Правовая защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

в соответствии с установленным порядком готовит материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, проживающих в регионе, а также ведет учет детей, которые были усыновлены (удочерены)

отбирает лиц, способных выполнять обязанности приемных родителей, информирует об имеющихся возможностях для того, чтобы стать приемными родителями, готовит проект договора о создании приемной семьи;

проводит обучение граждан, выразивших готовность взять ребенка на воспитание в семью;

помогает опекунам, приемным родителям и патронатным воспитателям в организации каникул для лиц, находящихся на воспитании у опекуна;

высказывает свое мнение относительно возможности раздельного проживания опекуна и лица, находящегося на воспитании у опекуна;

выражает свое мнение относительно возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным;

решает спорные вопросы между родителями относительно воспитания ребенка;

обращается в суд и выражает свое мнение по вопросам, касающимся лишения родительских прав, ограничения родительских прав, отделения ребенка от семьи без лишения родительских прав, объявления брака недействительным и отмены усыновления (удочерения);

выражает свое мнение и участвует в судебных заседаниях по вопросам, касающимся воспитания детей и защиты их личных неимущественных и имущественных прав;

проводит обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, выражает свое мнение в суде о спорах, касающихся воспитания детей;

участвует в исполнении судебных решений об устройстве детей и отделения их от семьи;

осуществляет защиту интересов не родившегося наследника при разделе наследства;

готовит документы для передачи разрешения несовершеннолетним на брак;

привлекает общественность к работе в органах опеки и попечительства;

анализирует предложения, заявления и жалобы граждан, касающиеся опекунства, и принимает необходимые меры.

Основными задачами учреждений являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сообразно с основными задачами и функциями выделены социальные технологии, которые используются в учреждениях социальной защиты: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; технология патронажа; технология патронатного воспитания. Учреждения социальной защиты осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями. В связи с этим, как нам видится, можно утверждать, что институт социальной защиты функционирует во взаимодействии с другими структурными элементами системы жизнеустройства и внешней средой, и, тем самым, выполняет свое предназначение и занимает достойное место в системе жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост таких негативных явлений, как социальное сиротство, детская безнадзорность и беспризорность.

По данным анализа, проведенного в курсовой работе, сегодня в России — свыше 700 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем только 5 процентов из них — настоящие сироты, остальные — это так называемые «социальные сироты», то есть дети, ставшие сиротами при живых родителях. Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. В интернатных учреждениях находится лишь одна четвертая часть всех зарегистрированных российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.

Защиту прав и интересов таких детей осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (местная территориальная администрация).

Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).

Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (ст. 122 СК РФ).

При получении таких сведений или самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов (разыскивают родственников, обеспечивают ребенку временное прибежище и т.п.) и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Детей в первую очередь стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности помещают детей на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 СК РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.

Нахождение ребенка в любом государственном детском учреждении не исключает в дальнейшем устройства его в семью. В этих целях в России ведется централизованный учет (на местном, региональном и федеральном уровнях) всех детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью, и любой гражданин, желающий принять ребенка в свою семью, может воспользоваться этой информацией.

В Российской Федерации существует много проблем в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть решены на областном уровне: это организация отдыха, оздоровления и занятости детей, поддержка, одаренных детей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Проблема социального сиротства является одной из наиболее острых проблем детства. Проблема социализации детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выступает проблема воспитания детей в приемной семье на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната.

Органами опеки и попечительства в соответствии с этими законами являются органы местного самоуправления.

В федеральных, региональных законах и программах, посвященных социальной поддержке населения постоянно предпринимаются попытки решения вопросов социальной защиты семей, имеющих детей под опекой, однако приходится констатировать, что в условиях постоянного недофинансирования местных бюджетов эти вопросы решаются слабо. В частности, это касается материальной поддержки детей находящихся под опекой.

Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно защиты прав и интересов детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем.



Список используемой литературы:


Нормативно-правовые акты:

1.                 Конституция Российской Федерации // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237

2.                 Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.), СЗ РФ. 1996г. N 1 ст. 16.

3.                 Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта 2002 г.). СЗРФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301, 29 января 1996 г. N 5 ст. 410, 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552.

4.                 Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» СЗ РФ. 1997 г., N 47, ст. 5340., 2001. N 44, ст. 4149

5.                 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 июля 2000 г.). СЗ РФ, 1998 г., N 31, ст. 3802.

6.                 Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». // СЗ РФ. 2001. N 17. Ст.1643.

