Программной целью можно считать профилактику в России правового нигилизма. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности и правопорядка, повышение роли суда и проведения судебной реформы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других государственных служащих. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы. Непосредственная цель — правомерное поведение, в том числе правовая активность граждан и профессиональная активность юристов и других государственных служащих в процессе реализации их компетенции в юридически значимых ситуациях.
Некоторые основные цели, указанные выше, достижимы лишь при соблюдении в правовоспитательной работе следующих основных принципов: научность, плановость, систематичность, последовательность и дифференцированность, обеспечение комплексного подхода, а также создание благоприятных условий для реализации развитого здорового правосознания на практике.
К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особое место здесь занимает проблема "правового минимума", некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый гражданин любого общества, независимо от его социального статуса.
Особо значимую роль в правовом воспитании и обучении имеет судебная практика и деятельность судебной системы в целом, которая должна быть реальным правосудием. Поэтому воспитание уважения к суду и понимания необходимости решать все конфликты в суде входит необходимым компонентом в содержание устойчиво положительного отношения к практике реализации права[21].
Наконец, следует обратить внимание на такое средство, как самовоспитание, которое представляется наиболее эффективным для формирования правосознания всех субъектов права. Самовоспитание заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практике. Наряду со специальной подготовкой самовоспитание для юристов-профессионалов — способ профилактики деформации сознания и личности и поддержания на должном уровне профессионализма.
В заключение следует отметить, что необходимо отказаться от установки на преимущественно просветительскую деятельность, а направить все усилия на формирование соответствующего отношения к праву, принятие и признание его на уровне общечеловеческих ценностей и естественно-правовой концепции.
Глава III. Правовой нигилизм
Формирование правового государства, выдвигающее на первый план приоритетное значение права, имеет одну из своих главных целей — обеспечение достойной жизни каждого гражданина и всего общества. Однако даже при наличии в государстве широко развитой системы права и других необходимых предпосылок вряд ли это будет свидетельствовать о достижении поставленной цели, если уровень правосознания в обществе остается на низком уровне.
На сегодняшний день нет единых подходов к изучению правового нигилизма и форм его проявления. Чаще всего нигилизм проявляется сразу многими оттенками: в культуре, науке, искусстве, этике, религии, политике, праве, экономике. В традиционном его понимании нигилизм воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное. Нигилизм в правосознании рассматривается как отрицание норм права, роли законодательства, сведение права к совокупности произвольных действий представительной исполнительной власти[22].
Сущность правового нигилизма в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть "элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии... отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни"[23].
Существует множество различных форм правового нигилизма. Я постараюсь рассмотреть лишь некоторые из них, наиболее очевидные и распространенные.
1. Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативно-правовых актов.
Эти нарушения составляют огромное количество уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных и дисциплинарных поступков.
Преступность — мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния.
2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по "своим правилам". Неисполняемость же законов — признак бессилия власти.
Такое всеобщее несоблюдение законодательства — результат крайне низкого и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры, а также следствие общей разболтанности и безответственности.
3. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в "разреженном правовом пространстве".
В данную форму правового нигилизма как весьма вредную и опасную указал Президент РФ: "Нередко федеральными и региональными органами власти, отдельными должностными лицами. Делаются попытки обойти нормы Конституции и закон в угоду сиюминутной целесообразности и конъюнктуре"[24].
4. Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.
Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивного отношения к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест. Право как бы само выступает причиной нигилизма.
По данным МВД РФ, примерно половина всех граждан, подвергшихся преступным посягательствам (изнасилованию, ограблению, избиению, хулиганскому оскорблению и т. д.), не обращаются ни в суд, ни в прокуратуру, ни в милицию, так как не верят в их возможности реально помочь, защитить, наказать виновных.
Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опоры. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам.
5. Наконец, можно выделить теоретическую форму правового нигилизма, проистекающую из некоторых старых и новых постулатов. Они были связаны как с догматизацией и вульгаризацией известных положений марксизма о государстве и праве, так и с рядом неверных или сугубо идеологизированных, а потому искаженных представлений о государственно-правовой действительности и ее развитии (отмирание государства и права, замена правового регулирования общенормативным или моральным, примат политики над правом, власти над законом, лобовой классовый подход, жесткий экономический детерминизм и т. д.).
Таким образом, можно смело делать вывод о том, что для преодоления правового нигилизма (уровень которого крайне высок в нашей стране в настоящее время) необходимо, чтобы государство, опираясь на общественные формирования, приняло меры к его подавлению. На мой взгляд, оно должно взять на себя заботу по выработке национальной доктрины формирования правосознания у граждан и правововую регламентацию и координацию участия в этом деле общественных объединений.
Заключение
В результате работы были исследованы особенности такого института, выделяемого в науке теории государства и права, как правосознание и правовая культура. На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Для преодоления современного кризиса правосознания необходимо на практике реализовать конституционное положение о том, что вся деятельность государства, каждого его органа и должностного лица должна быть подчинена интересам обеспечения прав и свобод человека. Требуется всеобъемлющая система процедур и механизмов защиты прав и свобод человека, причем наряду с совершенствованием традиционных судебных и административных форм защиты должны разрабатываться новые, нетрадиционные. В частности, необходимо скорейшее принятие закона о петициях и обращениях граждан в органы исполнительной власти. Как пример, можно привести опыт Великобритании, где действует Управление жалоб на действия полиции. В его компетенцию входит контроль за рассмотрением наиболее серьезных жалоб, проверка материалов по всем жалобам на действия полиции с целью решения вопроса о дисциплинарной или уголовной ответственности ее работников.
2. Выработка новых ориентиров российской политики должна учитывать тот факт, что формирование правосознания осуществляется под воздействием социальной среды. Уважительное отношение к праву может сформироваться, когда оно становится частью традиции, в течение длительного времени функционирует в неизменном виде и развиваясь по пути общественного прогресса.
3. Несмотря на все проблемы, указанные в работе, связанные со степенью правосознания, уровнем правовой культуры, наличия в современном обществе такого негативного фактора, как правовой нигилизм, в целом за последние десять лет произошли существенные положительные изменения: практически во всех средних общеобразовательных учреждениях появился предмет «Правоведение», в библиотеках стали доступны широкому числу граждан правовые системы «Гарант» и «Консультант плюс», в вузах на многих неюридических факультетах также появилась дисциплина, посвященная основам современного права. Все это не может не свидетельствовать о внимании, которое обратило государство на данные проблемы.
Библиография
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ. "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
2. ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 1, ст.1.
3. ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1994 г. № 13, ст. 1447
4. Указ Президента РФ от 6 июля 1995 г. N 673 "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995 г. № 28, ст. 2642
5. Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» от 12 июля 1991 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991 г., № 30, ст. 1017
Специальная литература
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.– М.: Юрист, 2005 г.– 622 с.
7. Иванов В. Вера — совесть — правосознание — государство // Право и жизнь 1994. № 6
8. Ильин И.А. О сущности правосознания.–М.: Рагогъ, 1993.– 243 с.
9. Общая теория государства и права: Академический курс. / т. 2: Теория права; под ред. Марченко М.Н.–М.: Зерцало, 1998 г.– 620 с.
10. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков.– М.: Новый учебник, 2003 г.– 416 с.
11. Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи // Государство и право. 2005 г., № 4
12. Попов В.В. Некоторые формы преодоления правового нигилизма и пути его преодоления. // Юрист. 2002, № 1
13. Проблемы общей теории государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. Нерсесянца В.С..–М.: Норма, 1999 г.– 832 с.
14. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юрист, 1997.– 712 с.
15. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993, № 8
16. Уледов А.К. К определению специфики культуры как социального явления // Философские науки, 1974, №2
17. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правого сознания. // Извстия вузов. Правоведение. 2004 г., № 2
[1] "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
[2] Ильин И.А. О сущности правосознания.–М.: Рагогъ, 1993.– с. 24
[3] Проблемы общей теории государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. Нерсесянца В.С..–М.: Норма, 1999 г.– с. 384
[4] Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правого сознания. // Известия вузов. Правоведение. 2004 г., № 2
[5] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.– М.: Юрист, 2005 г.– с. 241
[6] Общая теория государства и права: Академический курс. / т. 2: Теория права; под ред. Марченко М.Н.–М.: Зерцало, 1998 г.– с. 379
[7] Проблемы общей теории государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. Нерсесянца В.С..–М.: Норма, 1999 г.– с. 391
[8] Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991 г., № 30, ст. 1017
[9] СЗ РФ. 1994 г. № 13, ст. 1447
[10] Венегеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.– М.: Юрист, 1999 г.– с. 256
[11] Проблемы общей теории государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. Нерсесянца В.С..–М.: Норма, 1999 г.– с. 380
[12] СЗ РФ. 1995 г. № 28, ст. 2642
[13] СЗ РФ. 1997. № 1, ст.1
[14] Иванов В. Вера — совесть — правосознание — государство // Право и жизнь 1994. № 6.
[15] Общая теория государства и права: Академический курс. / т. 2: Теория права; под ред. Марченко М.Н.–М.: Зерцало, 1998 г.– с. 391
[16] Уледов А. К. К определению специфики культуры как социального явления // Философские науки, 1974, №2
[17] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юрист, 1997.– с. 571
[18] Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков.– М.: Новый учебник, 2003 г.– с. 47
[19] Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи // Государство и право. 2005 г., № 4
[20] Ягофаров Д.А. Первый выпуск учителей права // Основы государства и права. 2002 г., № 3
[21] Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков.– М.: Новый учебник, 2003 г.– с. 51
[22] Попов В.В. Некоторые формы преодоления правового нигилизма и пути его преодоления. // Юрист. 2002, № 1
[23] Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993, № 8.
[24] Общая теория государства и права: Академический курс. / т. 2: Теория права; под ред. Марченко М.Н.–М.: Зерцало, 1998 г.– с. 416