Правовая основа деятельности ЦБ РФ

- «О Центральном банке РФ»;

- «О банках и банковской деятельности»;

- «О реструктуризации кредитных организаций» и

- Закон РФ «О налогообложении доходов банков».

Специальное банковское законодательство России продолжает формироваться. В Государственной думе находятся проекты нескольких новых законов.

Общее банковское законодательство – это нормы, содержащиеся в кодексах (Гражданском, Бюджетном, Налоговом, Уголовном, Таможенном,

Арбитражном процессуальном и др.), а также в очень большом числе законом РФ и федеральных законов («О валютном регулировании и валютном контроле», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О постом и переводном векселе», «О несостоятельности (банкротстве)», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «О финансово- промышленных группах», «О залоге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О налоге на прибыль предприятия», «О налоге на операции с ценными бумагами», «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте», «О лизинге», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «Об исполнительном производстве» и т.д.), которые в той или иной мере регламентируют банковскую деятельность.

Банковское законодательство субъектов Федерации – наличие таких законов (из разряда законов не специального, а общего характера), бесспорно, равно как и то, что под их влиянием банковская деятельность и её регламентация в регионах могут приобретать некоторые особенные черты.

Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права, имеют в виду:

- нормативные акты Банка России (Инструкции, положения, указания);

- продолжающие действовать нормативные акты Госбанка СССР;

- указы президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ);

- нормативные акты федеральных министерств и ведомств;

- нормативные акты органов власти субъектов РФ;

- внутренние акты банков;

- акты ассоциаций (союзов банков).

Решения Конституционного Суда РФЮ Верховного Суда, акты иных судебных органов.

Нормы международного права и международные договоры РФ.

Договоры, стороной которых являются банки.

Банковские обычаи делового оборота.


1.5 Инструменты управления банковской системой


Ни в специальном банковском законодательстве, ни в практике работы Банка России нет каких-либо инструментов управления, которые он мог бы использовать в процессе дальнейшего формирования российской банковской системы. Во всяком случае, их нет как формы реакции на вполне понятную задачу, как осознанно выбранных способов практических действий и рассматриваемых именно в таком техническом качестве. Управляющие воздействия на банковскую систему в целом пока показываются побочным результатом решений, преследующих, как правило, другие цели.

Как инструменты управления банковской системой могли бы использоваться в наших условиях?

Это, во-первых, концепция развития банковской системы, подкрепляемая конкретными планами и программами. Такие планы могли бы иметь, условно говоря, два статуса: имеющие значение для всех, кто получает услуги банков, ориентированные на решение относительно локальных проблем развития банковской системы.

В последние время руководство ЦБ высказывалось в том смысле, что стратегии развития банковской системы как специального документа, содержащего критерии и оценки развития процесса в будущем, не существует практически ни в одной стране мира и что важна разработка документа с таким названием, а правильное определение стратегических направлений развития банковской системы и конечной цели такого развития.

Очевидно, воплощение такого подхода следует считать опубликованный в начале 2001 г. Материал Банка России «Концептуальные вопросы развития банковской системы РФ». Появление данного материала – это уже шаг вперёд. Но при этом нет ответа на один вопрос: если направления, цель развития и хотя бы основные способы их достижения определяются, то почему все это не может получить форму отдельного планового документа? Никаких объективных препятствий тому не существует даже в условиях рыночной экономики.

Во-вторых, это мог бы быть специальный закон об управлении банковской деятельностью в стране. Одновременно в Закон о ЦБ необходимо внести дополнения, которые бы конкретизировали содержащиеся в нем «управленческие» нормы.

В- третьих, достижение указанной цели предполагает создание и развитие видимого разнообразия банков и иных кредитных организаций. Соответственно необходимо также дифференцировать подходы ЦБ к банкам и иным кредитным организациям разного вида. Это должно быть сделано, прежде всего, в отношении устанавливаемых для них экономических нормативов и их значений. Названные нормативы нужно и можно научиться использовать как инструменты целенаправленного управления, с помощью которых можно стимулировать одни и дестимулировать другие процессы в банковской сфере.

В то же время в числе нормативов должны появиться минимально необходимые с точки зрения Банка России требования и организации управления банковской деятельностью.

Последние должны чётко очертить, в частности, тот коридор возможных управленческих решений, которые банки вправе принимать самостоятельно.

В- четвертых, необходимы и возможны целенаправленные и постоянные усилия, направленные на создание для всех банков равных и справедливых условий деятельности и конкуренции на всем экономическом, правовом и финансовом пространстве страны, а не на своих «делянках» для каждой каким-либо способом обособившейся группы банков. Одновременно банкам необходимы действенные механизмы противостояния попыткам незаконного вмешательства в их деятельность разных органов и организаций, как на федеральном, так и на региональном уровне.

