Правовое государство и его характеристика
План
Введение
1. Правовое государство и его характеристика
1.1 Зарождение и развитие идеи правового государства
а.) Концепция правового государства И. Канта
б.) Государственно-правовые воззрения Ш. Монтескье
в.) Идея Н.М. Коркунова о правовом государстве
1.2 Понятия правового государства
1.3 Основы правового государства
1.4 Признаки правового государства
2. Толкование норм права
2.1 Понятие и значение толкования правовых норм
2.2 Основные приемы толкования – уяснения правовых норм
2.3 Результаты толкования правовых норм
2.4 Толкование – разъяснение правовых норм
3. Представления о праве мыслителей прошлого
3.1 Теория естественного права
3.2 Историческая школа права
3.3 Реалистическая школа права
3.4 Социологическая школа права
3.5 Психологическая теория права
3.6 Материалистические теории права
а.) Органическая теория
б.) Теория насилия
Заключение
Литература
Введение
Правовое государство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин «правовое гocyдapство» прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX века, а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России (конец XIX – начало XX века), где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.А Кистяковский, II.И. Новгородцев, И.А. Покровский, В.М. Гессен и др.
Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше. В содержательном смысле ряд идей, предшествующих правовой государственности, появились уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму (конец XVII- начало XVIII века).
Исторически это происходило в общем русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, становления и развития нового юридического мировоззрения, критики феодального произвола и беззаконий, абсолютистских и полицейских режимов, утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых средств, направленных против узурпации публичной политической власти и ее безответственности перед обществом и т. д.
При всей своей новизне теоретические концепции правовой государственности опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики, на исторически сложившиеся общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.
Так же деятельность подавляющего большинства юристов-практиков связана с претворением требований норм права в жизнь, с реализацией права, в том числе с правоприменением. Правоприменительные решения выносятся на фактической и нормативной основе. Поэтому у юристов-практиков основной является деятельность, связанная с установлением и доказыванием фактических обстоятельств (фактической основы решения) и истолкованием норм права (нормативной основы). Правильность и обоснованность истолкования норм права - непременное условие правильной реализации права и соблюдения законности. Любое не правильное, необоснованное истолкование норм права ведет обычно к нормативно не обоснованному решению, к незаконным действиям.
Истолкование норм права сопровождает правотворческий процесс, а также деятельность по учету и систематизации законодательства. Таким образом, толкование имеет весьма значительный удельный вес в деятельности юристов-практиков.
Среди теоретиков права никогда не было, раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению исторические факты, касающиеся происхождения права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения права.
Существуют и существовали различные взгляды, концепции по этому вопросу, обусловленные различными обстоятельствами: конкретным историческим промежутком, историко-правовой обстановкой в государстве - родине конкретного правового учения, а также субъективными факторами: личным мнением юриста-теоретика, основателя учения, его отношением к той или иной социальной группе. И уже опираясь на концепции классических правовых школ, что-то почерпнув из них, а с чем-то не согласившись, мы рассмотрим вопросы о правовом государстве и развитие его идей, о появлении права, его толковании, а так же окунемся в представления о праве мыслителей прошлого.
1. Правовое государство и его характеристика
1.1 Зарождение и развитие идеи правового государства
Прежде всего, необходимо отметить, что длительное время государство отожествлялось с самим обществом. Античные философы рассматривали государство как общение свободных людей, стремящихся к благой жизни. Еще в древности велись поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В процессе развития представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни, символическим выражением которой стал образ Богини Правосудия с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия, олицетворяющей единение силы и права. Охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия (остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства) выражает смысл и идею не, только, справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой государственности вообще (справедливой организации власти в человеческом обществе).
К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах немецкого философа И. Канта (1724-1804), французского просветителя и правоведа Ш. Монтескье (1689-1755) и других европейских просветителей XVIII и XIX в.в., таких как Г. Гроцкий, Б. Спиноза, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Ш. Эти учёные полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность её правом и законом.
Значительный интерес к теории правового государства проявляли и российские правоведы конца XIX- начало XX вв. – один из них знаменитый русский ученый-юрист, профессор Петербургского университета Н.М. Коркунов.
а.) Концепция правового государства И. Канта
Философское осмысление проблема правового государства получила в трудах немецкого мыслителя Иммануила Канта. Суть её:
1. Государство – это объединение множества людей, подчинённых правовым законам.
2. Законодатель должен руководствоваться требованиям, что народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить, относительно народа.
3. Каждое лицо является абсолютной ценностью, и никто не может рассматриваться в качестве средства для выполнения хотя бы из самых благородных планов.
4. Существует некий закон «доопытный» и «внеопытный», «доисторический» и «внеисторический», «априорный» и «абсолютный», которые Кант называет категорическим императивом: «Действуй так, чтобы правила твоих действий могло быть общим правилом для всех».
5. Всё то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому и есть право.
6. Государство, будучи реальной силой, придаёт праву общеобязательный принудительный характер.
7. Кант отстаивал идею народного суверенитета, утверждая, что народу принадлежит законодательная власть.
В своём поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом». Правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других. Право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство – это соединение множества людей, подчинённых правовым законам. Или «государство в идее, такое, каким оно должно быть» обязано сообразовываться «с чистыми принципами права»; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.
б.) Государственно-правовые воззрения Ш. Монтескье
Государственно-правовые воззрения Ш. Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии – это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к «правильной» форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедуют любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.
государство право норма мыслитель
Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но всё же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определённой системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, - и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового – именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей.
в.) Идея Н.М. Коркунова о правовом государстве
Н.М. Коркунов рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развивал теорию разделения властей: он, полагал что главным в ней является не просто обособление различных ветвей друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого сдерживания, по мнению Коркунова, можно достичь тремя путями:
1. Разделением функций между различными органами;
2. Совместным осуществлением одной и той же функции несколькими органами (например, двумя палатами парламента);