещные права на указанное имущество, равно как и сделки с ним, подлежат государственной регистрации. Отдельные виды недвижимого имущества подлежат специальной регистрации (например, морские суда). Особые правила установлены на приобретения прав на объекты, относящиеся к недвижимости. Так, например, регистрации прав на земельный участок предшествует его отвод. А для возведения жилого дома, помимо отвода участка и регистрации прав на него застройщиком, требуется утверждение проекта постройки дома, получение разрешения на строительство и т.д. И после приобретения в установленном порядке прав на недвижимость на собственнике лежит целый ряд повинностей и обременений, например, уплата налога на недвижимость.

До перехода нашей страны к рыночной экономике земля в условиях исключительной государственной собственности на землю была полностью изъята из гражданского оборота. Проводимые в стране экономические реформы, составной частью которых является земельная реформа, способствовали ликвидации монополии государственной собственности на землю и утверждению права частной собственности на нее.

С начала 1991 года в результате проведения земельной реформы около 40 миллионов граждан Российской Федерации получили в собственность земельные участки, около 12 миллионов сельских жителей стали собственниками земельных долей (паев). Реализации конституционных прав граждан на землю призваны способствовать многочисленные нормативные акты, принятые в последние годы. В частности Земельный кодекс РСФСР 1991 г., Земельный кодекс РФ 2001 г., федеральные законы, а также указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и т.д.

Действующее российское законодательство допускает возможность нахождения земельных участков на праве собственности у граждан, получивших их под индивидуальное жилищное строительство, для садоводства или для ведения личного подсобного или дачного хозяйства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Кроме того, граждане получившие в собственность здания, сооружения или иную недвижимость в сельских населенных пунктах и на землях сельскохозяйственного назначения, вправе приобретать в собственность и земельные участки, на которых расположены такие объекты. Правовые акты о приватизации допускают приобретение в собственность граждан земельных участков под приватизированными предприятиями, а также под другими объектами недвижимости, находящимися в их собственности. Разрешено также приобретать в собственность предназначенные под застройку земельные участки в городских и сельских населенных пунктах. Граждане как частные собственники земли вправе осуществлять свои правомочия свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Право собственности на жилой дом, другое строение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законном, может быть признано судом в силу п.3 ст.222 ГК РФ лишь при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

Решением мирового судьи судебного участка № 46 г. Самары удовлетворен иск Л. о признании права собственности на реконструированный жилой дом и сделанный к нему пристрой.

Советский районный суд решение отменил, указав следующее.

В соответствии с п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 " О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГКРФ" право собственности на жилой дом, другое строение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом может быть признано судом в силу п.3 ст222 ГК РФ лишь при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

При разрешении таких споров должны быть представлены доказательства, свидетельствующие о предоставлении в установленном порядке земельного участка, на котором расположена самовольная постройка.

Между тем, Л. не имеет документов на земельный участок и с заявлением о предоставлении ему участка в комитет по управлению имуществом не обращался.

В связи с этим решение мирового судьи о признании за Л. права собственности на пристрой является незаконным и подлежит отмене.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты