Правовая установка граждан

Помимо указанных факторов в основе формирования правовой установки лежит воспитание (нравственное, духовно-культурное, эстети­ческое и т.д.). Важное место в процессе формирования правовой уста­новки отводится правовому воспитанию, которое представляет собой довольно сложный, многоаспектный, целенаправленный процесс.

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществ­ляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке. Правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совер­шенствования государственности оно обосабливается как самостоятель­ный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.

Укрепление правосознания предполагает приобретение субъекта­ми правового воспитания должного уровня правовой подготовки, систе­мы убеждений, характеризующейся признанием права и пониманием не­обходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыка­ми реализации права. Итак, правовое воспитание состоит в передаче, на­коплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в форми­ровании соответствующего отношения к праву и практике его реализа­ции, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого ува­жения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеж­дение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность соблюдать закон.[29]



5. Нравственно-правовая социализация и пра­вовые установки граждан


Становление и развитие человека как личности, как субъекта с активной жизненной позицией связано с усвоением и ос­мыслением всего огромного и многообразного социального опыта, с формированием различных форм сознания (политического, нравствен­ного, религиозного, правового). Так как личность является элементом действующей общественной системы, то ее социальная активность регу­лируется ценностями и механизмами этой системы, которые, в свою оче­редь, диктуют личности предписывающие варианты жизненных ситуа­ций и одновременно пути их разрешения, варианты и требования соот­ветствующего поведения.[30] Социально-общественная система объективно обязывает личность выполнять задаваемые интересами и потребностями членов общества многообразные функции и решать поставленные зада­чи.

Психическое развитие каждой личности изначально выступает как социальный процесс со всеми своими сложными и многообразными особенностями и свойствами.

Можно указать следующие особенности нравственно-правовой социализации личности:

а) нравственно-правовая социализация во-первых, есть восприятие индивидуумом общественных норм и ценностей, усвоение им социаль­ного опыта. Здесь активным субъектом является индивид. Во-вторых, она подразумевает передачу социального опыта от общества к личности. Здесь субъектом, наоборот, является общество. В отношении же к нему инди­вида на первое место выходит пассивное восприятие. Однако это воспри­ятие, в свою очередь, должно иметь результатом формирование актив­ной жизненной позиции личности;

б) формы нравственно-правовой социализации личности тематизи-руются соответственно таким формам отношения человека и общества, как образование и воспитание индивида;

в) нравственно-правовая социализация личности развивается толь­ко в тесном взаимодействии с деятельностно-адаптационной социализа­цией. При этом деятельностно-адаптационная форма является ведущей, субстанциальной в отношении общего процесса социализации личнос­ти. А нравственно-правовая – определяющей, но в то же время и вторич­ной по отношению к форме деятельностно-адаптационной, зависимой от нее. Во многом это определяется самой природой правовой нормы;

г) важнейшим результатом нравственно-правовой социализации является формирование правовой установки и правосознания в целом, которое составляет собственно образовательный момент в процессе со­циализации (образование и воспитание здесь неразрывно связаны). Уро­вень развития правосознания может свидетельствовать о степени социа­лизации личности.

С помощью передачи социального опыта общество влияет на фор­мирование правовых установок личности, ее сознания и поведения. По­лучение образования молодым поколением является важной формой передачи им соответствующего социального опыта и основным сред­ством формирования правовых установок, правовой идеологии и право­вой психологии, поскольку продукты, явления, ценности общей жизнеде­ятельности, передаваемые новым поколениям, образуют такое психоло­гическое свойство, как общественная память.

Правовое сознание как одна из форм общественного сознания имеет двойную связь с процессом социа­лизации личности. С одной стороны, приобретенный жизненный опыт и практический опыт человека в области права оказывают прямое влияние на формирование его правовых установок, отношений, взглядов, ценнос­тных ориентации. Уровень правосознания субъекта, а именно, его спо­собность ориентироваться в сфере права, умение дать оценку правовой действительности, мотивация юридически значимого поведения, зависит от его социальных связей, от отношения к правовой культуре общества, а также отклонение от нее в сторону иных субкультурных образований, которые влияют на характер воспринимаемой правовой информации. С другой стороны, правовое сознание не только накопитель правовых зна­ний, юридической практики гражданина. Формируясь под воздействием внешних влияний, правосознание, в порядке обратной связи, посредством сформировавшейся правовой установки, выполняет определенные фун­кции правового регулятора поведения индивида.

В процессе правовой социализации личность усваивает основные моменты правового регулирования общественных отношений внутри го­сударства, осваивает систему законодательства, сущность правовых от­ношений, а именно, социальные ценности, опосредованные правом, фун­даментальные стереотипы ориентации в социально-правовой сфере, ме­ханизмы саморегуляции правового поведения и организации общения в рамках действия права, основы правовой культуры.


Заключение


Подводя итог, можно отметить, что правовая установка личности, как составная часть правосознания, являющаяся предметом изучения право­вой психологии, включает в себя совокупность эмоций, чувств, привы­чек, переживаний, зафиксированных в сознании индивидов, постепенно приобретаемых в полном объеме в процессе жизнедеятельности и под воздействием социально-психологических факторов и выступающих в качестве устойчивой, надежной основы, оценки правовой действитель­ности.

С учетом вышеизложенного целесообразно сделать следующие выводы. Формирование любой личности протекает под непосредственным воздействием многообразных процессов ее социализации, под кото­рой понимается процесс становления и развития личности, усвоения зна­ний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общ­ности, группе.

Значимость правовой социализации состоит в формировании таких правовых установок у граждан, которые обеспечивали бы правовую ак­тивность, правомерное поведение, а также стремление к построению пра­вового государства.

Правовая установка и правовое сознание формируются в процессе правовой социализации и одновременно становятся существенным фак­тором этой социализации. По теоретическим соображениям в ходе пра­вовой социализации индивид, овладевая определенным набором право­вых знаний, юридических норм, принципов и требований, усваивает эти правовые ценности таким образом, что они превращаются в личные убеж­дения и намерения, становятся жизненной потребностью. Из сказанного видно, что правовая социализация должна быть в прямом соотношении с правовой установкой и, соответственно, правовым сознанием. Просле­живается определенная взаимозависимость, гармоническое сочетание между правовой социализацией, формирующейся правовой установкой и правовым сознанием в целом. Чем качественнее связь между этими категориями, тем реальнее выполнение задач, связанных с построением правового государства, государства с продуктивной, состоявшейся пра­вовой системой и жестким механизмом правового регулирования обще­ственных отношений.

Можно выделить следующие основные направления формиро­вания позитивных правовых установок.

1. Формирование у граждан положительного отношения к праву как социальной ценности – это, в первую очередь, воспитательное воз­действие правовых ценностей на поведение граждан в течение всей жиз­недеятельности; ценностный аспект права важен тем, что он является сти­мулирующим фактором образования позитивной правовой установки субъекта правовых отношений.

Во многих случаях социальные ценности, отраженные в праве, становятся правовыми идеями, принципами права, находят в нем свое как бы «второе рождение». Социальные ценности возникли в сфере экономических, политических и идеологических отношений, но, будучи закреплены в праве, стали и правовыми ценностями, юридическими иде­ями-принципами.

Если рассмотреть ценностный аспект права в плане его влияния на генезис индивидуального поведения, нетрудно будет заметить существен­ные отличия его от влияния информационного аспекта.

Во-первых, ценностное воздействие права на поведение не столь конкретно, как информационное. Социальная ценность, содержащаяся в праве, большей частью не указывает на признаки конкретного поступ­ка, она лишь «дает направление» для действий, создает основу для приня­тия правомерного и нравственного решения. Стало быть, ценность, вы­раженная в праве, не способна подсказать, если можно так выразиться, юридическую тактику поведения, но зато она указывает на его стратегию. Ценностные представления входят в правовое и нравственное сознание лица, становятся неотъемлемой частью его психологии, а в коллективе образуют устойчивые традиции, стиль взаимоотношений людей. Иска­женные ценностные ориентации могут породить противоправное пове­дение.

