12. Осуществляет методическое руководство и координацию деятельности специалистов и инспекторов по кадрам подразделений предприятия, контролирует исполнение руководителями подразделении законодательных актов и постановлений правительства, постановлений, приказов и распоряжений руководителя предприятия по вопросам кадровой политики и работы с персоналом.
13. Обеспечивает социальные гарантии трудящихся в области занятости, соблюдение порядка трудоустройства и переобучения высвобождающихся работников (военнослужащих), предоставления им установленных льгот и компенсаций.
14. Проводит систематический анализ кадровой работы на предприятии, разрабатывает предложения по ее улучшению.
15. Организует табельный учет, составление и выполнение графиков отпусков, контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях предприятия (части) и соблюдением работниками (военнослужащими) правил внутреннего трудового распорядка, анализ причин текучести, разрабатывает мероприятия по укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров, потерь рабочего времени, контролирует их выполнение.
16. Обеспечивает составление установленной отчетности по учету личного состава работников и работе с кадрами предприятия.
17. Руководит работниками отдела.
Инспектор по кадрам имеет право:
1. Давать подчиненным ему сотрудникам поручения, и задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
2. Контролировать выполнение плановых заданий и работу, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненных ему работников.
3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности отдела кадров.
4. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций (частей) для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в компетенцию инспектора по кадрам.
5. Представлять интересы предприятия (части) в сторонних организациях (частях) по вопросам, относящимся к производственной деятельности отдела.
Одной из важнейших задач юрисконсульта является контроль за изданием проектов приказов, за правильностью применения трудового законодательства работниками отдела кадров в области приема работников.
С этой целью юрисконсульт разрабатывает примерные формы различных документов, используемых в отделе кадров, оказывает правовую помощь при возникновении сложных ситуаций, требует отмены приказов соответствующих законодательству следить за правильностью исполнения приказа работниками Лидского отдела Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики.
В ходе стажировки были изучены правила внутреннего трудового распорядка и порядок их принятия.
ПВТР принимаются на предприятии с целью обеспечения труда, укрепления трудовой дисциплины, рационального использования рабочего времени, улучшения качества работ, содействия росту производительности труда. Наряду с этими целями правила внутреннего трудового распорядка определяют взаимные права работников и нанимателей в процессе их совместной трудовой деятельности. Поэтому Правила должны наиболее полно содержать нормы поведения как для рабочих и служащих, так и для нанимателя.
Правила внутреннего трудового распорядка разрабатываются юридической службой совместно с кадровой службой предприятия. Поскольку этот локальный нормативный акт утверждается с участием профсоюзов, то при разработке ПВТР необходимо привлекать профсоюз.
ПВТР, действующие в Лидском отделе Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики, содержат следующие разделы:
I. Общие положения;
П. Порядок приема и увольнения работников;
III. Обязанности работников;
IV. Обязанности нанимателя;
V. Рабочее время и его использование;
VI. Поощрения за успехи в работе;
VII. Ответственность за нарушения трудовой дисциплины.
Так, в "Общих положениях" отражены цели и задачи Правил внутреннего трудового распорядка, порядок их принятия и утверждения, обязательность ПВТР для участников трудового правоотношения, необходимость ознакомления с ними всех работников и другие вопросы. В разделе "Порядок приема и увольнения работников" урегулированы вопросы приема на работу, необходимость представления определенных документов при заключении трудового договора, обязанности нанимателя по оформлению приема на работу и др.
В третьем разделе отражены обязанности работника в соответствии с законодательством о труде и заключенным с ним трудовым договором. В разделе "Обязанности нанимателя" предусмотрены его обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных актов и трудовых договоров с работниками. В пятом разделе регламентированы вопросы нормирования рабочего времени, его использования, предоставления времени отдыха, в том числе трудовых и социальных отпусков. В разделе "Поощрения за успехи в работе" сформулированы меры поощрения и меры материального стимулирования за добросовестный труд. В разделе "Ответственность за нарушения трудовой дисциплины" указаны меры дисциплинарного воздействия, применяемые за нарушения трудовой дисциплины.
Было принято участие в разработке штатного расписания. Штатное расписание - организационно-распорядительный документ, содержащий сгруппированный с учётом структуры управления организации перечень наименований должностей служащих и профессий рабочих с указанием количества по каждому наименованию, квалификации и размеров должностных окладов (ставок).
Оно является одним из важнейших локальных нормативных документов, определяющих трудовой распорядок организации (ст. 194 ТК).
