Право в системе социальных регуляторов
Министерство образования и науки Украины
Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова
Экономико-правовой факультет
Кафедра общеправовых дисциплин
и международного права
Курсовая работа по теории государства и права на тему:
"Право в системе социальных регуляторов"
Одесса – 2008
План
Введение
Глава 1. Право
Глава 2. Социальные нормы
2.1 Мораль и право
2.2 Соотношение права и обычаев
2.3 Право и социально-технические нормы
Глава 3. Система социального регулирования
3.1 Подходы к проблеме социального регулирования
3.2 Закономерности существования и развития социального регулирования
3.3 Инфраструктура. Индивидуальное и нормативное регулирование в социальной жизни
3.4 Способы воздействия на участников общественных отношений
3.5 Система социальных регуляторов и место права в ней
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Построение правового государства является одной из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Новые знания о происхождении права как общественной регулятивной системе, появившейся одновременно с государством в результате перехода человечества от присваивающей к производящей экономике в III-II тыс. до н.э., имеющей своей глобальной целью обеспечение нового социально-хозяйственного, духовного и даже бытового уклада и способа существования человечества, объективно предписывают теории права глубоко разобраться с самой проблемой социального регулирования. Что это такое, какие иные, кроме права, регулятивные системы действуют в обществе, какие взаимодействия или противоречия существуют между ними, каково место права в социальном регулировании – эти и другие вопросы сразу же возникают, как только выясняется, что основное назначение права – быть регулятором общественных отношений, складывающихся по всему спектру нового социально-хозяйственного уклада человеческого бытия. А также следует решить вопросы о необходимости совершенствования нормативной базы общества, о приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни, об устранении не соответствующих действительности норм или их элементов, с целью предотвращения возможности путаницы и противоречий.
Глава 1. Право
Многовековая история человечества в процессе своего развития выработала множество средств и способов упорядочения, как всей сложной многоуровневой системы общественных отношений, так и отдельных её сфер, включая индивидуальное поведение людей в них. Особое место среди этих социальных регуляторов занимает право, которое противостоит произволу и выступает как общеобязательный нормативный регулятор.
В работах современных учёных имеются различные подходы к определению права – нормативный, социологический, философский:
1. Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения. [6, 69]
2. Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласования воль в их взаимоотношении друг с другом. [4, 123]
3. Право – это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения. [5, 111]
Но каковы ни были бы эти подходы к определению права, из них явствует, что создаётся и действует оно не только для того, чтобы на основе законности обеспечить правопорядок, сформировать те или иные варианты правомерного поведения. Намерение и цель законодателя шире: с помощью права изменяются, развиваються, укрепляются или вытесняются те или иные общественные отношения с целью их дальнейшего прогрессивного развития.
Актуальность изучения правового регулирования и его механизма в Украине обусловливается также необходимостью совершенствования законодательства, повышения эффективности действия уже существующих норм права.
Глава 2. Социальные нормы
Термин "регулирование" (лат. regylo – правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего либо в соответсвии с чем-либо. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется как при помощи жесткого, властного их нормирования государством, законом, так и нормами права, которые конкретизируются в правоотношении. Без эффективного правового регулирования немыслима сама государственность. [10, 257]
Ведь в повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.
В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на сложный социальный организм, целую систему самых разнообразных отношений, нуждающихся в упорядочении, регулировании.[7,321-322] Для целей регулирования в обществе складывается система нормативных регуляторов: обычаи, нормы морали, корпоративные нормы, религиозные и нормы права. Социальные нормы отличаются друг от друга, во-первых, по своему генезису (происхождению), способам формирования (создания) и, во-вторых, по способам обеспечения. Право отличается от других регуляторов по своей связи с государством: формируется, создаётся государством и им же обеспечивается соблюдение права.
В системе социального регулирования праву отводится главное место в силу тех качеств, которыми оно обладает.
Следует отметить, что в некоторых источниках приводится более широкий перечень социальных норм: называются, например, такие нормы, как организационные, политические, экономические. Но по такому признаку этот перечень можно было бы продолжить, назвать, например, санитарные, ветеринарные нормы и т.п. Эти названия отражают фактическое содержание других норм. Например, правовые нормы по своему содержанию могут быть и политическими, и экономическими, и организационными.
Можно сказать, что весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы.
Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под "юрисдикцией" правовых норм. [16,186]
Система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два вида норм: социально-технические и собственно социальные. Социальные нормы в абстрактном значении можно определить по-разному. В частности, профессор
Марченко М.Н. дает следующую формулировку: социальные нормы - это правила социально значимого поведения членов общества.[17,186] В свою очередь профессор В.К. Бабаев считает, что социальные нормы - это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей.
Несмотря на очевидные различия в определениях, даваемых различными учеными, они все исходят из того, что социальные нормы являются регуляторами существующих в обществе общественных отношений между людьми, организациями, коллективами, социальными группами и т.д.
2.1 Мораль и право
Нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции. Понятие "норма" и "правило" употребляются и воспринимаются в обиходе как равнозначные. Они обычно определяются друг через друга : норма - это правило, а правило - это норма. Между тем, при более внимательном подходе выясняется, что "правило" - все же более узкий термин, чем "норма". Правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию. Социальным нормам посвящено немало солидных публикаций, свидетельствующих об актуальности и значимости проблемы. При этом особое внимание уделяется норма права и морали как двум наиболее мощным и эффективным регуляторам, тесно взаимодействующим между собой. Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает так же и само реальное действие - то, что фактически утвердилось в жизни, практике.
В этом случае поступки и становятся правилом.
Если говорить о морали, то термины "мораль" и "нравственность" являются также на первый взгляд однозначными, как и норма с правилом.
В историческом развитии понятие морали менялось, не оставались низменными и представления о моральных нормах и оценках. Очевидно, что точек зрения на мораль не меньше, чем разных пониманий права. Известный польский социолог М.Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.
Первое течение – так называемая фелицитология (от лат. felicia – счастье). Мораль понимается как техника, искусство достижение счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Близки к фелицитологии течения эвдемонизма и гедонизма. Представителем этого течения является древнегреческий философ Эпикур. Счастье, по Эпикуру, - это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические и духовные. Последние он ставит выше первых. В удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность.
Вторая концепция в понимании морали – перфекционизм (от лат. perfectus- совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит не в том, как утроить свою жизнь удобно, счастливо, спокойно, а как жить достойно, в соответствии с природой человека, т.е. в соответствии с идеалами личности, как совершенствовать личные качества, достоинства. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал святого (Иисуса Христа, Мухаммеда и др.), идеал праведного рыцаря, джентльмена, несгибаемого революционера, неподкупного судьи, принципиального прокурора, мужественного, с честью и достоинством офицера и др. Основные добродетели – понятие моральной заслуги, признание и положительная оценка усилий, приближающих индивида к идеалу, образцу.
Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития, правил, определяющих не то, как поступать, чтобы другим с нами было хорошо, чтобы учитывать благо и др. Основа этой концепции касается формирования общественных отношений, жизни человека в обществе.