Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств

Порядок прекращения права собственности на земельный участок или права землепользования при его использовании не по назначению либо с нарушением законодательства установлен ст.74-76 Закона РК „О земле". Решение местного исполнительного органа о прекращении указанных прав на землю может быть обжаловано в суд.

Земельный участок может быть изъят у собственника и землепользователя, если использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, если участок используется не в соответствии с целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки, после применения мер взыскания, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.

Земельный участок может быть изъят у землепользователя в случаях, когда участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства либо жилищного и иного строительства, не используется для соответствующей цели в течении года. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течении которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду других обстоятельств, исключающих такое использование.

Так, аким Меркенского района обратился в суд Меркенского района Жамбылской области с исковым требованием к председателю крестьянского хозяйства об изъятии земельного участка, не используемого по назначению, которое было удовлетворено. Судом установлено, что решением исполнительного комитета Меркенского районного совета народных депутатов за № 7-107 от 23 апреля 1991 года крестьянскому хозяйству „Мерей“ выделены земельные угодья площадью 736 га.

Согласно ст.2 Закона РК„О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и ст.2 Закона РК „О крестьянском хозяйстве в Республике Казахстан" крестьянское хозяйство считается созданным с момента государственной регистрации права землепользования. Из материалов дела следует, что крестьянское хозяйство „Мерей“ в течении 8 лет Государственный акт на право пользования землей не оформило, не производило уплату налогов в бюджет, фактически не использовало земельный участок.

В силу ст.73 Указа Президента РК „О земле" изъятие земельных участков производилось в аналогичном порядке, как и с действующим ныне Законом РК „О земле“.

Крестьянское хозяйство „Мерей“ было за год предупреждено о необходимости использовать землю по назначению или, в противном случае, о наступлении последующих мер оно предупреждено. [34]

При рассмотрении таких дел необходимо учитывать, что иску уполномоченного органа должно предшествовать письменное предупреждение землепользователя о необходимости использовать участок по назначению и при условии, что за это время землепользователь не принял мер по использованию участка по назначению.

Земельный участок может быть конфискован у собственника в виде санкции за совершенное им преступления или иного правонарушения (ст.77 Закона РК „О земле“). Но не подлежат конфискации необходимые для осужденного и лиц, находящихся у него на иждивении, земельные участки, принадлежащие осужденному на праве частной собственности или являющейся его долей в общей собственности, на которых расположены дом и хозяйственные постройки, а также земельные участки, необходимые для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства. Кроме того, не могут быть конфискованы у лиц, основным занятием которых является сельское хозяйство, хозяйственные постройки и домашний скот в количестве, необходимом для удовлетворения потребностей его семьи, а также корма для скота, в том числе и семена для очередного посева сельскохозяйственных культур (Приложение к УИК РК).

Таким образом, рассмотренная практика применения судами земельного законодательства по спорам возникающим с участием крестьянских (фермерских хозяйств), позволяет сделать вывод, что судами Республики Казахстан в основном правильно, и в соответствии с действующим законодательством рассматриваются дела данной категории. О чем свидетельствует тот факт, что незначительное количество решений и постановлений судов обжалуются, которые в большинстве своем оставлены без изменения вышестоящими судами. [35]

Споры о выделе доли, пая, иски по которым предъявлены, и по сей день предъявляются участниками крестьянских (фермерских) хозяйств свидетельствуют о нарушениях законодательства местными органами исполнительной власти, другими юридическими лицами, нарушающими права участников крестьянских (фермерских) хозяйств, или лиц желающих такое хозяйство образовать. С другой стороны, это свидетельствует еще и о том, что постоянные изменения в законодательстве не позволяют главам крестьянских (фермерских) хозяйств, и их участникам юридически правильно вести себя в той или иной ситуации.


Заключение


Сельское хозяйство в РК всегда будет одной из важнейших отраслей экономики страны, это обусловлено различными факторами: историческими, географическими, экономическими, территориальными и т.д. Поэтому, данная сфера общественных отношений должна быть одной из приоритетных, и с точки зрения правового регулирования государства. На мой взгляд, за последние 13 лет значительных продвижений, способных создать условия для развития реальной экономики сельского хозяйства не произошло. Но, с другой стороны, правовые предпосылки уже созданы значительные. Доказательством этого, может послужить принятие Закона РК „О земле" 24 января 2001 года, регулирующего такие общественные отношения, которые связаны с основным объектом сельского хозяйства как земля. Хотя закон так и не решил вопроса о частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, что является существенным сдерживающим фактором для развития сельского хозяйства как отрасли экономики.

Я думаю, что наметилась и основная тенденция развития сельскохозяйственной отрасли экономики. Главный упор, в настоящее время законодатель делает именно на мелких и средних предпринимателей, которые могут реально обеспечить как внутренние потребности, так и экспортировать продукцию сельского хозяйства за рубеж. Важнейшим условием здесь явилось законодательное закрепление права частной собственности на землю и четкое регулирование особенностей реализации и защиты права собственности крестьянских (фермерских) хозяйств, поскольку членам такого хозяйства все его имущество принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, исходя из того, что, как правило, такое хозяйство создается на базе семейно-трудовых отношений. Тем не менее, крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельной равноправной единицей сельскохозяйственного производства.

Единственным наиболее слабым звеном, на мой взгляд, является именно защита права собственности крестьянских (фермерских) хозяйств, что обусловлено в первую очередь отсутствием достаточного количества законодательных актов именно в этой сфере, сельскохозяйственное законодательство значительно отстает от других сфер экономики, урегулированных нормами права более объемно. Думается, что принятие кодифицированного нормативного правового акта во многом бы облегчило работу судей и других должностных лиц, занимающихся такими проблемами, а также создало бы условия для более действенной защиты фермерами своих прав и законных интересов.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что в настоящее время в сельском хозяйстве США занято только 3,6% от всего населения[36], но при этом Соединенные Штаты являются ведущей сельскохозяйственной державой. Это не может не удивлять, но тем не менее это так. Я думаю, что это обусловлено в первую очередь тем, что сельским хозяйством в США занимаются частные предприниматели, т.е. фермеры: крепкие хозяйственники, уверенно стоящие на ногах.

В принципе, в РК созданы основные предпосылки для развития сельского хозяйства. Не решенным остается вопрос о частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Президент в своем послании народу Казахстана говорит о том, что он поручил ″Правительству, изучив опыт других стран, взвесив все "за" и "против", разработать и внести в Парламент проект закона „О частной собственности на землю" [37]. На настоящий момент, за законопроект проголосовали обе палаты Парламента, и, в соответствии с п.2 ст.62 Конституции РК, он поступил на подпись к Президенту Республики Казахстан. Принятие данного закона решило бы многие вопросы защиты права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства, других сельскохозяйственных предприятий и организаций. Требуется только время.


Список литературы


1. Нормативные правовые акты:

1.1 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года). - Алматы: Баспа, 1998. - 68 с.

1.2 Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 1марта 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями). - Алматы: Юрист, 2000. - 125 с.

1.3 Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года (с последующими изменениями и дополнениями). - Алматы: Юрист, 2000. - 210 с.

1.4 Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года (с последующими изменениями и дополнениями). - Алматы: Юрист, 2003. - 132 с.

1.5Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года (с последующими изменениями и дополнениями). - Алматы: Юрист, 2002. - 141с.

1.6 Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года (с последующими изменениями и дополнениями). - Алматы: Юрист, 2002. - 75с.

1.7 Земельный кодекс Республики Казахстан от 16 ноября 1990 года (с последующими изменениями и дополнениями) / Электронная база Юрист 3.0.

1.8 Закон Республики Казахстан „О земле" от 24 января 2001 года (с последующими изменениями и дополнениями). - Алматы: Юрист, 2002. - 56 с.

1.9 Закон Республики Казахстан „О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 31 марта 1998 года (с последующими изменениями и дополнениями) / Электронная база Юрист 3.0.

1.10Закон Республики Казахстан „Об индивидуальном предпринимательстве" от 19 июня 1997 года (с последующими изменениями и дополнениями) / Электронная база Юрист 3.0.

1.11 Закон Республики Казахстан „О браке и семье" (с последующими изменениями и дополнениями). - Алматы: Юрист, 2002. - 72 с.

1.12 Закон Республики Казахстан „Об адвокатской деятельности“ от 5 декабря 1997 года/ Электронная база Юрист 3.0.

1.13 Закон Республики Казахстан „О банкротстве" от 21 января 1997года (с последующими изменениями и дополнениями). - Алматы: Юрист, 2002. - 40 с.

1.14 Закон Республики Казахстан „О приоритетности развития аула, села, и агропромышленного комплекса в Республике Казахстан" от 15 февраля 1991 года/ Электронная база Юрист 3.0.

1.15 Закон Республики Казахстан „О земельной реформе" от 28 июня 1991 года/ Электронная база Юрист 3.0.

1.16 Закон КазССР „О крестьянском хозяйстве" от 21 мая 1990 года/ Электронная база юрист 3.0.

1.17 Указ президента РК, имеющий силу Закона "О земле" от 22 декабря 1995 года/ Электронная база юрист 3.0.

1.18 Постановление Правительства Республики Казахстан "Об утверждении норм предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам" от 8 апреля 1996 года №401/ Электронная база Юрист 3.0.

1.19 Постановление Правительства Республики Казахстан "Об утверждении ставок платы за землю, продаваемую в частную собственность или предоставляемую в землепользование государством" от 8 мая 1996 года №576/ Электронная база Юрист 3.0.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты