-отказ в предоставлении гражданину информации (в соответствии со статьей 5.39 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Эта статья направлена на обеспечение реализации конституционного права граждан на информацию, затрагивающую их права и свободы. Предусмотренное данной статьей правонарушение допускается как при принятии граждан в образовательные учреждения, так и в процессе обучения, и выражается в непредоставлении гражданам информации об образовательном учреждении, об образовательном процессе, о наличии у образовательного учреждения лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации и т.д.; [7]
-нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (в соответствии со статьей 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации), разглашение информации с ограниченным доступом (в соответствии со статьей 13.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Законодательством установлены требования к порядку сбора, хранения, использования и распространения персональных данных граждан, в основе которых лежит конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни. Нарушение указанных требований возможно и в сфере образования, как при осуществлении сбора информации об обучающихся, их родителях (законных представителях), так и последующих действиях, совершаемых с этой информацией, и выражается, как правило, в передаче информации об обучающихся и (или) их родителях третьим лицам без согласия заинтересованных лиц; [7]
-нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации (в соответствии со статьей 19.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации), подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт (в соответствии со статьей 19.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Вид правонарушений, предусмотренных указанными статьями КоАП РФ, является одним из наиболее распространенных в сфере образования. При проведении разного рода проверок как государственными органами, выполняющими полномочия по контролю и надзору в сфере образования, так и правоохранительными органами постоянно выявляются факты изготовления и распространения поддельных документов об образовании (квалификации), факты подделки иных документов, связанных с организацией образовательной деятельности и ведением образовательного процесса (например, лицензий на право ведения образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации, а также приложений к ним). Кроме того, на практике встречаются случаи использования гражданами поддельных документов об образовании или квалификации; [7]
-осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) (в соответствии со статьей 19.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). В соответствии с Законом РФ "Об образовании" образовательное учреждение приобретает право на ведение образовательной деятельности с момента получения им соответствующей лицензии (в соответствии со статьей 33 Федерального Закона "Об образовании" (в ред. ФЗ от 10.11.2009 N 260-ФЗ).
Кроме того, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации содержит ряд статей, предусматривающих административную ответственность за невыполнение обязательных требований должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль и надзор. Так, предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (в соответствии со статьей 19.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации), невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (в соответствии со статьей 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации), непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (в соответствии со статьей 19.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации), непредставление сведений (информации) (в соответствии со статьей 19.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Данные нормы Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации позволяют привлечь к ответственности виновных лиц и организации за воспрепятствование законной деятельности государственных органов и должностных лиц при осуществлении ими полномочий по контролю и надзору в сфере образования, невыполнение обязательных для исполнения требований и предписаний об устранении нарушений[26, с. 231].
Вместе с тем, несмотря на наличие уже имеющихся возможностей по привлечению к административной ответственности за нарушения в сфере образования, в целях обеспечения полноты правового регулирования юридической ответственности в указанной сфере очень важно учесть специфику последней, условия реализации права на образование и возникновения образовательных правоотношений.
К наиболее характерным и значимым правонарушениям в сфере образования, влекущим за собой административную ответственность, можно отнести следующие:
-отказ в приеме или отчисление (исключение) из образовательного учреждения по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также нарушение порядка приема граждан в образовательные учреждения, отчисление (исключение) граждан и перевод граждан из одного образовательного учреждения в другое образовательное учреждение;
-нарушение требований к содержанию образовательных программ, организации образовательного процесса, качеству образования, установленных законодательством об образовании (например, реализация не в полном объеме образовательной программы в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, нарушение установленных законодательством нормативных сроков освоения образовательных программ в образовательных учреждениях (организациях), нарушение установленных требований к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и т.д.);
-нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, предусмотренных законодательством об образовании (например, нарушение или ограничение права на получение бесплатного образования, выбор формы получения образования; нарушение права на доступ к государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения образовательных программ общего образования; подделка (фальсификация) результатов государственной (итоговой) аттестации, в том числе единого государственного экзамена, олимпиад школьников; применение в образовательном процессе методов воспитания и обучения, имеющих антигуманный характер, связанных с физическим и (или) психическим насилием по отношению к обучающимся и воспитанникам, опасных для жизни или здоровья обучающихся и воспитанников; использование в образовательном процессе учебных пособий и материалов, способствующих разжиганию расовой, национальной, этнической, религиозной или социальной розни, оскорбляющих нравственность и человеческое достоинство обучающихся и воспитанников; нарушение прав педагогических работников на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с утвержденной образовательной программой, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, на сокращенную продолжительность рабочего времени и т.д.);
-нарушение порядка выдачи документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, связанное с выдачей документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации: образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации; аккредитованными образовательными организациями по неаккредитованным образовательным программам [28, с. 78].
Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. На родителях или лицах, их заменяющих, лежит обязанность обеспечения получения детьми основного общего образования.
Несмотря на требования закона, число нарушений в сфере исполнения законодательства об образовании не снижается [29].
В числе выявленных прокурорами нарушений законодательства о правах и интересах несовершеннолетних за 2008 год и истекший период 2009 года значительную часть составляют нарушения в сфере исполнения законодательства об образовании. Нарушения касались реализации общеобразовательных программ дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также профессиональных образовательных программ. По результатам проверок прокуроры активно использовали право обращения в суд с заявлениями различного характера в интересах участников образовательного процесса, опротестования незаконных правовых актов [29].
Вместе с тем, нормы законодательства, определяющие ответственность за нарушение права на образование носили, как правило, отсылочный характер.
Однако в 2009 году Федеральным законом от 03.06.2009г. №104-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" с 1 декабря текущего года установлена административная ответственность за нарушения законодательства в области образования [29].
Новыми нормами предусмотрена административная ответственность за нарушение или ограничение права на получение общедоступного и бесплатного образования; за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации; за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации; за нарушения установленного законодательством порядка приема в образовательную организацию.
Административная ответственность за правонарушения в области образования устанавливается в виде административного штрафа, налагаемого на граждан, должностных и юридических лиц, а также дисквалификации должностных лиц.
Установление ответственности за нарушения законодательства об образовании будет способствовать реализации и защите прав граждан в рассматриваемой сфере.
Федеральный Закон Российской Федерации от 3 июня 2009 года № 104 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" был опубликован 10 июня 2009 года и вступил в силу 1 декабря 2009 года. [29]
Глава 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была дополнена статьей 5.57 "Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций". В ней говорится следующее (в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 3 июня 2009 года № 104 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании"):
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10