Банкиры не оставались в долгу. С одной стороны, банки старались быть законопослушными. Не в их интересах нарушать закон, ибо это может обернуться не только значительным финансовыми штрафами, дополнительным налогообложением, но и аннулированием лицензии на банковскую деятельность. Недаром банки зачастую нанимают аудиторов, которые могли бы им показать допущенные ошибки с тем, чтобы избежать этих нарушений в последующем. С другой стороны, банки, если закон в чем - то становится дл них помехой, искали способы, как его обойти также законным путём. Эта игра продолжается до сих пор.
Разумеется, мы не касаемся здесь прямых, сознательных нарушений банковского законодательства, приводящих к огромным хищениям денежных и материальных ресурсов.
2.1 Основная характеристика современного банковского законодательства
Новая редакция банковских законов, регламентирующих деятельность эмиссионного и коммерческих банков, появилась в 1995 и в 1996 гг.: Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г.
Принятая редакция этих законов не является кардинальным изменением законодательной базы. Напротив, по существу, это новая редакция прежних законов, ставящая перед собой цель прежде всего устранить явные недостатки прежних законов. В какой-то степени создателям законов это удалось.
Из законов были частично изъяты отсылки к нормативным актам прямого действия.
Законы стали более подробными. Это касается описания порядка лицензирования банковской деятельности, отзыва банковских лицензий, представления отчетности.
Законы продвинули и сохранили идеологию функционирования банков рыночного типа. Прежде всего, это касается идеи универсальности. Закон действителен для всех банков, всех типов. Унифицированным остаётся контроль за банками.
Универсальность законов не означает, что они отвергают принцип необходимости функционирования многообразия банков в условиях рыночного хозяйства. Напротив, законы допускают существование разных банков по типу собственности, юридическому статусу, характеру деятельности, перечню выполняемых операций, не допускают принципа уравниловки в управлении банками.
Новые законы направлены на известную либерализацию банковской деятельности, устранение излишней бюрократии, субъективизма чиновников. Так, в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» при создании кредитного учреждения устранены ограничения на число участников, по размеру их доли в уставном капитале. Сократился перечень документов, необходимых для регистрации банков (при одновременном усилении требований к ним). Для облегчения банковской деятельности введена заявительная процедура создания филиалов и др.
В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» введены статьи, посвящённые Национальному банковскому Совету как органу, задачей которого является рассмотрение Концепции совершенствования банковской системы, проектов основных направлений государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, наиболее важных вопросов регулирования деятельности кредитных организаций и др.
Председателем Национального банковского совета является Председатель Центрального банка РФ. В его состав входят 15 членов, в том числе представители обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, представитель от Президента РФ, министр финансов, министр экономики РФ. 6 членов НБС назначаются Государственной думой по представлению Председателя Центрального банка РФ из числа представителей кредитных организаций и экспертов.
В целом структура Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» выглядит следующим образом: [1, с. 50]
Глава 1 Общие положения (ст.1-8).
Глава 2 Капитал банка России (ст.9-10).
Глава 3 Органы управления Банком России (ст.11-18).
Глава 4 Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст.19-23)
Глава 5 Отчётность Банка России (ст.24-26).
Глава 6 Организация налично-денежного обращения (ст.27-34).
Глава 7 Денежно-кредитная политика (ст.35-44).
Глава 8 Операции банка России (ст.45-49).
Глава 9 Международная и внешнеэкономическая деятельность (ст.50-54).
Глава 10 Банковское регулирование и надзор (ст.55-76).
Глава 11 Взаимоотношения с кредитными организациями (ст.77-79).
Глава 12 Организация безналичных расчетов (ст.80-82).
Глава 13 Принципы организации банка России (ст.83-87).
Глава14 Служащие банка России (ст. 93-95).
Глава 15 Аудит Банка России (ст.93-95).
Определённые отчислительные особенности есть у Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Его структура имеет следующий вид:
Глава 1 Общие положения (ст.1-11).
Глава 2 Порядок регистрации кредитных организаций и выдача им лицензии на осуществление банковских операций (ст. 12-23).
Глава 3 Обеспечение стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций (ст.24-27).
Глава 4 Межбанковские отношения и обслуживание клиентов (ст.28-34).
Глава 5 Филиалы, представительства и дочерние организации кредитной организации на территории иностранного государства (ст.35).
Глава 6 Сберегательное дело (ст.36-39).
Глава 7 Бухгалтерский учет в кредитных организациях (ст.40-43).
Новые банковские законы в известной степени модернизируют российское банковское законодательство. В качестве достижений здесь можно выделить разграничений понятий банка и кредитного учреждения; Центральному банку РФ предписано прекратить своё участие в капиталах кредитных учреждений, запрещается кредитовать бюджет, обеспечить взаимодействие с банками и их ассоциациями при принятии наиболее важных решений нормативного характера.
