Правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций
Глава 2.Общая характеристика правового положения сельскохозяйственных коммерческих организаций. 4
Глава 3. Особенности правового положения сельскохозяйственных коммерческих организаций. 7
Глава 4. Хозяйственные общества и товарищества. 10
4.1 Акционерные общества 11
4.2 Общества с ограниченной ответственностью 14
4. 3. Сельскохозяйственные товарищества. 16
Глава 5. Сельскохозяйственные кооперативы. 19
Глава 1. Ведение
Сельскохозяйственное законодательство, как и другие
отрасли, переживает в настоящее время большие перемены. Отказ от монополии государственной собственности на землю и переход к разнообразию ее форм, в том числе допущение частной собственности, является сложной политической и социально-экономической проблемой. На месте бывших колхозов и совхозов советского периода с течением времени доказавших свою несостоятельность пришили, как более перспективные формы хозяйствования - сельскохозяйственные коммерческие организации.
С начала реорганизации колхозов и совхозов, и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий прошло более десяти лет. За это время существенно изменилась структура всего сектора аграрной экономики. К числу положительных моментов истекшего периода следует отнести расширение прав и полномочий участников аграрных отношений. Они получили в собственность землю и имущество для использования их в целях ведения сельскохозяйственного производства, право самостоятельно распоряжаться своей продукцией и прибылью (доходом), устанавливать цены на продукцию и тд.
Однако проблема правового статуса сельскохозяйственных коммерческих организаций продолжает оставаться актуальной.
Так основной задачей является совершенствование организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства.
Понятие «коммерческая организация» тесно согласуется с понятием «организационно-правовая форма». В свою очередь организационно-правовую можно определить как совокупность указанных в законе элементов и признаков, характеризующих форму собственности, на основе которой создана организация, порядок формирования имущественной базы хозяйствующего субъекта, конструкцию взаимодействия ее учредителей и участников, принцип ответственности самой организации и ее участников по долгам, а также порядок и особенности управления организацией. Все это в целом и определяет правовой статус организации (предприятия) как активного участника экономических отношений.[1]
Глава 2.Общая характеристика правового положения сельскохозяйственных коммерческих организаций.
Будучи юридическими лицами (кроме крестьянских хозяйств), все сельскохозяйственные коммерческие организации имеют обособленное имущество, находящееся на самостоятельном балансе, отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.
Сельскохозяйственные коммерческие организации обладают общей гражданской правоспособностью, соответствующей целям их деятельности. Так же они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, за исключением государственных и муниципальных сельскохозяйственных предприятий согласно п.1 ст.49 ГК РФ, которые имеют специальную правоспособность, определенную законом.
Правоспособность сельскохозяйственных коммерческих организаций возникает с момента их государственной регистрации, а прекращается в момент завершения их ликвидации. Очень важной гарантией возникновения гражданской правоспособности коммерческих организаций является запрет не отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности.
Сельскохозяйственные коммерческие организации, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (ст. 52), создаются на основании учредительных документов: устава – акционерные общества, кооперативы, государственные муниципальные предприятия; учредительного договора и устава – общества с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью; учредительного договора – полные товарищества, товарищества на вере. Учредительные договоры заключаются всеми учредителями предприятий, а уставы утверждаются их собранием (кроме унитарных предприятий, уставы которых утверждаются учредителем – собственником государственного или муниципального имущества).
Гражданское законодательство устанавливает обязательные требования к содержанию учредительных документов в зависимости от конкретной организационно-правовой формы юридических лиц. В качестве общих для всех юридических лиц сведений в учредительных документах определены: наименование (фирменное) организации, место его нахождения, порядок управления деятельностью. В учредительном договоре, кроме того, должны фиксироваться: обязанность учредителей по созданию коммерческой организации, порядок их совместной деятельности, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности , порядок распределения между участниками прибыли и убытков, условия выхода учредителей (участников) из его состава. Существует общее правило: государственной регистрации подлежат не только первоначальные учредительные документы, но и их изменения, которые имеют силу для третьих лиц с момента государственной регистрации этих документов. (Для унитарных предприятий установлены особые правила).