В-пятых, Центральный банк должен стать открытой для банков и их ассоциаций организаций в соответствии с цитированными статьями 77 и 78 Закона.

Нет сомнения, что практика и специалисты подскажут много других возможных инструментов. Сейчас важно создать саму проблему и приступить к поиску адекватных решений. То, что это не было создано раньше, не прошло безнаказанно.


2. Законодательная база


Во второй главе курсовой работы исследуем «управленческое» качество специальных банковских законов. Как известно, профессиональный взгляд- это дифференцированный взгляд на предмет рассмотрения. Управление банковской деятельностью включает в себя разные части, без различия которых проблема управления в данной сфере не получает профессионального освещения.

1.Управление банковской системой в целом и её отдельными звеньями со стороны центрального банка и иных органов централизованного управления банковской сферой;

2.Управление коммерческими банками (иными кредитными организациями) собой. В свою очередь, первая из названных частей включает в себя, в частности:

а. стратегическое управление развитием банковской системы страны в целом;

б. Управление текущим функционированием и развитием всех банков и иных кредитных организаций (без вмешательства в их оперативную деятельность) путём формирования обязательных для всех кредитных организаций правил и ключевых качественных и количественных ограничений их деятельности;

в. В особых случаях, предусмотренных законодательством или не противоречащими ему нормативными актами Банка России, - оперативное управление деятельностью отдельных кредитных организаций.

В данном случае вопрос состоит в том, в какой мере российской банковское законодательство обеспечивает необходимое управление развитием банковской системы в целом, (тот же вопрос применительно к управлению текущим функционирование и развитием отдельно взятого коммерческого банка).

Что касается действующего специального банковского законодательства, то в интересующем нас аспекте оно неоднородно. Закон «О налогообложении доходов банков», как это видно из его названия, посвящен одному узкому вопросу. Содержание законов «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» имеет два плана: первый связан с банками, уже не имеющими перспективы развития, второй- с банками, которым грамотно проведена санация, возможно, еще поможет выжить (не считая того, что второй из названных законов и значительной мере посвящен такой организации, как АРКО). Однако ни в том, ни в другом плане это их содержание непосредственно не может быть связано с управлением и судьбами банковской системы в целом), отивоположное утверждение могло бы быть справедливым только в одном случае – если бы процессы санирования при необходимости реально могли быть распространены на очень значительное число баллов).

Таким образом, задача сводится к соответствующему анализу основных банковских законов – «О Центральном банке РФ» и «О банках и о банковской деятельности».

Закон № 65-ФЗ от 26.04.1995 г. «О Центральном банке РФ»

Закон № 17 –ФЗ от 3.02.1996 г. «О банках и банковской деятельности» в этом законе «Обеспечение стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций») есть лишь одна статья, имеющая косвенное отношение к рассматриваемому вопросу.

Ст. 24 Обеспечение финансовой надёжности кредитной организации

В целях обеспечения финансовой надёжности кредитная организация обязана создавать резервы, в том числе под обеспечение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России.

Кредитная организация обязана осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадёжные долги, и создавать резервы на покрытие возможных убытков в порядке, устанавливаемом Банком России.

Кредитная организация обязана соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемыми в соответствии с Законом «О Центральном Банке…»

Кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надёжности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций.

Очевидно, что если каждый банк обеспечит свою надёжность перечисленными и иными способами, то и с банковской системой проблем не будет. Впрочем, если управление банковской системой – прерогатива Центробанка, то, возможно, в рамках данного Закона достаточно и процитированных строк.

Государство никогда не хотело банкротства банков, так как банкротство вызывает сокращение финансовой помощи, замедление экономического оборота, негативно сказывается на экономическом ритме. В интересах обеспечения хозяйственной стабильности государство всегда стремилось к регламентации деятельности банков, старалось подчинить их деятельность интересам развития экономики в целом, инициировало создание объединений банков, новых кредитных учреждений, способных финансировать государственные программы развития отраслей и регионов. Государство всегда было заинтересованно в концентрации капиталов, в оживлении промышленности, торговли, предпринимательства, где банкам отводилась первостепенная роль. Законы, относившиеся к банковскому сектору, содержали юридические нормы, которые, с одной стороны, содействовали банковской активности, с другой стороны, сдерживали банки там, где это мешало государству в общем, экономическом регулировании.

Государство при этом всегда было вынуждено балансировать между тем, как сделать банки послушными и самостоятельными, активными и ликвидными, как сделать так, чтобы, обеспечивая регламентацию банковской деятельности, не затруднить нормальную конкуренцию между кредитными институтами.

Можно сказать, что государство по многим причинам всегда стремилось «дружить» с банками, но не прочь было и одёрнуть тех из них, которые стремились быть чрезмерно с его точки зрения независимыми и самостоятельными. К сожалению, в банковских законах всегда было достаточно того, чтобы допустить как то, так и другое.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты