Право собственности и другие вещные права на жилищное помещение
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫХ ВЕЩНЫХ ПРАВ НА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ
1.1 Право и формы собственности в жилищном законодательстве
1.2 Приобретение права собственности на жилое помещение
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЛАДЕНИЯ, ПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ
2.1 Порядок и правила пользования жилым помещением
2.2 Право распоряжения жилыми помещениями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В течение последних нескольких лет в нашей стране в структуре жилищной сферы произошли серьезные изменения. После обретения Российской Федерацией государственной независимости эти изменения были связаны с проведением сложных социально-политических и экономических реформ, направленных на последовательный переход от административно-командных методов управления экономикой к рыночным формам управления и развития.
Основой проводимой жилищной реформы в России является поэтапный переход от непосредственного выполнения государством функций финансирования, строительства, распределения жилищного фонда, а также функций собственника этого фонда к обеспечению правовых и экономических предпосылок и стимулов, формированию рыночных отношений в жилищной сфере. Появилась необходимость поиска новых подходов к решению ряда проблем с целью ускорения жилищной реформы и повышения ее социальной направленности, расширения возможностей граждан по распоряжению жильем.
Таким образом, актуальность данной курсовой работы состоит в необходимости детального изучения правовых основ формирования и развития совершенно нового института собственности – права собственности граждан на жилые помещения.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище (ст. 40). Надлежаще жилище является составной частью достойного жизненного уровня, одним из основных материальных условий жизни человека. Путем его использования мы удовлетворяем свои ежедневные потребности, используя как место отдыха, научной, творческой и иной деятельности. Потребность в жилье возникает с момента рождения человека и сохраняется на всем протяжении жизни, носит постоянный характер, видоизменяясь с возрастом, появлением семьи и т.д.
Жилищная реформа, появление рынка жилья являются одними из главных факторов перехода к новым социально-экономическим условиям, и от их осуществления во многом зависит развитие государства, повышение уровня жизни каждого человека.
В жилищной сфере преобразования идут по нескольким направлениям. Увеличивается количество введенного в эксплуатацию нового жилья, расширяется круг источников финансирования строительства жилья, в том числе за счет внебюджетных отчислений. Проводится реформа жилищно-коммунального хозяйства. Жилищная сфера включает в себя строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт. Именно поэтому развитию данной отрасли уделяется постоянное и серьезное внимание со стороны государства.
Новый Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 г., безусловно, будет способствовать достижению целей проводимой реформы. Он содержит ряд принципиально новых и важных положений.
На страницах данной курсовой работы будет рассмотрен только один аспект совершенствования жилищного законодательства Российской Федерации – будет сделана попытка всестороннего анализа института реализации гражданского права собственности и иных вещных прав на жилое помещение. Попытку такого рода следует считать основной целью данной курсовой работы.
Проблему права собственности и иных вещных прав на жилые помещения по праву можно считать детально исследованной и всесторонне изученной так в работах таких авторов как: Скловский К.И.Ефремов Н., Щенникова Л.В., Еремеев С.П., Агарков М.М., Илларионова Т.И., Б.М. Гонгалло, Плетнева В.А. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Калпин А.Г., Масляев А.И. и др. Однако вступление в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации внесло существенные коррективы в вопросы права собственности и иные вещные права на жилые помещения. И именно по этой причине данная курсовая работа может иметь некоторый практический вес и научную значимость.
Для достижения поставленной цели необходимо найти решение для ряда промежуточных задачи исследования:
· рассмотреть понятие и принципы права собственности на жилые помещения;
· охарактеризовать формы распоряжения собственным жилым помещением, такие как: пользование, сдача внаем, продажа и т.д.
· рассмотреть последствия сноса дома в связи с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
Объектом рассмотрение в данной курсовой работе являются общественные отношения с сфере реализации прав собственности и иных вещных прав на жилые помещения;
Предметом - выступает действующее законодательство отрасли гражданского и жилищного права, регулирующее указанные общественные отношения.
Вышеназванные цели и задачи исследования предопределили следующую структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫХ ВЕЩНЫХ ПРАВ НА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ
1.1 Право и формы собственности на жилые помещения
Право собственности можно понимать в объективном или субъективном смысле. В объективном смысле право собственности представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности. В субъективном смысле под правом собственности понимается совокупность правомочий по владению, пользованию и распоряжению каким-либо объектом.
Под владением понимается реальное обладание объектом, его реальное наличие у собственника.
Пользование представляет собой извлечение из объекта полезных свойств.
Правомочие распоряжения — это право на определение юридической судьбы вещи, ее реализацию, т.е. возможность совершать действия, направленные на прекращение права собственности[1].
В жилищном праве под владением понимается основанная на законе возможность иметь у себя определенный жилищный объект (для юридических лиц — числить его на своем балансе). Пользование представляет собой возможность эксплуатации объекта, проживания в нем или предоставления для проживания другим лицам. Распоряжение означает возможность изменить жилой объект (перепланировку, пристройку и т.д.) или передать его в собственность другому субъекту (по договору дарения, купли-продажи, наследования, ренты и др.). Причем Гражданский кодекс РФ не ограничивает виды возможных договоров только содержащимися в нем. Так, например, договор приватизации не предусмотрен Гражданским кодексом, однако на основании ч. 2, 3 ст. 421 стороны могут заключить договор как предусмотренный законодательством, так и не предусмотренный, или содержащий в себе элементы разных договоров.
Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Оставляя этот перечень открытым, Конституция таким образом допускает возможность образование и иных форм собственности[2].
Статья 19 ЖК выделяет следующие виды жилищных фондов:
1) частный жилищный фонд (жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц);
2) государственный жилищный фонд (жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд (жилые помещения, находящиеся в собственности городских, сельских поселений, а также любых других муниципальных образований).
В зависимости от целей использования жилищный фонд делится на жилищный фонд социального использования, служебный жилищный фонд, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.
Частная собственность состоит из собственности граждан и собственности юридических лиц (коммерческих или некоммерческих) или их объединений.
Государственную собственность закон подразделяет на ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности, и фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности[3].
Муниципальная форма собственности представляет собой фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.
В гражданском праве формы собственности в жилищной сфере подразделяются также на государственную, муниципальную и частную собственность[4].
Собственность юридических лиц (созданных в качестве частных собственников) — это жилой фонд, построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет жилищных, жилищно-строительных кооперативов с неполностью выплаченным паевым взносом[5].
Собственность граждан может быть индивидуальной или общей. Индивидуальная собственность принадлежит одному гражданину или семье. Общая собственность может быть собственностью нескольких граждан (например, долевая приватизация) или собственностью объединений граждан (товариществ собственников жилья). Индивидуальная собственность предназначена для обеспечения потребностей одного или нескольких человек. Среди ее объектов в жилищной сфере можно назвать индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ собственников жилья, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством[6].
Государственная и муниципальная собственности обеспечивают потребности крупных социумов (большого количества людей). Государственная собственность обеспечивает потребности всего народа или населения республики, области, края (субъекта Федерации) муниципальная — потребности района, города, иного населенного пункта (муниципального образования)[7].
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации муниципальные образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органами государственной власти и местного самоуправления соответствующего уровня в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов[8]. В соответствии с ч. 3 ст. 125 в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 17 апреля 2002 г. N 217пв-01пр образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане[9].