Правонарушения и юридическая ответственность в сфере образования

-нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

-нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

-нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет [4].

Глава 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 3 июня 2009 года № 104 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании"") была дополнена статьей 19.30 "Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса". Она содержит следующие нормы:

-нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

-реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

-выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

-умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

-нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

-выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации, и умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет [4].

Также в пункт 7 статьи 12 Закона "Об образовании" (в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 3 июня 2009 года № 104 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании"") была внесена поправка о том, что в представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается.

Введение административной ответственности за перечисленные выше виды нарушений было необходимо и должно было повлечь предоставление должностным лицам уполномоченных государственных органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере образования, полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате исследования по теме были проанализированы понятия правонарушения и юридической ответственности, их сущность, признаки, принципы и виды. Исходя из анализа понятий, можно сказать о том, что существует множество различных определений правонарушения и юридической ответственности, но все они в общем, сводятся к тому, что правонарушение в любой сфере человеческой жизнедеятельности, в том числе и в сфере образования, представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность. Эти два понятия неразрывно связаны, так как основанием юридической ответственности является правонарушение.

Нормы юридической ответственности общеобязательны. Однако общеобязательность норм юридической ответственности проявляется не столько в обязанности правонарушителя подвергнуться мерам государственного принуждения, сколько в обязанности всех субъектов правоотношений соблюдать правило поведения, изложенное в норме права, и действовать правомерно. Норма юридической ответственности содержит двоичную информацию: а) какие действия необходимо совершить (или воздержаться от их совершения); б) какие неблагоприятные последствия наступят для правонарушителя в случае нарушения предписания, содержащегося в диспозиции правовой нормы, или какие позитивные последствия наступят при активном правомерном поведении.

Анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере образования, приводит к выводу о сформировавшейся и устоявшейся новой самостоятельной отрасли законодательства "образовательное право", являющейся комплексной отраслью права, так как пересекается со смежными отраслями уголовным, трудовым, административным, гражданским правом.

Исследование такого понятия как образовательная правовая ответственность, позволяет сделать вывод о том, что она наступает за нарушение (в том числе неисполнение, ненадлежащее исполнение) педагогических юридических норм, регламентирующих педагогические отношения (правоотношения). Образовательная правовая ответственность проявляется в применении санкций определенного характера, обусловленных содержанием педагогических (образовательных) правоотношений. Признание самостоятельности педагогических (образовательных) правоотношений, их автономного характера как элемента механизма правового регулирования общественных отношений в сфере образования позволяет сделать достаточно обоснованный вывод и о самостоятельном характере образовательно-правовой ответственности и соответственно образовательно-правовых санкций. ОПО устанавливается, как правило, правилами и нормами самого образовательного учреждения. Лишь в отдельных случаях подобные нормы педагогического характера закрепляются в нормативных правовых актах. В данном случае ОПО имеет ограниченный и фактически локальный характер.

Выделяя и характеризуя различные виды правонарушений (уголовные, административные, гражданские, дисциплинарные, процессуальные правонарушения и нарушения норм налогового права, а также, отдельно выделяя правонарушения в сфере образования), следует сказать, что каждая из классификаций условна, поскольку между различными правонарушениями существует тесная связь и взаимообусловленность.

В исследуемой сфере существует большое количество возможных правонарушений как "общих" (например: нарушение конституционных прав человека) так и относящихся только к образовательной сфере (например: реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса) то есть в рассматриваемой, в работе, сфере большинство правонарушений затрагивают одно или несколько отраслей права.

В связи с этим, предлагается ввести в юридическую практику понятие комплексного правонарушения, которое понимается как виновное, наносящее вред обществу, государству, отдельным лицам (представляющее общественную опасность), противоречащее нормам двух и более отраслей права деяние субъекта, влекущее за собой юридическую ответственность.

В ходе исследования по теме работы и анализа законодательства, были изучены поправки, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях касающиеся нарушений закона в образовательной сфере, однако следует сказать, что данные меры по совершенствованию законодательства еще не являются исчерпывающими.

При всех принятых мерах законодатель не должен останавливаться на достигнутом, так как в процессе модернизации и развития образования, в процессе появления новых норм и правил, также будут появляться новые виды правонарушений. Выходом из этой ситуации будет являться своевременное реагирование и урегулирование законодательным путем отношений в сфере образования и законодательное установление адекватной юридической ответственности за нарушения законодательства регулирующего отношения в образовательной сфере, принятие специальных нормативных актов, охватывающих всю сферу образовательных отношений.


БИБЛИОГРАФИЯ


Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.

2. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в ред. ФЗ от 2 августа 2009 № 217-ФЗ).//Собрание законодательства РФ. - 26.08.1996. - № 35. - Ст. 4135; Российская газета. - N 252. – 2009. - 29 декабря 2009.

3. Федеральный закон "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 N 148-ФЗ).// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

4. Федеральный Закон Российской Федерации от 3 июня 2009 года № 104 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании". // Собрание законодательства РФ. - 09.01.2010.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ.// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

6. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ.// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. - 09.01.2010. - № 2.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N-300 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" // Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2

9. Постановление Правительства РФ от 9 января 1992 г. N 21 "О системе государственного управления образованием в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 09.01.1996. - № 2

10. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796. Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006.

11. Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323 .// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г №1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

13. Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. №442; 13. Положение о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), утвержденное приказом Минобразования РФ от 2 июля 2001 г. № 2574; .// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

14. Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. N 1327; .// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

15. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, утвержденное приказом Минобразования РФ от 23 сентября 1996 г. N 113. .// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

16. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденное постановлением Госкомвуза РФ от 25 мая 1994 г. №3. .// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

Судебная практика

17. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 г. № 258-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рамалданова Муслима Джалиловича на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абзацев четвертого и восьмого статьи 1 и пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"".

18. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 октября 2001 г. № 187-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Григоряна Арена Альбертовича, Григоряна Карена Альбертовича и Бадрутдинова Ильнура Минулловича на нарушение их конституционных прав пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"".

Литература

19. Денисов П.А. Понятие института юридической ответственности и его юридическая природа [Текст] / С.А. Носков // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. "Юриспруденция". Вып. 54. - Тольятти : Изд-во ВУиТ, 2006.

20. Комментарий к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (постатейный) / В.К. Бацин, Е.В. Буслов, И.М. Верещака и др. под ред. В.М. Сырых, Е.В. Буслова. М.: Юстицинформ, 1998.

21. Лазарев В.В. Липеив С.В. Общая теория государства и права: Учебник для вузов. М., изд., Спарк. 2000 г.

22. Логические основания общей теории права. Т. 1. Элементный состав. 2-е изд., стер; Сырых В.М.; Юстицинформ; 2004 г.

23. Марченко М.И, Общая теория государства и права. Академический курс. 2. Теория права. М., 1998 г.

24. Носков С.А. Об элементах института юридической ответственности [Текст] / С.А. Носков // Вестник Саратовской государственной академии права. - Саратов: Изд-во СТАЛ, 2007 г. № 1.

25. Носков, С.А. Проблемы определения понятия юридической ответственности в современном законодательстве и праве [Текст] / С.А. Носков: Материалы Международной научной конференции "Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики". Ч. 2: Правоотношения и юридическая ответственность. - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2005 г.

26. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права: Учебник для юридических вузов Изд. 3-е, Изд-во Готика /Москва, 2002 г.

27. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов Изд. 3-е, перераб., доп./ 4-е/ 5-е, Стереотип. 2006 г.

28. Куров С.В. Проблемы правовой ответственности в сфере образования. Ежегодник Российского образовательного законодательства, том 1 / Москва, декабрь 2009г.

Электронные ресурсы

29. Федеральный центр образовательного законодательства. Электрон. правов. справочник. / эл. адрес - http://www.lexed.ru.

30. Юридическая научная библиотека издательства "Спарк". Электрон. правов. справочник. / эл. адрес - http://www.lawlibrary.ru.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты