Глава II. Правовая культура
§ 1. Понятие правовой культуры
Вообще, правовую культуру можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные сферы ее деятельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу в науке теории государства и права принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества[15].
Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте, правовая культура — это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.
В рамках традиции западной социологии права данное понятие использовалось для социальных измерений опыта юристов и граждан, участвующих в правовой действительности. С. С. Алексеев считает, что правовая культура включает в себя уровни правового сознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику. А. П. Семитко подчеркивал, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты правовой системы — правовые тексты, правовая деятельность, сознание и уровень развития субъекта. Такая структура правовой культуры не совсем полна, ибо в ней есть характеристики, которые не являются самостоятельными элементами понятия. Например, такие элементы, как «уровень совершенства законодательства» или «юридическая практика» — расплывчаты. В таком случае вносится некий элемент субъективности в изучение данного явления, что создает основу для зависимости исследовании от ориентации ученого. Анализируя феномен правовой культуры, А.К. Уледов подчеркивал, что этим словом обозначают определенное состояние общества на данном этапе его развития[16]. При этом было доказано, что целью правового воспитания выступает правовой прогресс.
При сравнении понятий «правосознание» и «правовая культура» можно смело сделать вывод о том, что последнее значительно шире. Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные» придатки права - юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношений с гражданами, защиту их законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры - политической, научной, художественной, так и формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и т.п.
При изучении правовой культуры важно различать содержание и уровень развития правовой культуры. Ее содержание определяется направленностью правовой идеологии и правовой политики, а также правовой системой. Уровень же правовой культуры — это степень ее интенсивности, насыщенности.
Следует отметить, что современный этап отмечается формированием целостной концепции правовой культуры, в задачу которого входит развитие юридических знаний, традиций.
Необходимо отметить, что правовая культура и должна осознаваться как целостная система, внутри которой функционируют относительно самостоятельные подсистемы. Их изучение позволяет выработать общие механизмы качественного обновления правовой культуры.
Правовая культура - особое социальное явление, которое характеризует правовое состояние общества и личности и представляет собой целостную систему взаимосвязанных компонентов. Констатируя факт повышения роли личности в современной правовой жизни, важно разобраться в функционально-содержательном аспекте правовой культуры. Здесь правовая культура представляется разновидностью общественной культуры, которая отражает определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательной деятельности и юридической практики. При этом она охватывает собой все ценности, созданные в области права.
Констатируя различное функциональное проявление правовой культуры, нельзя не обратить внимание на ее праворегулятивную задачу, направленную на обеспечение устойчивого, динамичного функционирования всех элементов правовой системы, общества. Действительно, правовая культура способна создать основу для сплочения людей, их взаимосогласованности. Она обеспечивает результативность общения индивидов в сфере права. Такая функция реализуется через правовые и другие социальные нормы.
Не менее важной является ценностно-нормативная функция, с помощью которой мы пытаемся оценить различные явления, факты, социальные институты, совершаемые поступки. Оценивая различные правовые явления, люди сопоставляют их с правовыми ценностями, эталонами того, как должно быть правильно. При этом диапазон оценивания действительно широк: от конкретных правовых норм, законов до поведения людей, деятельности правоохранительных органов в защите прав личности.
Правосоциализаторская функция исследуется с позиции формирования правовых качеств личности. Вот именно здесь и проявляется актуальность целенаправленной воспитательной работы, создания условий осуществления самообразования человека[17]. Однако необходимо учитывать правовую действительность, в условиях которой реализуются задачи правового образования.
Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. При этом обращают внимание на то, что она обеспечивает не только цивилизованный уровень общения субъектов права друг с другом, но и систему целенаправленной трансляции правовых ценностей из поколения к поколению. С помощью различных средств коммуникации индивид познает право, приобщается к правовым культурам других народов.
Можно смело сделать вывод о том, что в настоящее время Россия активно интегрируется в мировое сообщество. Однако по сравнению с развитыми странами такой важный фактор, влияющий на уровень правовой культуры, как доступ к правовой информации в нашей стране все еще достаточно низок. Для его преодоления, по моему мнению, необходимо принять следующие меры:
· гражданам должно быть в одинаковой степени доступно федеральное законодательство, акты субъектов Российской Федерации, постановления и решения органов местного самоуправления;
· органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы;
· создать и развить существующие так называемые фотографические базы данных: о зарегистрированных юридических лицах, о правах на недвижимость, о выданных гражданам дипломах и удостоверениях, о потребительских стандартах и санитарных нормах и т.д.
Вышеуказанные меры позволят, на мой взгляд, если не решить, то значительно повысить уровень правовой культуры населения.
§ 2. Правовое воспитание
Во всех государствах (с разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.
Меняется содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной, прежде всего, в развитых государствах остается его сущность в виде представлений о праве и правосознании, их сущности, ценности и функциях. Только в условиях реальной демократии возможна целенаправленная и специально организованная деятельность по правовому просвещению и правовому воспитанию широких народных масс и, естественно, правовому обучению юристов-профессионалов.
Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры[18].
Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правовоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые характеристики. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию — положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.
Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании — правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Имеется в виду правовое сознание индивида, коллектива (профессиональной группы), общества в целом. Следует подчеркнуть, что идеологическое воздействие на общественное правосознание означает соответствующее воздействие на групповое и индивидуальное сознание и, наоборот, правовое воспитание отдельных индивидов и их групп, в конечном счете, обусловливает формирование и развитие общественного правосознания, так как различные виды правосознания находятся между собой в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости[19].
В настоящее время следует констатировать, что педагоги, работающие в школах России, обладают обыденным уровнем правосознания. Это объясняется отсутствием у многих из них юридической подготовки. К сожалению, система повышения квалификации учителей права не разработана на федеральном уровне и остается вне поля зрения нормативных установок Министерства образования страны. В 2002 г. осуществлен первый выпуск учителей права в Институте педагогической юриспруденции Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Екатеринбурге. Это новое поколение специалистов, обучавшихся по специальности «Юриспруденция», отличается высоким уровнем правовой культуры, диагностирование которого было осуществлено специалистами вуза[20].
Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также органов, осуществляющих правовое воспитание.