Правовая основа индивидуального предпринимательства

Правовая основа индивидуального предпринимательства

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы индивидуального предпринимательства в Российской Федерации

1.1 Исторические аспекты развития законодательства об индивидуальной предпринимательской деятельности в России

1.2 Конституционные гарантии индивидуального предпринимательства в Российской Федерации

Глава 2. Основные институты индивидуального предпринимательства в Российской Федерации

2.1 Предпринимательская деятельность российских граждан как специальный правовой институт

2.2 Предпринимательская правосубъектность и правоспособность граждан Российской Федерации

2.3 Институты государственной регистрации и лицензирования деятельности индивидуального предпринимателя в Российской Федерации

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Данная тема - «Правовые основы индивидуального предпринимательства в Российской Федерации» была выбрана мною в связи с тем, что условия современных рыночных отношений в Российской Федерации сделали данную форму ведения предпринимательской деятельности достаточно распространенной и привлекательной для значительного числа граждан для реализации их конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью.

Индивидуальная предпринимательская деятельность, получив широкое распространение на практике, сопровождается значительной поддержкой государства, как на федеральном[1], так и на региональном уровнях[2], и стала возможностью для достойной жизни части экономически инициативных граждан.

Настоящая тема со всеми присущими ей проблемами является не только востребованной и достаточно необходимой, но и относительно новой, так как институт индивидуальной предпринимательской деятельности в России в его современном понимании - явление новое и его история насчитывает немногим более десятилетия[3].

Методологическую основу работы составляет общефилософский подход к познанию объективной реальности с использованием методов системного анализа, сравнения и аналогии (в том числе сравнительно-правового) и исторического.

Для решения исследовательских вопросов использовались положения ряда отраслей знаний - теории государства и права, гражданского права, конституционного и предпринимательского права, теории социального управления и общей экономической теории, труды отечественных и зарубежных ученых по философии, экономической теории, предпринимательству, посвященные вопросам организационно-правового регулирования предпринимательской деятельности и государственного управления этим процессом.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что выводы, полученные в ходе исследования, развивают и дополняют многие аспекты государственно-правового регулирования предпринимательства, составляют важную характеристику места и роли права в хозяйственной практике и являются фундаментальными проблемами современной науки о государстве и праве, а их новое теоретическое осмысление обусловливает значимость и ценность проведенного исследования.

 Стоит отметить, что значительный вклад в исследуемую тему внесли такие авторы как: С.Э. Жилинский[4], М.С. Лапин[5], О.А. Макарова[6], Ю.К. Толстой, А.П. Сергеев[7], Е.А. Суханов[8], и проч.

Объектом работы являются общественные отношения в сфере предпринимательства.

Предметом работы стали правовые основы индивидуального предпринимательства в Российской Федерации.

Целью выпускной квалификационной работы является полное и всестороннее исследование правовых основ индивидуального предпринимательства в Российской Федерации, как специфического правового института в системе публично-правового и частно-правового регулирования.

Для достижения приведенной цели необходимо выполнение следующих задач (этапов):

- раскрыть исторические аспекты развития законодательной базы, регулирующей правовое положение индивидуального (частного) предпринимателя;

- изучить конституционные гарантии индивидуального предпринимательства в Российской Федерации;

- систематизировать представление о правовых основах регулирования предпринимательства как специального правового института;

- сопоставить правосубъектность физического лица и индивидуального предпринимателя, на основании чего выявить специфику предпринимательской правосубъектности и правоспособности граждан;

- рассмотреть значение и порядок государственной регистрации и лицензирования деятельности индивидуального предпринимателя в Российской Федерации.

Исходя из поставленных задач, на защиту выпускной квалификационной работы выносятся следующие положения:

1. В Гражданском кодексе Российской Федерации должна быть норма, раскрывающая понятие «систематичности получения прибыли».

2. В понятие «предпринимательства», содержащееся в Гражданском кодексе Российской Федерации, следует добавить признак профессионализма в деятельности предпринимателя.

3. Для предпринимательской и других видов гражданской дееспособности федеральным законом могут быть установлены более высокий возрастной ценз и (или) требования наличия определенных профессиональных навыков и профессиональной подготовки.


Глава 1. Теоретико-методологические основы индивидуальноГО предпринимательсТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


1.1 Исторические аспекты развития законодательства об индивидуальной предпринимательской деятельности в России


Изучая сущность индивидуального предпринимательства, необходимо знать его истоки и процесс развития. Предпринимательство играло основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Сейчас такой бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

Развитие коммерции и предпринимательства в России можно условно разделить на несколько этапов. Реальные условия для мелкого, среднего и крупного предпринимательства появились в России уже в 17-18 вв.

Особенностью допетровского периода развития явилось господство мелкого производителя. Формирование крупного торгового предпринимательства происходило естественным путем благодаря не правительственным мероприятиям, а преимуществу крупной торговли перед мелкой.

Более всего на развитие предпринимательства повлияло введение в 1721 году посессионного права, заключавшегося в дозволении фабрикантам и заводчикам (принадлежавшим в основном к купеческому сословию) приобретать деревни с крестьянами для своих предприятий. Благодаря труду крепостных людей, которым могли пользоваться фабриканты, создавались условия для перехода российского предпринимательства на качественно иной уровень развития, сравнимый по значению лишь с реформами второй половины XIX века.

Использованием новых методов и средств государственной поддержки предпринимательства характеризуется первая четверть XIX века - реформы Александра 1. Это - появление первых профессиональных журналов для предпринимателей («Северная почта» и «Журнал мануфактур и торговли»), способствовавших распространению полезного опыта предпринимательства и издававшихся за счет казны, а также открытие специальных школ, готовивших специалистов в области предпринимательства (Горный кадетский корпус-1804 г., Технологический институт-1826 г.)[9].

И дальнейшая деятельность государства в дореформенный период (1860-е годы) проявлялась прежде всего в поддержке мануфактурного капитала, отраслей, обслуживающих непосредственно нужды казны, при этом усиливая ответственность предпринимателей за расходование и возврат кредитов, выделяемых из государственного казначейства.

Реформы 1860-х годов (отказ в рамках всего государства от принудительного труда и переход к труду вольнонаемному) привели к резкому оживлению частной инициативы, и вместе с тем казна продолжала покупку малорентабельных предприятий, а также стратегически важных для казны объектов частного предпринимательства. Создавались акционерные общества (АО), предприятия, финансово-кредитные структуры. Особенностью развития предпринимательства и рыночного хозяйства в России являлась ориентация не столько на экономические, сколько на административные методы. Это предполагало государственное вмешательство в экономику и государственное регулирование. Отсюда жесткая подчиненность предпринимательской деятельности не только погоне за прибылью, но и более общим задачам развития экономики. Государство сохраняло административный надзор и всевозможную регламентацию предпринимательской деятельности. При этом оно опиралось на мощную финансовую систему во главе с Госбанком и мощный государственный сектор.

Российское предпринимательство развивалось в пореформенный период главным образом через вытеснение крепостного вотчинно-дворянского хозяйства, кустарных и мануфактурных предприятий частной фирмой - фабрикой. Основными организационными формами предпринимательства, согласно российскому законодательству, были:

·                    единоличные (частно-индивидуальные) фирмы;

·                    торговые дома;

·                    акционерно-паевые общества (частно-групповые или частно-коллективные).

Паевые фирмы доминировали в отраслях, дававших вместе 2/3 всей промышленной продукции (включая также базовые отрасли дореволюционной России, как хлопчатобумажное производство, металлургия и металлообработка, добыча и переработка нефти), а в отраслях же, дававших оставшуюся 1/3 промышленной продукции, господствовал, за некоторым исключением единоличный бизнес. Единоличное предпринимательство играло ведущую роль, в частности, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности[10].

С конца XIX века в России начинается восстановление значения государственного предпринимательства, усиливается с его стороны вмешательство в предпринимательскую деятельность; проводятся крупные, прежде всего финансовые, мероприятия для обеспечения поддержки и защиты национального предпринимательства (в первую очередь, используя политику протекционизма в отношении ведущих, известных предприятий).

Нельзя не отметить ведущую роль государства в становлении, развитии, защите акционерного капитала. Государственное воздействие на процесс учредительства акционерных компаний в России проявилось, по крайней мере, с двух сторон. Во-первых, это типичный для страны разрешительный порядок акционирования (что вело к многообразным возможностям сращивания акционерных обществ с правительственной бюрократией). Во-вторых, данный процесс во многом определялся государственной экономической политикой, благоприятствующей переливу капитала в акционерные общества.

Российская политика государственной поддержки предпринимательства весьма рельефно проявляется в истории создания и функционирования биржи. Правительство брало на себя попечение о месте собраний, определяло время проведения биржевых сделок, утверждало правила осуществления биржевых операций и т.д. Даже после издания Биржевого Устава (1832 год), деятельность фондового отдела прямо и косвенно подчинялась Министерству финансов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты