Установленная законодательством для общества с ограниченной ответственностью предельная численность его участников не соответствует фактически сложившимся крупным размерам созданным в ходе аграрной реформы сельскохозяйственным обществам с ограниченной ответственностью. Это требует либо реорганизации их в сельскохозяйственные кооперативы, либо сохранения в прежней организационно-правовой форме на основании специальных правовых норм будущего закона. Что и указанно в п. 2 ст. 1 - особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в области производства сельскохозяйственной продукции определяются федеральными законами. Который не разрабатывался и не принимался.
4. 3. Сельскохозяйственные товарищества.
Закрепленные гражданским законодательством организационно-правовые формы хозяйствования – полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество) представляет собой объединения нескольких граждан или юридических лиц, участники которых (полные товарищества) осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества на основе заключенного между ними договора и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Товарищества являются юридическими лицами.
Товарищество на вере отличается от полного товарищества составом участников: кроме полных товарищей оно объединяет и участников-вкладчиков (коммандитистов), не принимающих участия в предпринимательской деятельности товарищества.
Имущество того или иного товарищества формируется за счет складочного капитала (вкладов участников), полученных доходов и других законных источников и принадлежит ему на праве собственности. Важная особенность состоит в том, что все участники полного товарищества и товарищества на вере солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом, а вкладчики (коммандитисты) несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах внесенных ими вкладов в имущество товарищества.
Для организации полного товарищества и товарищества на вере достаточно учредительного договора, подписанного всеми полными товариществами. Помимо общих правил, в нем указывается: размер и состав складочного капитала товарищества; размер и порядок изменения вкладов каждого из участников в складочном капитале; размер, состав, сроки и порядок внесения ими вкладов и об ответственности за нарушение этой обязанности; о совокупном размере вкладов, вносимых коммандитистами.
Управление деятельностью товарищества осуществляется по принципу общего согласия всех участников, равноправия при голосовании.
Ведение дел товарищества возможно в трех вариантах:
1) каждый участник действует от имени товарищества;
2) все участники ведут дела совместно;
3) ведение дел поручается отдельным участникам
Соответственно при втором и третьем вариантах требуется согласие всех участников, на основании доверенности, выданной всеми участниками товарищества.
Прибыль и убытки распределяются между участниками пропорционально их вкладам.
Любой участник товарищества вправе выйти из него (ограничение в бессрочных товариществах – по истечению шести месяцев после заявления об уходе) и получить стоимость части имущества, соответствующей его доле в складочном капитале.
Глава 5. Сельскохозяйственные кооперативы.
В настоящее время наиболее приемлемой для сельского хозяйства формой организации производства является кооперация. Она и проверена временем, поскольку существовала в России с дореволюционных времен, показала свою эффективность в годы нэпа и более привычна для крестьян.
В соответствии принятым Законом РФ от 8 декабря 1995 года “О сельскохозяйственной кооперации” сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме производственного или потребительского кооператива;
. Сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.
Производственный кооператив является коммерческой организацией. Видами производственных кооперативов являются сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (далее - коопхоз), а также иные кооперативы, осуществляющие производство, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции.
Помимо общих черт, этим видам свойственны некоторые отличительные признаки:
Сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной (рыбной) продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности, при этом их члены являются сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от выполняемых ими функций. Фирменное наименование сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) должно содержать ее наименование и слова "сельскохозяйственная артель" или "колхоз" либо "рыболовецкая артель" или "рыболовецкий колхоз".
Коопхозом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, установленных настоящим Федеральным законом и уставом коопхоза. При этом в паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, которые остаются в собственности (владении, аренде) крестьянских (фермерских) или личных подсобных хозяйств, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд. Фирменное наименование коопхоза должно содержать его наименование и слово "коопхоз".
Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные кооперативы.
К перерабатывающим кооперативам относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, хлопка и конопли, лесо- и пиломатериалов и других). С советских времен традиционной формой потребительской кооперации в России является облпотребсоюз - добровольное объединение потребительских обществ на основе решений собраний их пайщиков для координации совместной деятельности. Главные источники капитала для кооперативов - деньги пайщиков, государственные дотации и доходы от собственной коммерческой деятельности.
Развитый облпотребсоюз - большое многоотраслевое хозяйство. Прежде всего это сеть универсальных магазинов и центров оказания различных услуг - от ремонтно-строительных до ритуальных. Помимо торговли в стационарных магазинах, почти все облпотребсоюзы развозят товары на машинах по отдаленным и малонаселенным деревням. В отдаленных районах облпотребсоюзы фактически являются монополистами на рынке обеспечения населения товарами и услугами. Крупный бизнес пока не идет дальше райцентров - если село расположено более чем в 15-20 км от больших дорог, скорее всего, "райпо" будет там единственным магазином. Помимо того, у многих облпотребсоюзов есть дочерние коммерческие организации - в основном комбинаты, где перерабатывается продукция сельского хозяйства и различного рода сырье (ягоды, грибы и др.), закупленное у населения[12].
Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.
Обслуживающие кооперативы осуществляют мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные и эколого-восстановительные работы, телефонизацию и электрификацию в сельской местности, ветеринарное обслуживание животных и племенную работу, работу по внесению удобрений и ядохимикатов, осуществляют аудиторскую деятельность, оказывают научно-консультационные, информационные, медицинские, санаторно-курортные услуги и другие.
Снабженческие кооперативы образуются в целях закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимых им потребительских товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и других).
Садоводческие, огороднические и животноводческие кооперативы образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства.
Кредитные кооперативы образуются для кредитования и сбережения денежных средств членов данных кооперативов.
Страховые кооперативы образуются для оказания различного рода услуг по личному и медицинскому страхованию, страхованию имущества, земли, посевов.
Членами производственного кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 16 лет, признающие устав производственного кооператива и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Работа в производственном кооперативе для его членов является основной.
Членами потребительского кооператива могут быть юридические лица, признающие устав потребительского кооператива, участвующие в его хозяйственной деятельности и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, и (или) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством и являющиеся членами или работниками сельскохозяйственных организаций и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств.
Уставом потребительского кооператива могут устанавливаться право и порядок приема в члены кооператива граждан или юридических лиц, не являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, но участвующих в хозяйственной деятельности кооператива или оказывающих кооперативу услуги. Число таких членов кооператива не должно превышать 20 процентов от числа членов потребительского кооператива, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Юридическое лицо, являющееся членом кооператива, должно быть представлено в данном кооперативе физическим лицом, уполномоченным надлежащим образом оформленной доверенностью.
Граждане и юридические лица могут быть членами нескольких потребительских кооперативов, если иное не предусмотрено уставами данных кооперативов.
В производственных и потребительских кооперативах допускается в соответствии с их уставами ассоциированное членство.
Ассоциированными членами кооператива могут быть внесшие паевой взнос в кооператив юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и граждане.
Управление кооперативом осуществляют общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных), правление кооператива и (или) председатель кооператива, наблюдательный совет кооператива, создаваемый в потребительском кооперативе в обязательном порядке, в производственном кооперативе в случае, если число членов кооператива составляет не менее 50.
В последние годы система потребительской кооперации в России начала возрождаться. Увеличение оборотов кооперативов во многом обусловлено ростом закупок сельхозпродукции у населения. Например, в Республике Коми объем закупок за последние три года вырос почти втрое. Для населения это становится все более важной статьей дохода: так, в Новгородской области в 2002 году выручка большого числа селян (активно включившихся в такой бизнес) за поставленную кооперативам сельскохозяйственную продукцию превысила в среднем 500 долларов на человека в год, а в некоторых случаях она достигала 1500 долларов и более. Для региона, где среднегодовое потребление товаров на человека обычно составляло чуть больше 200 долларов, это значимо и дало уже заметный синергетический эффект: на селе начал серьезно повышаться платежеспособный спрос, что, в свою очередь, привело к росту продаж кооперативов, то есть к дополнительному увеличению торгового оборота.
Богатеющие кооперативы начали вкладывать возрастающие прибыли в увеличение
ассортимента продаваемых товаров и оказываемых услуг. Некоторые из них стали
заниматься развитием социально-культурной инфраструктуры: открывают библиотеки,
детские площадки, кооперативные техникумы, сельские клубы (не говоря уже о том,
что расширяющие свою деятельность облпотребсоюзы создают для крестьян новые
рабочие места).
Таким образом, в российской глубинке постепенно начинает работать "столыпинская модель" - развитие села не государственными органами, а гораздо лучше понимающими местную специфику частными организациями, по существу, структурами стихийно возникающего "потребительского" самоуправления. Роль государства в этом процессе сводится к поддержке самих кооперативов (да и то не во всех регионах), что, судя по всему, является оптимальным методом госрегулирования[13].
Но, к сожалению, процент таких кооперативов не велик.
Глава 6. Заключение.
Подводя итог своей работе, я хотела бы обратить внимание на многочисленность проблем в аграрном секторе. К сожалению, наше сельское хозяйство не смогло вписаться в модель новой рыночной экономики и оказалось на грани банкротства.
И даже с учетом принятия Закона от 9 июля 2002 “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей”, который устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов, проблема остается не решенной. Так как закон принят уже давно, а результатов мало. Из этого следует, что государство не осознает важности данной проблемы.
Аграрный комплекс нуждается в обновлении правовой базы, в непосредственной поддержке со стороны государства.
Для аграрного сектора России должна быть реальная возможность развития всех форм собственности на селе, т. е. всего спектра сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий), включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также и некоммерческие организаций, прежде всего, сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Рядом с ними можно говорить и о личных подсобных хозяйствах, которые помимо сельских жителей ведут еще 14 млн горожан с семьями.
Если посмотреть на отечественный аграрный сектор, то формально в нем все это уже есть, но, к сожалению, пока малоэффективно. Для того чтобы сельское хозяйство стало эффективным и прибыльным, должна принципиально измениться аграрная политика нашего государства.
[1]Дорофеева Н.Н. Правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций // Правовое регулирование общественных отношений в условиях рыночной экономики.2003.С. 33.
[2] ФЗ РФ от 24 июля 2002г. “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” // Рос. Газ. 2002. 27 июля. С. 3.
[3] Дорофеева Н.Н. Правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций//Правовое регулирование общественных отношений в условиях рыночной экономики. ВГУ 2003. С. 37.
[4] ФЗ РФ от 14 июля 1997г. “О государственном регулировании агропромышленного комплекса” // СЗ РФ. 1997. №29. Ст. 3501. ( утратил силу с 1.01.2005г.)
[5] СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3303.
[6] Ведом. РСФСР. 1990. №30. Ст. 411.
[7] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 1.
[8] Собрание актов Президента и Правительства (САПП) РФ. 1992. № 30. ( утратил силу)
[9] Ведомости РСФСР. 1990. № 30. (утратил силу)
[10] Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1.
[11] Закон РФ от 8 февраля 1998г. “Об обществах с ограниченной ответственностью” Правовая система. Консультант-Плюс.
[12] Букша К. Кооперативный эффект // Крестьянские ведомости / 28.08.2003г.
[13] Букша К. Кооперативный эффект // Крестьянские ведомости / 28.08.2003г.