Также на сельскохозяйственные коммерческие организации распространяются гражданско-правовые нормы об ответственности юридических лиц: во-первых они отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, во-вторых они не отвечают по обязательствам учредителя или собственника их имущества, как и собственник либо учредитель не отвечает по обязательствам юридического лица.
Система органов управления внутрихозяйственной деятельностью коммерческих предприятий и их компетенция законодательно определены для каждой из установленных организационно-правовых форм. Из общих правил можно отметить следующее:
1) высшим органом управления коммерческой организацией является общее собрание их членов (кроме полных товариществ, товариществ на вере, унитарных предприятий)
2) общее собрание наделяется исключительной компетенцией: вопросы принятия и изменения устава, избрания органов управления, реорганизация и ликвидация юридического лица, утверждение годовых отчетов и других финансовых документов. Распределение прибылей и покрытие убытков; в уставном порядке к исключительной компетенции общего собрания могут быть отнесены и иные вопросы;
3) исключительной компетенцией могут быть наделены и иные органы управления ( например, совет директоров)
4) вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции указанных органов управления, не могут быть переданы ими на решение исполнительных органов и решаются, как правило, квалифицированным большинством (3/4 голосов), а некоторые – единогласно.
Вышеизложенные общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации дополняются его же нормами, определяющими гражданско-правовой статус отдельных организационно-правовых форм коммерческих организаций, и нормами специального, аграрного законодательства.
Глава 3. Особенности правового положения сельскохозяйственных коммерческих организаций.
Все сельскохозяйственные коммерческие организации независимо от их организационно-правовой формы являются носителями комплексной правосубъектности, поскольку являются одновременно участниками имущественных, трудовых, земельных и организационно-управленческих отношений в сфере сельскохозяйственного производства.
Согласно Земельному законодательству у сельскохозяйственных коммерческих организаций особый правовой статус землепользователей, так как только для сельскохозяйственных коммерческих организаций земля выступает в качестве основного средства производства. Независимо от того принадлежит ли им земля на праве собственности, бессрочного пользования или находится у них в аренде, они должны использовать ее рационально, строго по целевому назначению, не допуская деградации земли, повышать плодородие почв.[2]
С переходом к рыночным отношениям в аграрном секторе специальная правоспособность сельскохозяйственных предприятий сменилась общей гражданской правоспособностью. Если раньше деятельность колхозов и совхозов сводилась лишь к производству сельскохозяйственной продукции в рамках жесткого государственного планирования, то теперь современные сельскохозяйственные коммерческие организации наряду со своей основной сельскохозяйственной деятельностью вправе получать прибыль и за счет производства прочей продукции, не связанной с основным производством, выполнять различные работы, оказывать услуги, заниматься иной хозяйственной деятельностью, кроме запрещенной законом. В этом смысле их правовое положение сближается с правовым статусом коммерческих организаций промышленности.[3]
Сельскохозяйственные коммерческие организации всегда отличались своей особой правосубъектностью в сфере трудовых отношений. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации отношения в сфере аграрного труда, возникшие на основании трудовых договоров, регулируются трудовым законодательством. А трудовые отношения членов колхоза не требуют заключения трудовых договоров, т. к. возникают в силу членства и регулируются локальными нормативными актами, а так же специальным законодательством, относящимся к колхозам и кооперативам.
Так же важной особенностью является зависимость аграрного производства от природно-климатических условий и региональных особенностей, сезонность сельскохозяйственного производства, воспроизводство живых организмов (животные, растения), повышенный производственно-хозяйственный риск в силу чего сельскохозяйственные коммерческие организации вынуждены создавать резервные (страховые) фонды.
Сельскохозяйственные коммерческие организации осуществляют свою деятельность в целях удовлетворения материальных, духовных и иных социальных потребностей своих членов (участников) и следовательно заинтересованы в получении и возрастании экономической выгоды (прибыли). Их задачей является обеспечение всего населения страны продовольствием в необходимом количестве и ассортименте и сырьем для перерабатывающей и легкой промышленности. Именно поэтому важен механизм государственного регулирования аграрного сектора, но не только в сфере ценообразования, налогообложения, кредитования и тд., с целью обеспечить режим благоприятного производства в сельском хозяйстве[4], но и в договорных гражданских правоотношениях.