В новой редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» более рельефно стала просматриваться идея обеспечения стабильности банковской системы, в том числе посредством осуществления постоянного надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Центрального банка РФ. Закон ввёл новые обязательные нормативы. Среди них: предельный размер неденежной части уставного капитала, размеры валютного, процентного и иных рисков, минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы, нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей других юридических лиц и т.д. В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» декларируется необходимость создания федерального фонда обязательного страхования вкладов. Участниками этого фонда должны стать как банки, осуществляющие привлечение средств населения, так и ЦБ РФ. Кроме того, закон даёт банкам право объединяться в целях добровольного создания фондов страхования вкладов граждан и юридических лиц.
Более подробно вопросы гарантирования вкладов граждан в коммерческих банках должны были найти отражение в специальном законе, прошедшем определённую процедуру обслуживания в Государственной Думе РФ и Совете Федерации РФ. Важным шагом в деле развития банковского законодательства стало принятие Федеральных законов «О несостоятельности кредитных организаций», а также «О валютном регулировании и валютном контроле».
Разумеется, принятая новая редакция банковских законов сделала определённый шаг вперед в области совершенствования российского банковского законодательства, однако далеко не все вопросы оказались решёнными. В Федеральном законе «О Центральном банке РФ» ещё не в полной мере предписаны функции данного эмиссионного института. Сохранилось некоторое количество отсылочных норм. В банковском законодательстве по-прежнему отсутствуют как прямые банковские законы, так и параллельно действующие законодательные акты. В условиях переходного периода в стране ещё не создана система банковских законов, которая позволяла бы полнее регулировать деятельность кредитных институтов.
Тем не менее, при всех сохранившихся недостатках современные банковские законы позволяют банковской системе адаптироваться к условия рыночной экономики, выполнять возложенные на неё задачи.
Рассмотрим в чём состоят её основные характеристики.
Деятельность банка складывается из выполняемых им операций и предоставляемых услуг, которые имеют определённые свойства. Их несколько.
Во-первых, будучи денежно-кредитным институтом, банк выполняет операции и оказывает услуги преимущественно в денежной форме.
Во-вторых, эти операции и услуги носят коммерческий характер.
Чаще всего за выполнение своей работы банк получает определённое вознаграждение.
В-третьих, операции и услуги банка возникают на добровольной основе. Банк и клиент сами выбирают друг друга, исходя из своих собственных интересов. Клиент имеет право открыть счет в любом банке, это, однако, не означает, что банк обязан ему оказывать другие услуги.
В-четвёртых, операции и услуги можно подразделить на банковские, дополнительные и небанковские.
В основе членения операций на банковские и небанковские лежит понимание сути банка, его отличий от специальных финансовых институтов. В российском банковском законодательстве эти финансовые институты получили название «небанковские кредитные организации».
Особенность банка, как отмечалось, состоит в том, что он с позиции законодательства становится таковым только в случае, если выполняет три вытекающие из его сути операции, которые и получили название чисто банковских операций. К ним относятся: 1.депозитная операция;2.кредитная операция; 3. расчётная операция.
Это не означает, что тому или иному юридическому лицу достаточно выполнять одну из этих операций с тем, чтобы получить статус банка. Согласно закону банком считается такое учреждение, которое выполняет все эти три операции одновременно. Важно и ещё одно обстоятельство. Оно связано с получением юридического права выполнять ту или иную банковскую операцию.
Здесь может быть несколько подходов:
-закон не запрещает заниматься, например, кредитной деятельностью любому юридическому лицу;
-закон обязывает, юридическое лицо, желающее заниматься банковскими операциями, получить соответствующую государственную лицензию: в данном случае закон действует избирательно, лицензия выдаётся только тому, кто имеет соответствующие материальные условия и профессиональные навыки;
В российском банковском законодательстве нет запрета для других юридических лиц, выполнять банковские операции, в связи, с чем считается, что эти операции не являются монополией только банка. Российский закон обязывает кредитную организацию, желающую заниматься одной из банковских операций, получить в ЦБ РФ соответствующую лицензию, требуют представления в ЦБ РФ соответствующей отчётности, подлежит контролю со стороны этого банка.
Выполняемыми банками операции и оказываемые им услуги принято называть банковским продуктом. Этот продукт с позиции своих свойств, в-пятых, носит производительный характер.
Начнём с депозитных операций, т.е. помещения денежных средств в банке.
Закон трактует вклад как «денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые гражданами в целях хранения и получения дохода». Из этого следует, что вклад:
1. это определённая сумма денежных средств, передаваемых банку другими противоположными субъектами, являющимися его полноправными партнерами; может быть образован только физическими лицами;
2. обуславливает заключение особого договора между банком и другим субъектом;