Обязательной формы штатного расписания не имеется, поэтому в каждой организации оно разрабатывается самостоятельно, В его разработке принимают участие различные службы организации, в том числе кадровая. Ниже приводится некоторые правила и рекомендации по составлению штатного расписания, основные на законодательстве и существующей практике.
1. Штатное расписание организации, являющейся юридическим лицом, утверждает руководитель. Как правило, лицо, утверждающее этот документ, указывается в учредительных документах организации.
2. Расчёт количества рабочих мест и численности работников (трудоёмкости) осуществляется с учётом утверждённых нанимателем норм труда и планируемого объёма работ (услуг).
Определение наименование профессий рабочих и должностей служащих, их квалификации должно производиться с учётом распределения работ по рабочим местам и расстановки работников, а также тарификации работ. Наименование должностей служащих и профессий рабочих, установление им квалификационных разрядов, категорий должны соответствовать Общегосударственному классификатору Республики Беларусь "Профессии рабочих и должности служащих" (ОКПД) ОКРТ 006 - 96, введённому в действие с 1 января 1997 г., с учётом внесённых в него дополнений и изменений, Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Квалификационному справочнику должностей служащих.
4. Производится распределение обязанностей между руководителем организации и его заместителями, разработка и утверждение положений о структурных подразделениях организации.
5. Разрабатывается и утверждается положение об оплате труда, материальном стимулировании работников.
6. Рассчитывается фонд заработной платы с учётом планируемого объёма работ (услуг) и численности работников.
7. Структура штатного расписания состоит из разделов: "Руководители", "Специалисты", "Служащие", "Рабочие". При этом группировка должностей производится по структурным подразделениям.
8. Штатное расписание составляется на календарный год либо на другой срок (период).
Как видно из перечня, ряд вопросов относится к функциям кадровой службы, в подготовке которых она должна принимать активное участие.
Одним из основных направлений кадровой работы было изучен порядок организации и работы комиссии по трудовым спорам. В состав КТС входят несколько членов от администрации предприятия и несколько членов от профкома. Полномочия представителей сторон подтверждаются доверенностями, выданными в установленном порядке.
При этом в состав КТС в Лидском отделе Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики входят по три представителя: со стороны работников - председатель профкома, и два работника предприятия; со стороны нанимателя - начальник юридического отдела, юрисконсульт и начальник отдела кадров.
Обязанности председателя и секретаря на каждом заседании комиссии по трудовым спорам выполняются поочерёдно представителями сторон. При этом обязанности председателя и секретаря на одном и том же заседании не могут выполняться представителями одной стороны.
Порядок ведения делопроизводства комиссии по трудовым спорам устанавливается между нанимателем и профсоюзом либо в коллективном договоре.
Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется нанимателем. Наниматель назначает своих представителей в состав КТС приказом руководителя, а профсоюзы выделяют своих представителей постановлением профкома. Членом КТС от профсоюза может быть любой работник - член этого профсоюза. Работник - не член профсоюза имеет право по своему выбору обратиться в комиссию по трудовым спорам либо в суд.
На заседании комиссии по трудовым спорам ведётся протокол, который подписывается председателем и секретарём комиссии. Комиссия но трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок. Комиссии по трудовым спорам принимает решение по соглашению между представителями нанимателя и профсоюза. Решение комиссии по трудовым спорам имеет обязательную силу и утверждению нанимателем либо профсоюзом не подлежит. Если решение принято в пользу работника, то оно должно быть исполнено нанимателем в установленный срок. Копии решения комиссии по трудовым спорам в трёхдневный срок вручаются работнику и нанимателю.
Решения комиссии по трудовым спорам должны быть мотивированными и основанными на действующем законодательстве о труде, коллективном договоре, иных локальных нормативных, а также на трудовом договоре. Решение об отказе в удовлетворении требований работника выносится, если они не основаны на законе и не соответствуют установленным в заседании комиссии обстоятельствам. Комиссия может отказать работнику также и в тех случаях, если он обратился в КТС, пропустив без уважительных причин установленный законом срок, или если работник обратился в КТС за разрешением требования, не входящего в его компетенцию.
Мотивированность решения означает обоснование его нормами действующего законодательства, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами, а также соответствие действительным обстоятельствам дела, установленным комиссией в ходе рассмотрения спора. Решение должно быть изложено четко и ясно, чтобы не возникло затруднения при его исполнении. В решении по денежным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику.
Одним из направлений работы кадровой службы является ведение трудовых книжек.
Порядок ведения трудовых книжек работников регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1997 г. № 163 "О трудовых книжках работников" с изм. и доп. от 11 июня 1999 г. № 882,20 апреля 2000 г. № 551, 11 июля 2001 г. № 1023, а также Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30, в ред. от 11 мая 2000 г. №72.
Трудовые книжки ведутся кадровой службой на всех работников т.е. лиц заключивших трудовой договор (контракт), в том числе срочный, а также на внештатных работников. Трудовые книжки ведутся также на лиц, работающих в профсоюзных и других общественных организациях, на выборных должностях, если эти лица получают заработную плату по месту работы. Они ведутся на лиц, работающих у нанимателя более 5 дней, если эта работа является для них основной. Для лиц, работающих по совместительству, трудовые книжки не заводятся.
Приём на работу без трудовой книжки не допускается.
Сведения о работнике записываются на первой странице трудовой книжки при её первом оформлении либо при выдаче дубликата исходя из предъявленного работником паспорта или свидетельства о рождении.
В трудовую книжку кадровая служба вносит все данные о трудовой деятельности работника в организации (переводы, изменение квалификации, увольнение и т.п.). Порядок внесения записей в неё осуществляется в соответствии с требованиями упомянутой выше Инструкции.
При выдаче работнику трудовой книжки (дубликата, а также вкладыша в неё) с работника взимается сумма, затраченная на её приобретение.
Трудовые книжки хранятся в специально оборудованном месте как документы строгой отчётности. Не полученная работником при увольнении трудовая книжка остаётся на хранении у нанимателя в течение 2 лет. Невостребованные трудовые книжки передаются в архив нанимателя, где хранятся 50 лет, а по истечении указанного срока могут быть уничтожены.
При увольнении трудовая книжка выдаётся работнику в день увольнения (в последний день работы). За задержку выдачи трудовой книжки по вине нанимателя работнику выплачивается средний заработок за всё время вынужденного прогула, а дата увольнения при этом изменяется на день выдачи трудовой книжки
Литература
1. Банковский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 25.10.2000 № 441-3 в ред. от 08.07.2008 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - № 113. - 2/1243.
2. Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право: Общие положения. - М, 1998.
3. Вабищевич, С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право. - Мн.:
4. Молодёж. науч. об-во, 2002. - 398 с.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-3 в ред. от 20.06.2008 // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. - 1999. № 7-9. - ст.101.
6. Гражданский процесс. Общая часть / под общ. ред. Т.А. Беловой, И. Н.
7. Колядко, Н.Г. Юркевич. - Мн.: Амалфея, 2001.
8. Гражданский процесс. Особенная часть / под общ. ред. Т.А. Беловой, И.Н. Колядко, Н.Г. Юркевич. - Ми.: Амалфея, 2002.
9. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: 11 января 1999 г.
10. № 238-3 (в ред. Законов Республики Беларусь от 09.07.1999 N 285-3) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь - 15.01.1999 - № 2/13.
11. Гражданское право / Под общ. ред. В.Ф. Чигир. - Мн.: Амалфея, 2000.
12. Гражданское право. Общая часть // Под. ред. В.А. Витушко. Мн.: "Мисанта", 1998г.
10. Гражданское право. Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1997.
11. Ершова, И.В. Предпринимательское право. Учеб. - М.: Юриспруденция, 2002.
12. Жилинский, С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности: Предпринимательское право. - М.: НОРМА, 2000.
13. Каменков, B.C. Хозяйственный процесс. - Мн.: Книжный Дом, 2005. - 320 с.
14. Колбасин, Д.А. Гражданское право Республики Беларусь: Общая часть. Мн.: Молодёжное, 2003.
15. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь / Отв. ред. В.Ф. Чигир. - Мн.: Амалфея, 2000.
16. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под ред. Г.А. Василевича. - Мн., 2005.
17. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменения ми и дополнениями). - Мн., 1996 г.
18. Реуцкая, Е.А. Хозяйственное право. - Мн.: Тетра Системе, 2007
19. Тихиня, В.Г. Гражданский процесс - т.1 - Мн.: Минская печатная фабрика, 2002.
20. Трудовое право: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Гущина. - Гродно, 2004.
21. Трудовое право: Учебник / Под общ. ред. В.И. Семенкова. - Мн., 2002.
22. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - №80. - 170.
23. Хозяйственно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Национальный центр правовой информации 2004. - 300 с.
A