Во-вторых, ценностный аспект права влияет на более глубокие эле­менты генезиса поведения, чем простая информация о желаемом или запрещенном. Правовые ценности способны воздействовать на все, в том числе и на самые отдаленные звенья причинной цепочки, из которой скла­дывается генезис поступка: на потребности, интересы, цели, выбор средств и совершение поступка. В стадии принятия решения ценностный аспект играет особенно существенную роль, потому что наряду с другими фак­торами определяет, какие из вариантов поступка могут быть избраны субъектом.

2. Повышение уровня правовых знаний граждан – в силу приобре­тенных правовых знаний индивид легко ориентируется в действующей правовой действительности. Наличие более полных знаний правовых пред­писаний, умение применять их на практике, выполняя юридически значи­мые действия, постоянно совершенствуя свои правовые знания, непос­редственно отражается на степени понимания государственно-правовых явлений и позволяет более рационально реализовывать свои права и вы­полнять обязанности, установленные государством.

3. Психологическое воспитание (подготовка) личности является важным звеном в механизме формирования позитивных правовых устано­вок; психологическое воспитание и обучение – это составляющие высо­кокультурного и образованного человека, это то, без чего индивид не может состояться как личность.

Психологическое обучение представляет собой постоянно действу­ющую систему знаний, установок, способов, приемов, навыков, с помо­щью которых в процессе обучения достигается практическая адаптация студента к своей будущей деятельности, гарантирующая ему успешную акклиматизацию в обществе.

Психологическое обучение как существенная часть становления высокообразованных граждан составляет надежную основу для фикса­ции, совершенствования, развития, утверждения правовых установок, а в конечном счете и правосознания в целом.

Истинная ценность позитивных правовых установок граждан про­является в полной степени только в сложных меняющихся ситуациях, ког­да и проверяется, насколько готов человек принимать оптимальные ре­шения и действовать в соответствии со своей правовой установкой.

В результате психологического обучения должен вырабатываться четкий, сложившийся стереотип относительно мировоззрения личности без каких бы то ни было упрощений, условностей, домыслов, абстракций. Основой устойчивого психологического состояния индивида и его пра­вовой установки могут служить его умственные, познавательные, эмоци­ональные, волевые качества, необходимые и достаточные для дальней­шей жизнедеятельности.


Список используемой литературы


1.     Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110.

2.     Алексеев С. С. Государство и право. – М.: Юридическая литература, 1996.

3.     Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 1994.

4.     Иоффе О. С. Шаргородский М. Д.  Вопросы теории права. – М., 1962.

5.     Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества: текст лекций. – Ярославль, 1995.

6.     Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского законодательства. – М.: Инфра-М-Норма, 1996.

7.     Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. – М., 1996.

8.     Комаров. Теория государства и права. – М., 1996.

9.     Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. – СПб., 1886.

10.  Кудрявцев В. Н. Право и поведение. – М., 1976.

11.  Курс лекций МГУ по теории государства и права // Под ред. проф. М. Н. Марченко. – М., 1996.

12.  Лазарев В. В. Общая теория государства и права. – М., 1996.

13.  Левченко А. А. Место правовых установок в структуре правосознания граждан // Политико-правовая культура и духовность: Материалы региональной науч.-теорет конф. 28-29 марта 2001 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2001.

14.  Левченко А. А. Соотношение установки и мотивации правомерного поведения // Актуальные проблемы законодательства и правоприменительной прак­тики в современной России: Материалы и тезисы докладов студенчес­кой науч.-практ. конф. – Ростов н/Д: СГИ, 2000.

15.  Лившиц Р. З. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994.

16.  Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концепту­альные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъ­юнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000.

17.  Макеев В. В. Значение правовой установки в практической деятельности сотруд­ников ОВД // Философия права как учебная и научная дисциплина: Мате­риалы Всероссийской науч. конф. 28-29 апреля 1999 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 1999.

18.  Макеев В. В. Правовая установка молодежи // Русская философия права: ос­новные проблемы и традиции: Материалы Всероссийской науч. конф. 18-19 мая 2000 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000.

19.  Малько А. В. Экзамен по теории государства и права. – М., 1996.

20.  Мальтузов Н. И., Малько А. В. Курс лекций по теории государства и права. – М., 1996.

21.  Марченко М. Н. Теория государства и права. – М., 1996.

22.  Новицкий И. Б. Римское право. – М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1995.

23.  Общая теория права и государства // Под ред. Лазарева В. В. – М.: Юристъ, 1996.

24.  Основы государства и права // Под ред. Н. И. Мацнева. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998.

25.  Пиголкин А. С. Общая теория права. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996.

26.  Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. – Львов. 1985.

27.  Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М., 1996.

28.  Фаткуллин Ф. Н. Основы теории государства и права. – М., 1995.

29.  Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М., 1997.

30.  Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. – М., 1911.


[1] Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 1994. – С. 280.

[2] Иоффе О. С. Шаргородский М. Д.  Вопросы теории права. – М., 1962. – С. 329.

[3] Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М., 1996. – С. 314.

[4] Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества: текст лекций. – Ярославль, 1995. – С. 27.

[5] Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского законодательства. – М.: Инфра-М-Норма, 1996. – С. 98.

[6] Фаткуллин Ф. Н. Основы теории государства и права. – М., 1995. – С. 95.

[7] Левченко А. А. Место правовых установок в структуре правосознания граждан // Политико-правовая культура и духовность: Материалы региональной науч.-теорет конф. 28-29 марта 2001 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2001. – С. 79.

[8] Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концепту­альные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъ­юнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. – С. 102.

[9] Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. – М., 1996. – С. 364.

[10] Комаров. Теория государства и права. – М., 1996. – С. 357.

[11] Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. – СПб., 1886. – С. 675.

[12] Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. – М., 1911. – С. 684.

[13] Курс лекций МГУ по теории государства и права // Под ред. проф. М. Н. Марченко. – М., 1996. – С. 371.

[14] Кудрявцев В. Н. Право и поведение. – М., 1976. – С. 38.

[15] Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. – Львов. 1985. – С. 126 – 127.

[16] Лазарев В. В. Общая теория государства и права. – М., 1996. – С. 413.

[17] Алексеев С. С. Государство и право. – М.: Юридическая литература, 1996. – С. 379.

[18] Лившиц Р. З. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994. – С. 167.

[19] Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М., 1997. – С. 370.

[20] Макеев В. В. Значение правовой установки в практической деятельности сотруд­ников ОВД // Философия права как учебная и научная дисциплина: Мате­риалы Всероссийской науч. конф. 28-29 апреля 1999 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 1999. – С. 57.

[21] Малько А. В. Экзамен по теории государства и права. – М., 1996. – С. 176.

[22] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110.

[23] Марченко М. Н.Теория государства и права. – М., 1996. – С. 325.

[24] Основы государства и права // Под ред. Н. И. Мацнева. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. – С. 112.

[25] Новицкий И. Б. Римское право. – М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1995. – С. 180.

[26] Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концепту­альные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъ­юнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. – С. 138.

[27] Общая теория права и государства // Под ред. Лазарева В. В. – М.: Юристъ, 1996. – С. 402.

[28] Макеев В. В. Правовая установка молодежи // Русская философия права: ос­новные проблемы и традиции: Материалы Всероссийской науч. конф. 18-19 мая 2000 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. – С. 18.

[29] Левченко А. А. Соотношение установки и мотивации правомерного поведения // Актуальные проблемы законодательства и правоприменительной прак­тики в современной России: Материалы и тезисы докладов студенчес­кой науч.-практ. конф. – Ростов н/Д: СГИ, 2000. – С. 37.

[30] Пиголкин А. С. Общая теория права. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. – С. 295.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты