Помимо указанных факторов в основе формирования правовой установки лежит воспитание (нравственное, духовно-культурное, эстетическое и т.д.). Важное место в процессе формирования правовой установки отводится правовому воспитанию, которое представляет собой довольно сложный, многоаспектный, целенаправленный процесс.
История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке. Правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности оно обосабливается как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.
Укрепление правосознания предполагает приобретение субъектами правового воспитания должного уровня правовой подготовки, системы убеждений, характеризующейся признанием права и пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Итак, правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность соблюдать закон.[29]
5. Нравственно-правовая социализация и правовые установки граждан
Становление и развитие человека как личности, как субъекта с активной жизненной позицией связано с усвоением и осмыслением всего огромного и многообразного социального опыта, с формированием различных форм сознания (политического, нравственного, религиозного, правового). Так как личность является элементом действующей общественной системы, то ее социальная активность регулируется ценностями и механизмами этой системы, которые, в свою очередь, диктуют личности предписывающие варианты жизненных ситуаций и одновременно пути их разрешения, варианты и требования соответствующего поведения.[30] Социально-общественная система объективно обязывает личность выполнять задаваемые интересами и потребностями членов общества многообразные функции и решать поставленные задачи.
Психическое развитие каждой личности изначально выступает как социальный процесс со всеми своими сложными и многообразными особенностями и свойствами.
Можно указать следующие особенности нравственно-правовой социализации личности:
а) нравственно-правовая социализация во-первых, есть восприятие индивидуумом общественных норм и ценностей, усвоение им социального опыта. Здесь активным субъектом является индивид. Во-вторых, она подразумевает передачу социального опыта от общества к личности. Здесь субъектом, наоборот, является общество. В отношении же к нему индивида на первое место выходит пассивное восприятие. Однако это восприятие, в свою очередь, должно иметь результатом формирование активной жизненной позиции личности;
б) формы нравственно-правовой социализации личности тематизи-руются соответственно таким формам отношения человека и общества, как образование и воспитание индивида;
в) нравственно-правовая социализация личности развивается только в тесном взаимодействии с деятельностно-адаптационной социализацией. При этом деятельностно-адаптационная форма является ведущей, субстанциальной в отношении общего процесса социализации личности. А нравственно-правовая – определяющей, но в то же время и вторичной по отношению к форме деятельностно-адаптационной, зависимой от нее. Во многом это определяется самой природой правовой нормы;
г) важнейшим результатом нравственно-правовой социализации является формирование правовой установки и правосознания в целом, которое составляет собственно образовательный момент в процессе социализации (образование и воспитание здесь неразрывно связаны). Уровень развития правосознания может свидетельствовать о степени социализации личности.
С помощью передачи социального опыта общество влияет на формирование правовых установок личности, ее сознания и поведения. Получение образования молодым поколением является важной формой передачи им соответствующего социального опыта и основным средством формирования правовых установок, правовой идеологии и правовой психологии, поскольку продукты, явления, ценности общей жизнедеятельности, передаваемые новым поколениям, образуют такое психологическое свойство, как общественная память.
Правовое сознание как одна из форм общественного сознания имеет двойную связь с процессом социализации личности. С одной стороны, приобретенный жизненный опыт и практический опыт человека в области права оказывают прямое влияние на формирование его правовых установок, отношений, взглядов, ценностных ориентации. Уровень правосознания субъекта, а именно, его способность ориентироваться в сфере права, умение дать оценку правовой действительности, мотивация юридически значимого поведения, зависит от его социальных связей, от отношения к правовой культуре общества, а также отклонение от нее в сторону иных субкультурных образований, которые влияют на характер воспринимаемой правовой информации. С другой стороны, правовое сознание не только накопитель правовых знаний, юридической практики гражданина. Формируясь под воздействием внешних влияний, правосознание, в порядке обратной связи, посредством сформировавшейся правовой установки, выполняет определенные функции правового регулятора поведения индивида.
В процессе правовой социализации личность усваивает основные моменты правового регулирования общественных отношений внутри государства, осваивает систему законодательства, сущность правовых отношений, а именно, социальные ценности, опосредованные правом, фундаментальные стереотипы ориентации в социально-правовой сфере, механизмы саморегуляции правового поведения и организации общения в рамках действия права, основы правовой культуры.
Заключение
Подводя итог, можно отметить, что правовая установка личности, как составная часть правосознания, являющаяся предметом изучения правовой психологии, включает в себя совокупность эмоций, чувств, привычек, переживаний, зафиксированных в сознании индивидов, постепенно приобретаемых в полном объеме в процессе жизнедеятельности и под воздействием социально-психологических факторов и выступающих в качестве устойчивой, надежной основы, оценки правовой действительности.
С учетом вышеизложенного целесообразно сделать следующие выводы. Формирование любой личности протекает под непосредственным воздействием многообразных процессов ее социализации, под которой понимается процесс становления и развития личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе.
Значимость правовой социализации состоит в формировании таких правовых установок у граждан, которые обеспечивали бы правовую активность, правомерное поведение, а также стремление к построению правового государства.
Правовая установка и правовое сознание формируются в процессе правовой социализации и одновременно становятся существенным фактором этой социализации. По теоретическим соображениям в ходе правовой социализации индивид, овладевая определенным набором правовых знаний, юридических норм, принципов и требований, усваивает эти правовые ценности таким образом, что они превращаются в личные убеждения и намерения, становятся жизненной потребностью. Из сказанного видно, что правовая социализация должна быть в прямом соотношении с правовой установкой и, соответственно, правовым сознанием. Прослеживается определенная взаимозависимость, гармоническое сочетание между правовой социализацией, формирующейся правовой установкой и правовым сознанием в целом. Чем качественнее связь между этими категориями, тем реальнее выполнение задач, связанных с построением правового государства, государства с продуктивной, состоявшейся правовой системой и жестким механизмом правового регулирования общественных отношений.
Можно выделить следующие основные направления формирования позитивных правовых установок.
1. Формирование у граждан положительного отношения к праву как социальной ценности – это, в первую очередь, воспитательное воздействие правовых ценностей на поведение граждан в течение всей жизнедеятельности; ценностный аспект права важен тем, что он является стимулирующим фактором образования позитивной правовой установки субъекта правовых отношений.
Во многих случаях социальные ценности, отраженные в праве, становятся правовыми идеями, принципами права, находят в нем свое как бы «второе рождение». Социальные ценности возникли в сфере экономических, политических и идеологических отношений, но, будучи закреплены в праве, стали и правовыми ценностями, юридическими идеями-принципами.
Если рассмотреть ценностный аспект права в плане его влияния на генезис индивидуального поведения, нетрудно будет заметить существенные отличия его от влияния информационного аспекта.
Во-первых, ценностное воздействие права на поведение не столь конкретно, как информационное. Социальная ценность, содержащаяся в праве, большей частью не указывает на признаки конкретного поступка, она лишь «дает направление» для действий, создает основу для принятия правомерного и нравственного решения. Стало быть, ценность, выраженная в праве, не способна подсказать, если можно так выразиться, юридическую тактику поведения, но зато она указывает на его стратегию. Ценностные представления входят в правовое и нравственное сознание лица, становятся неотъемлемой частью его психологии, а в коллективе образуют устойчивые традиции, стиль взаимоотношений людей. Искаженные ценностные ориентации могут породить противоправное поведение.
Во-вторых, ценностный аспект права влияет на более глубокие элементы генезиса поведения, чем простая информация о желаемом или запрещенном. Правовые ценности способны воздействовать на все, в том числе и на самые отдаленные звенья причинной цепочки, из которой складывается генезис поступка: на потребности, интересы, цели, выбор средств и совершение поступка. В стадии принятия решения ценностный аспект играет особенно существенную роль, потому что наряду с другими факторами определяет, какие из вариантов поступка могут быть избраны субъектом.
2. Повышение уровня правовых знаний граждан – в силу приобретенных правовых знаний индивид легко ориентируется в действующей правовой действительности. Наличие более полных знаний правовых предписаний, умение применять их на практике, выполняя юридически значимые действия, постоянно совершенствуя свои правовые знания, непосредственно отражается на степени понимания государственно-правовых явлений и позволяет более рационально реализовывать свои права и выполнять обязанности, установленные государством.
3. Психологическое воспитание (подготовка) личности является важным звеном в механизме формирования позитивных правовых установок; психологическое воспитание и обучение – это составляющие высококультурного и образованного человека, это то, без чего индивид не может состояться как личность.
Психологическое обучение представляет собой постоянно действующую систему знаний, установок, способов, приемов, навыков, с помощью которых в процессе обучения достигается практическая адаптация студента к своей будущей деятельности, гарантирующая ему успешную акклиматизацию в обществе.
Психологическое обучение как существенная часть становления высокообразованных граждан составляет надежную основу для фиксации, совершенствования, развития, утверждения правовых установок, а в конечном счете и правосознания в целом.
Истинная ценность позитивных правовых установок граждан проявляется в полной степени только в сложных меняющихся ситуациях, когда и проверяется, насколько готов человек принимать оптимальные решения и действовать в соответствии со своей правовой установкой.
В результате психологического обучения должен вырабатываться четкий, сложившийся стереотип относительно мировоззрения личности без каких бы то ни было упрощений, условностей, домыслов, абстракций. Основой устойчивого психологического состояния индивида и его правовой установки могут служить его умственные, познавательные, эмоциональные, волевые качества, необходимые и достаточные для дальнейшей жизнедеятельности.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110.
2. Алексеев С. С. Государство и право. – М.: Юридическая литература, 1996.
3. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 1994.
4. Иоффе О. С. Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. – М., 1962.
5. Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества: текст лекций. – Ярославль, 1995.
6. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского законодательства. – М.: Инфра-М-Норма, 1996.
7. Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. – М., 1996.
8. Комаров. Теория государства и права. – М., 1996.
9. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. – СПб., 1886.
10. Кудрявцев В. Н. Право и поведение. – М., 1976.
11. Курс лекций МГУ по теории государства и права // Под ред. проф. М. Н. Марченко. – М., 1996.
12. Лазарев В. В. Общая теория государства и права. – М., 1996.
13. Левченко А. А. Место правовых установок в структуре правосознания граждан // Политико-правовая культура и духовность: Материалы региональной науч.-теорет конф. 28-29 марта 2001 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2001.
14. Левченко А. А. Соотношение установки и мотивации правомерного поведения // Актуальные проблемы законодательства и правоприменительной практики в современной России: Материалы и тезисы докладов студенческой науч.-практ. конф. – Ростов н/Д: СГИ, 2000.
15. Лившиц Р. З. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994.
16. Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концептуальные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъюнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000.
17. Макеев В. В. Значение правовой установки в практической деятельности сотрудников ОВД // Философия права как учебная и научная дисциплина: Материалы Всероссийской науч. конф. 28-29 апреля 1999 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 1999.
18. Макеев В. В. Правовая установка молодежи // Русская философия права: основные проблемы и традиции: Материалы Всероссийской науч. конф. 18-19 мая 2000 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000.
19. Малько А. В. Экзамен по теории государства и права. – М., 1996.
20. Мальтузов Н. И., Малько А. В. Курс лекций по теории государства и права. – М., 1996.
21. Марченко М. Н. Теория государства и права. – М., 1996.
22. Новицкий И. Б. Римское право. – М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1995.
23. Общая теория права и государства // Под ред. Лазарева В. В. – М.: Юристъ, 1996.
24. Основы государства и права // Под ред. Н. И. Мацнева. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998.
25. Пиголкин А. С. Общая теория права. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996.
26. Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. – Львов. 1985.
27. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М., 1996.
28. Фаткуллин Ф. Н. Основы теории государства и права. – М., 1995.
29. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М., 1997.
30. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. – М., 1911.
[1] Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 1994. – С. 280.
[2] Иоффе О. С. Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. – М., 1962. – С. 329.
[3] Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М., 1996. – С. 314.
[4] Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества: текст лекций. – Ярославль, 1995. – С. 27.
[5] Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского законодательства. – М.: Инфра-М-Норма, 1996. – С. 98.
[6] Фаткуллин Ф. Н. Основы теории государства и права. – М., 1995. – С. 95.
[7] Левченко А. А. Место правовых установок в структуре правосознания граждан // Политико-правовая культура и духовность: Материалы региональной науч.-теорет конф. 28-29 марта 2001 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2001. – С. 79.
[8] Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концептуальные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъюнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. – С. 102.
[9] Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. – М., 1996. – С. 364.
[10] Комаров. Теория государства и права. – М., 1996. – С. 357.
[11] Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. – СПб., 1886. – С. 675.
[12] Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. – М., 1911. – С. 684.
[13] Курс лекций МГУ по теории государства и права // Под ред. проф. М. Н. Марченко. – М., 1996. – С. 371.
[14] Кудрявцев В. Н. Право и поведение. – М., 1976. – С. 38.
[15] Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. – Львов. 1985. – С. 126 – 127.
[16] Лазарев В. В. Общая теория государства и права. – М., 1996. – С. 413.
[17] Алексеев С. С. Государство и право. – М.: Юридическая литература, 1996. – С. 379.
[18] Лившиц Р. З. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994. – С. 167.
[19] Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М., 1997. – С. 370.
[20] Макеев В. В. Значение правовой установки в практической деятельности сотрудников ОВД // Философия права как учебная и научная дисциплина: Материалы Всероссийской науч. конф. 28-29 апреля 1999 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 1999. – С. 57.
[21] Малько А. В. Экзамен по теории государства и права. – М., 1996. – С. 176.
[22] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110.
[23] Марченко М. Н.Теория государства и права. – М., 1996. – С. 325.
[24] Основы государства и права // Под ред. Н. И. Мацнева. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. – С. 112.
[25] Новицкий И. Б. Римское право. – М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1995. – С. 180.
[26] Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концептуальные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъюнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. – С. 138.
[27] Общая теория права и государства // Под ред. Лазарева В. В. – М.: Юристъ, 1996. – С. 402.
[28] Макеев В. В. Правовая установка молодежи // Русская философия права: основные проблемы и традиции: Материалы Всероссийской науч. конф. 18-19 мая 2000 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. – С. 18.
[29] Левченко А. А. Соотношение установки и мотивации правомерного поведения // Актуальные проблемы законодательства и правоприменительной практики в современной России: Материалы и тезисы докладов студенческой науч.-практ. конф. – Ростов н/Д: СГИ, 2000. – С. 37.
[30] Пиголкин А. С. Общая теория права. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. – С. 295.