7.                 Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. от 28 марта 1998 г. № 50-ФЗ) СЗ РФ. 1998 г., N 13, ст. 1472.

8.                 Основные направления социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. Утверждены Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942. // СЗ РФ. 1995. N 38. Ст.3664

9.                 Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995 г., N 5.

10.             Бюллетень Верховного Суда РФ, 2001 г., N 10.

11.             Определение СК Верховного Суда РФ от 28 апреля 2000г. БВС. N 1. 2001 г., БВС. N 1.

12.             Всеобщая декларация прав ребенка, Сборник документов по правам человека, 1994.

13.             Документы ООН о детях, женщинах и образовании. - М.: Народное образование, 1995, 112С. (библиотечка журнала Народное образование, №2, 1995г.

14.             Конвенция защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) - // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, №2

Специализированная литература:

1.                 Азарова Е.Г. Комментарий к законодательству о пособиях и льготах гражданам с детьми, – М.: Юристъ, 2002.

2.                 Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. Владимир, ВГУ, 2003.

3.                 Беспалов Ю. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка // Российская юстиция. – 1997. - №7

4.                 Брутман В. Социальное сиротство: по пути отчаяния/ Народное образование, № 9-10, 1999.

5.                 Доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 и 2002 гг. // Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. М., Юристъ, 2003.

6.                 Давыдов В.И., О состоянии исполнения законодательства при усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и практики прокурорского надзора Прокурорский надзор. 1999-2000г., с. 4.

7.                 Ежегодный государственный доклад «О положении детей в России (2003)». М., Норма, 2004.

8.                 Желаннова А. Права ребенка и советская педагогика // История, 1997, № 40

9.                 Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. - М.: Дом, 2003.

10.             Комитет ООН по правам ребенка и права детей в России. РОО «Право ребенка», М.,2001.

11.             Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова) – М.: Юристъ, 2002.

12.             Королев Ю.А. Семейное право России. М., Юристъ, 2002.

13.             Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. Глава 20

14.             Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., Норма. 2003.

15.             Нечаева А.М, Охрана детей-сирот в России. История и современность. М. 2004. Изд-во «Дом»., с. 16.

16.             Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации / под ред. А.М. Эрделевского – М., Агентство (ЗАО) «Библиотечка РГ», М., 2001 г.

17.             Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1999. N 9.

18.             Шохина Л.Н. Правовые основы государственной поддержки детей-сирот, «Гражданин и право», N 1, январь 2002 г.

19.             Шнекендорф 3.К. Права ребенка в законодательных актах. Материалы для изучения // История, 1997, № 40


[1] Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». СЗ РФ. 1996г. N 52 ст. 5880.

[2] Брутман В. Социальное сиротство: по пути отчаяния/ Народное образование, № 9-10, 1999.. с. 34.

[3] Комитет ООН по правам ребенка и права детей в России. - М., РОО «Право ребенка» 2001. С.

[4] Ежегодный государственный доклад "О положении детей в России (2003)". М., Норма, 2004.с. 52.

[5] Шнекендорф 3. К. Права ребенка в законодательных актах. Материалы для изучения // История, 1997, № 40

[6] Шнекендорф 3. К. Права ребенка в законодательных актах. Материалы для изучения // История, 1997, № 40

[7] Шнекендорф 3. К. Права ребенка в законодательных актах. Материалы для изучения // История, 1997, № 40

[8] Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1999. N 9.

[9] Желаннова А. Права ребенка и советская педагогика // История, 1997, № 40

[10] Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1999. N 9.

[11] Желаннова А. Права ребенка и советская педагогика // История, 1997, № 40

[12] Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1999. N 9.

[13] Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1999. N 9.

[14] Иногда федеральные органы, строго говоря, выходят за рамки своих полномочий, пытаясь заполнить тот правовой вакуум в регулировании, который образовался из-за пассивности региональных органов в этом вопросе.

[15] Следует однако заметить, что указанная деятельность в значительной мере является "пограничной" и может быть акцентирована либо преимущественно на сохранении семьи, либо на защите прав и интересов детей в условиях семьи, которая попала в трудную ситуацию. Именно от акцентов, которые будут сделаны при создании такой службы, и будет зависеть ее ведомственная принадлежность (либо в рамках служб социальной защиты, либо в сфере органов опеки и попечительства).

[16] Ежегодный государственный доклад «О положении детей в России (2003)». М., Норма, 2004.

[17] Доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 и 2002 гг. // Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. М., Юристъ, 2003.

[18] Доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 и 2002 гг. // Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. М., Юристъ, 2003.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты