Правовое государство и его характеристика

3. Выполнением различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке.

Но этого для обеспечения режима законности мало, полагал Коркунов. Поэтому он поставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций. Высказанные Коркуновым идеи актуальны и сегодня, ибо они позволяют реально обеспечить реализацию прав и свобод граждан.


1.2 Понятия правового государства


Правовое государство — многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Современная юридическая наука называет правовым государством такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Один из сегодняшних исследователей права и государства В. Н. Хропанюк дает такое понятие  правового государства: правовое государство  - "это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права".


1.3 Основы правового государства


Предпосылками создания и функционирования правового государства (иногда их называют его основами) являются:

1.                 производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнёром государства в политико-правовой сфере;

2.                 режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

3.                 высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

4.                 юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

5.                 важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создаёт основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

Исследователь права и государства В.Н. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу правового государства:

1.                 "Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и другие) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически".  В правовом государстве собственником должен быть производитель и потребитель материальных благ. Правовое начало же государственности реализуется только при наличии свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.

2.                 "Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан... В центре внимания... находится человек, его права, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное государство" (но далеко не обязательно и не всегда).

3.                 Нравственная основа правового государства заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, её чести и достоинства. Правовое государство отличается от неправового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. "Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию. " "Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. " Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества, и, наконец, осуществлять правосудие.


1.4 Признаки правового государства


В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:

1.                 Верховенство закона, «связанность» государства законом – все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е.:

а.) максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;

б.) приниматься в соответствии с законно установленной процедурой;

в.) приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом;

г.) не противоречить ни конституции, ни друг, другу. Все иные подзаконные нормативно-правовые  акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их.

2.                 Соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.

3.                 Последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная).

4.                 Взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, невзирая при этом на личность правонарушителя (гарантией этого принципа выступает независимый суд).

Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового государства:

-                   Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов;

-                   Наличие развитого гражданского общества;

-                   Создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;

-                   Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

-                   Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;

-                   Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

-                   Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решениях кого бы то ни было;

-                   Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;

-                   Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти;

-                   Единство прав и обязанностей граждан.

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.


2. Толкование норм права


2.1 Понятие и значение толкования правовых норм


Термин «толкование» равнозначен по смыслу понятию «интерпретация», следовательно, лицо занимающееся толкованием может быть названо интерпретатором.

Толкование служит для обеспечения общества точными, понятными объяснениями права. Безусловно, что в толковании права присутствует субъективный фактор, однако это не должно сказываться на конечной цели - выявлений точного смысла правовой нормы.  «Отталкиваясь» от смыслового значения  термина «толкование», следует признать, что филологически он тесно связан с понятием «познание», следовательно толковать - это значит познавать смысл того или иного явления.

Толкование правовых норм – это сложный волевой процесс, направленный на установление точного смысла, содержащегося в норме права, предписания, обнародование его для всеобщего сведения.

Сама необходимость толкования объясняется несколькими обстоятельствами:

1.                 Нормы права имеют общий и абстрактный  характер, но применяются к конкретным ситуациям, учесть и предвидеть которые законодатель не может (да и не должен);

2.                 Краткость и лаконичность формулировок правовых норм, возможность несовпадения текста статьи нормативно-правового акта и смысла нормы, использование правотворческими органами специальной терминологии требует специальных пояснений;

3.                 Несовершенство юридической техники правотворчества приводит к тому, что отдельные правовые акты могут быть неясными или противоречивыми;

4.                 Если неукоснительно следовать лишь «букве» закона, не пытаясь понять его «дух», то можно создать порядки, не соответствующие или противоречащие воле правотворческих органов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты