Под плодами как юридическим понятием обычно понимают имеющие ценность естественные продукты жизнедеятельности животных и растений. Например, молоко, яйца, плоды фруктовых деревьев, чайный лист, приплод животных и т.д., полученные в результате использования вещей - плодоносителей[19].
Под продукцией следует понимать вещи, которые создаются посредством производительного использования других вещей, как правило, средств производства.
Под доходами понимают денежные и иные поступления от вещи или вещей, связанные с участием вещи в гражданском обороте.
Но такое деление весьма условно. Во-первых, всякие плоды представляют собой также продукцию, поскольку они созданы с участием человеческого труда, заключавшегося хотя бы в отделении плодов от их носителей и сбора плодов. Во-вторых, под доходами закон в ряде случаев понимает не только денежные, но и натуральные поступления в виде плодов и продукции.
Согласно п.3 ст.4 Закона РК „О крестьянском (фермерском) хозяйстве" плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства являются общим имуществом (совместным или долевым) членов и используется соглашением между ними.
3. Право собственности крестьянских (фермерских) хозяйств на земли сельскохозяйственного назначения: проблемы и перспективы развития
3.1 Современное земельное законодательство о праве собственности крестьянских (фермерских) хозяйств на земли сельскохозяйственного назначения
Земля как природный объект, существующий помимо воли человека, естественная среда его обитания, выполняет жизнеобеспечительную, а как пространственный предел государственной власти - политическую и как объект хозяйствования - экономическую функции[20]. Поэтому земельные отношения должны регулироваться исходя из единства выполняемых ей функций в обществе, но с учетом их особенностей.
Пп.1 и 3 ст.6 Конституции РК гласят о том, что в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Земля и её недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях пределах, установленных законом.
Согласно п.1 ст.15 Закона РК „О земле" в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность на землю. В частной собственности граждан РК могут находиться земельные участки, предоставленные для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства. При этом под земельным участком понимается выделенная в замкнутых границах часть земли, закрепляемая в установленном законом порядке за субъектами земельных отношений. Кроме того, в частной собственности граждан и негосударственных юридических лиц могут находиться земельные участки, предоставленные под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением (п.2 ст.18 Закона РК „О земле“).
Законодатель устанавливает перечень земель, которые не могут находиться в частной собственности, в силу своих специфических целей, в которых они используются. Это земельные участки:
1) сельскохозяйственного назначения, кроме случаев, указанных в п.1 ст.15 Закона РК „О земле“;
2) используемые для нужд обороны;
3) особо охраняемых природных территорий оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
4) лесного и водного фондов;
5) общего пользования на землях населенных пунктов;
6) запаса.
Собственник земельного участка осуществляет права владения, пользования и распоряжения земельным участком по своему усмотрению без получения каких-либо разрешений государственных органов, если иное не предусмотрено законодательством. Таким образом, собственник вправе совершать любые сделки, не запрещенные законом. Например, согласно п.2 ст.60 Закона РК „О земле" не допускается залог части земельного участка, если эта часть не может быть в соответствии с целевым назначением использована в качестве самостоятельного участка. Не допускается также залог неделимого (всего либо части) земельного участка без одновременного залога здания, находящегося на предоставленном земельном участке или его части. Обязательно наличие письменного согласия всех участников общей собственности, при наличии таковой.
Необходимо учитывать, что не допускается совершение сделок, включая отчуждение, в том числе, приобретение в частную собственность земель:
1) общего пользования;
2) предоставленных для нужд обороны;
3) особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного, и историко-культурного назначения;
4) служебного надела (п.2 ст.26 Закона РК „О земле“).
Практика показывает, как действуют эти нормы. Например, решением Луговского районного суда от 23.07.97 года решение акима Куланской сельской администрации о предоставлении земельного участка Б. Жанетову в частную собственность и акт на право собственности были признаны недействительными по иску индивидуальных предпринимателей, занимающихся реализацией товаров населению, так как земельный участок площадью 0,36 га, на котором были расположены принадлежавшие им ларьки, без их ведома был продан в частную собственность Б. Жанетову. Дело было направлено на новое рассмотрение коллегией областного суда. Необходимо было выяснить статус спорного участка: не является ли он землей общего пользования, вследствие чего не может быть продан в частную собственность[21].
Нормы предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам установлены ст.35 Закона РК „О земле" и Постановлением Правительства РК „Об утверждении норм предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам" № 401.
Гражданам РК земельные участки предоставляются бесплатно в частную собственность в следующих размерах:
а) для ведения личного подсобного хозяйства (включая приусадебный и долевой наделы) в сельской местности - 0,25 га на неорошаемых и 0,15 на орошаемых землях;
б) для строительства и обслуживания жилого дома - 0,1 га;
в) для садоводства, а также дачного строительства - 0,12 га.
Повторное бесплатное представление земельных участков для указанных целей не допускается.
Дополнительные земельные участки сверх вышеперечисленных предоставленных в собственность предельных размеров этих участков могут приобретаться ими за плату.
Предельные (максимальные) размеры земельных участков предоставляемых для ведения товарного сельскохозяйственного производства, устанавливаются совместными решениями местных исполнительных и представительных органов в зависимости от местных условий и особенностей.
Предельные (максимальные) размеры земельных участков, которые могут находиться в землепользовании для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливаются в размере не более пятнадцати среднерайонных земельных долей на каждого члена хозяйства.
Необходимо учитывать тот факт, что земля может быть объектом права частной собственности только при наличии следующих форм крестьянского (фермерского) хозяйства:
а) крестьянское хозяйство, в котором предпринимательская деятельность осуществляется в форме семейного предпринимательства, основанного на базе общей совместной собственности;
б) фермерское хозяйство, основанное на осуществлении личного предпринимательства;
в) фермерское хозяйство, организованное в форме простого товарищества[22].
3.2 Судебная практика по земельным спорам крестьянских (фермерских) хозяйств
В настоящее время земля является основой сельскохозяйственного производства, а также основным объектом права собственности, других вещных прав крестьянских (фермерских) хозяйств.
В юридической литературе земельными спорами называются споры, возникающие между участниками земельно-правовых отношений в связи с нарушением земельных прав и законных интересов.
Предметом земельных споров являются правоотношения по поводу:
границ земельных участков, предоставляемых в собственность или на праве землепользования;
сроков предоставления земли в пользование;
осуществления собственниками или землепользователями своих прав и обязанностей в связи с возникновением или прекращением прав на землю.
Постановление № 2 Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 14 мая 1998 года „О некоторых вопросах практики применения судами земельного законодательства“ содержит развернутые разъяснения по вопросам рассмотрения и разрешения земельных споров. [23] Разъяснения базировались на положениях действовавшего в тот период Указа Президента РК „О земле". Тем не менее они в целом не утратили свою практическую значимость, поскольку Закон РК „О земле" в части вопросов, ставших предметом судебного разъяснения, без существенных изменений воспроизводит соответствующие положения упраздненного Указа Президента РК „О земле".
Согласно постановлению судам, в частности, подведомственны земельные споры, вытекающие из требований:
о признании права собственности на земельный участок и истребовании его из чужого незаконного владения (ст. ст.259, 260 ГК РК);
о возврате земельного участка, находящегося у добросовестного приобретателя (ст.261 ГК РК);
собственников земельных участков и землепользователей об устранении нарушений, не соединенных с лишением владения (ст.264 ГК РК);
об установлении или прекращении сервитута, а также признании недействительным акта местного исполнительного органа, на основании которого установлен сервитут;
об устранении препятствий в пользовании землями общего назначения в населенных пунктах;
об определении порядка общего землепользования или пользования общей собственностью на земельный участок;
об изъятии земельного участка, используемого не по назначению и используемого с нарушением законодательства;
о принудительном выкупе земельного участка для государственных надобностей, заявленных государственными органами;
о признании недействительными актов органов государственного управления и власти местных исполнительных органов об изъятии земельных участков и взыскании причиненных в связи с этим убытков;
о взыскании убытков в связи с изъятием (выкупом) земель для государственных нужд;
о возмещении убытков в результате ограничения прав собственности или землепользования в связи с установлением особого режима землепользования;
о возмещении ущерба земле, причиненного в результате строительства и эксплуатации объектов, приводящих к нарушению плодородия почвы, ухудшающих водный режим, выделяющих вредные для сельскохозяйственных культур и насаждений вещества;
других законодательных актов, регламентирующих земельные правоотношения.
Сторонами в земельном споре могут быть как собственники земли и землепользователи (в том числе члены крестьянского (фермерского) хозяйства), так и государственные органы, выполняющие функции по управлению земельными ресурсами.
Рассмотрение земельных споров осуществляется на принципе состязательности и равноправия сторон (ст.15 ГПК РК), обеспечению которого, служат следующие основные принципы судебного разбирательства:
недействительность отказа в праве на обращение за судебной защитой нарушенных законных прав (п.4 ст.8 ГПК РК). Поэтому, например: „формулировка о том, что стороны отказываются от обращения в суд и решают все вопросы во внесудебном порядке, является юридически недействительной, не препятствующей любой из сторон обращаться в суд“; [24]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10