Правоприменительная административная деятельность милиции
Введение
В деятельности органов государственного управления, в том числе и органов внутренних дел, важное место занимает борьба с административными правонарушениями. Государство устанавливает за их совершение различные меры административного принуждения, применение которых возможно лишь в установленном законом порядке.
Правоприменение – основная правовая форма административной деятельности милиции. Правоприменительная административная деятельность милиции заключается в действиях субъектов по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе нормы административного права конкретных вопросов и жизненных ситуаций.
Правоприменительная деятельность включает: установление субъектом применения нормы фактических обстоятельств дела; выбор, отыскание соответствующей нормы права, которую надлежит применить к данной ситуации; уяснение смысла и содержания нормы, т.е. её толкование; принятие по делу решения, индивидуального акта; исполнение акта применения нормы права. Издание правоприменительного акта является обязательным признаком данной деятельности. А это значит, что должностное лицо органа внутренних дел по результатам рассмотрения дела обязан вынести решение, которое, однако, не всегда связано с применением мер государственного принуждения.
1. Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнении вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом надо учитывать, что административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов федерации (ст. 72 Конституции РФ).
Следует учитывать, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Являясь видом административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера, производство по делам об административных правонарушениях может быть рассмотрено с позиций его организационной структуры, под которой понимается совокупность конкретных процессуальных стадий. Каждая из них имеет свое процессуальное назначение, закрепленное в административно-процессуальных нормах, и обеспечивает необходимую последовательность совершения процессуальных действий в интересах достижения стоящих перед производством задач. Содержание КоАП РФ позволяет выделить следующие основные стадии производства: возбуждение дела, его рассмотрение, вынесение решения (постановления) по делу, исполнение принятого решения, обжалование и опротестование решения.
2. Основания и поводы возбуждения дела об административном правонарушении. Компетенция должностных лиц на этой стадии
Вопросам, касающимся стадий производства по делам об административных правонарушениях, в КоАП РФ посвящена отдельная (28) глава, где сформулированы поводы к возбуждению дела, определены реквизиты протокола об административном правонарушении, сроки составления и направления протокола по подведомственности или подсудности дела.
Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей решающее значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, определения подведомственности (подсудности) рассмотрения дела.
Рассматриваемая стадия создает условия для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к нарушителю предусмотренных законом мер воздействия.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13, 14.21, 14.22 Кодекса).
Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, 14.21–14.23 Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей части, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, обозначенных выше, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 Кодекса;
2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 Кодекса;
4) оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с частью 1 статьи 28.6 Кодекса протокол об административном правонарушении не составляется.
О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.10, 5.11, 5.14, 5.15, 5.21, 5.35 - 5.43, 6.3, 6.6, 6.7, 6.9 - 6.14, 7.1, частями 2 и 3 статьи 7.2, статьями 7.3 - 7.9, 7.11 - 7.15, 7.17 - 7.20, 7.27, 8.2, 8.3, 8.5, 8.6, частями 1 и 3 - 5 статьи 8.13, частью 2 статьи 8.17, статьями 8.21, 8.28 - 8.32, частями 1 и 2 статьи 8.37, статьей 9.4, частью 1 статьи 9.5, статьями 9.7, 9.10, 10.2, 10.3, частью 2 статьи 11.1, частями 1, 3 и 4 статьи 11.3, частью 2 статьи 11.6, статьей 11.16, частями 4 и 5 статьи 11.17, статьями 11.21, 11.22, 11.25 - 11.29, частью 3 статьи 12.2, статьями 13.1 - 13.4, 13.10, частями 1 и 2 статьи 13.12, статьями 13.13 - 13.15, 13.21, 14.1 - 14.5, 14.7, 14.10 - 14.18, 15.1, 15.2, 15.12 - 15.24, 17.1 - 17.3, 17.7, 17.9 - 17.13, 18.2 - 18.4, 18.10 - 18.14, 19.1, 19.3 - 19.7, 19.11 - 19.14, 19.19 - 19.21, 19.23, 20.2 - 20.6, 20.9, 20.15, 20.18, 20.19, 20.22, частью 2 статьи 20.23, статьей 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), статьей 20.25 Кодекса.
В развитие положений Кодекса РФ об административных правонарушениях МВД России 2 июня 2005 года был принят приказ № 444 "О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию", который определяет перечень лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях. Такими правами наделены:
1) Сотрудники:
- дежурных частей, (дежурных смен дежурных частей) главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов, отделений) внутренних дел городов, районов, районов в городе, в иных муниципальных образованиях, управлений (отделов, отделений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, а также сотрудники подразделений дознания указанных министерств, главных управлений, управлений (отделов, отделений);
- дежурных частей, подразделений дознания (дежурных смен дежурных частей) и сотрудники, замещающие должности среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел в управлениях (отделах, отделениях) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, на особо важных и режимных объектах, при выполнении возложенных на них в установленном порядке служебных обязанностей;