Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Кыргызской Республике

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Кыргызской Республике

Введение


В настоящее время Кыргызстан переживает сложный период своего развития в связи с переходом на рельсы рыночной экономики. C момента обретения независимости в Кыргызской Республике произошла кардинальная трансформация развития производственных отношений, соответствующая новым условиям.

При переходе от централизованной командной системы управления к регулируемой рыночной модели экономического развития, одной из наиболее сложных проблем является проблема создания - научно познанных и аргументированных правил поведения в сфере экономики, делающих их юридически обязательными для всех участников соответствующих общественных отношений, а также добиться реального воздействия норм права на экономику.

Центральной фигурой в народном хозяйстве, творцом и основным действующим лицом проводимых в настоящее время в Кыргызстане экономических реформ является предприниматель. Президент Кыргызской Республики в «Обращении к нации» 25 января 2009 г. подчеркнул что, на ближайшие годы главенствующей идеологией нашей страны при реализации национальных интересов будет идеология разумного баланса. Необходимо обеспечить баланс между инновациями и сохранением национального своеобразия, между рынком и государственным регулированием. Одним из главных национальных интересов он назвал «Экономическую самостоятельность и достойную жизнь наших граждан»[1].

В настоящее время в Кыргызстане в области предпринимательской деятельности методология и система правового регулирования только формируются. На сегодняшний день единая и целостная система правоотношений в сфере предпринимательства еще не сложилась. В действующем национальном законодательстве содержится большое количество спорных вопросов и пробелов в части создания, деятельности и ликвидации, различных организационно - правовых форм юридических лиц, занимающихся предпринимательством. Нередко правовые акты, принимаемые в этой сфере, являются лишь реакцией на пробелы в законодательстве, ущемления прав и интересов граждан, кредиторов, злоупотребления, получившие широкую огласку в средствах массовой информации. Попытки механического заимствования иностранного законодательства нередко приводят к появлению неудачных правовых норм. Использование подобного опыта должно основываться на широком применении сравнительно-правовых методов, серьезном анализе возможности использования в условиях Кыргызстана норм, аналогичных положениям зарубежного законодательства.

Таким образом, уяснение сущности предпринимательства и его роли в общественной жизни Кыргызстана требует всестороннего, комплексного подхода, ретроспективного и сравнительно-правового анализа его развития.

Представляется возможным анализ современных проблем, определение тенденций и перспектив развития законодательства в сфере предпринимательства. Указанные обстоятельства явились решающими в выборе темы настоящего диссертационного исследования.

1.  Система источников права в сфере предпринимательства


Поведение участников гражданских правоотношений, включая и правоотношения, возникающие в сфере предпринимательства, регламентируется не только законами, иными нормативными правовыми актами, нормами международного права, но и условиями заключаемых договоров, принимаемых обязательств, обычаями делового оборота, применением аналогии закона и аналогии права. Законодатель вторгается в регулирование поведения субъектов гражданского права, в том числе и в предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для соблюдения публичного интереса и интересов других граждан.

В мировой практике структура источников (форм) права, регулирующих предпринимательскую деятельность, формируется под влиянием концепций соотношения гражданского права, с одной стороны, и торгового права - с другой. В современном мире развитие товарно-денежных отношений влечет за собой включение в торговый оборот практически любых материальных и нематериальных ценностей (кроме объектов, изъятых из оборота), расширение сферы торговых сделок, т.е. идет процесс "коммерциализации" права, поэтому многие принципы и нормы торгового права внедряются в гражданское. Вследствие этого, границы между гражданским и торговым правом в настоящее время довольно трудно установить. В результате этого некоторые западные европейские государства объединили гражданское и торговое право, упразднив свои торговые кодексы (Швейцария и Италия). Гражданский кодекс Нидерландов регламентирует не только гражданские, но и торговые отношения. Но имеются и иные подходы к этой проблеме. В некоторых странах Западной Европы продолжают действовать торговые кодексы, например, торговый кодекс Франции 1807 года. В Германии применяется Торговое уложение 1897 года с изменениями и дополнениями.

В настоящее время во многих государствах континентальной Европы и Латинской Америки сложилась система частного права, где наряду с нормами общего гражданского права имеются специальные нормы, регламентирующие организацию и ведение торговой или предпринимательской деятельности. Совокупность этих норм рассматривается как особая самостоятельная область — торговое (предпринимательское) право. В этих правовых системах проблема разграничения гражданского права и торгового (предпринимательского) права является достаточно непростой проблемой. Существование дуализма частного права в таком аспекте признается как зарубежными, так и отечественными специалистами.

Дуализм права в этом случае проявляется в наличии двух относительно самостоятельных систем источников права. Прежде всего, в одновременном существовании гражданских и торговых кодексов. В некоторых странах имеются особые торговые суды, которые рассматривают споры с участием коммерсантов.

Все это порождает вопрос о разграничении гражданского и предпринимательского права. Иногда эта проблема разрешается путем определения круга лиц, признаваемых коммерсантами либо предпринимателями, а также установления перечня сделок, которые считаются торговыми (например, в Германии).

Законодательство о предпринимательстве и предпринимательских структурах еще проходит первоначальную "обкатку" на практике и, несомненно, будет исправляться и разрастаться, особенно в части защиты прав акционеров, учредителей коммерческих организаций, в том числе от вмешательства разных государственных структур. Начало 90-х годов XX века в истории Кыргызстана ознаменовалось переломными явлениями в экономической, политической и социальной областях жизни. Все это потребовало незамедлительного, нового правового регулирования, поскольку законодательство советского времени уже не могло обеспечить функционирование нового экономического механизма. Правовое регулирование было осуществлено в сжатые сроки. Это законодательство преобразило нашу экономическую жизнь и «сконституировало» принципиально новое явление, каким стало предпринимательство, хотя не все акты законодательства и на всех этапах его становления были совершенными, отвечающими запросам общества.

Характеризуя в общем плане нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности, заметим, что с точки зрения источников (формы) права, - это законы, в том числе Основной Закон - Конституция Кыргызской Республики, и подзаконные акты.

Прежде чем перейти к краткому анализу основных направлений законодательной деятельности в области предпринимательства, необходимо отметить значение двух стержневых правовых актов:

- Конституция Кыргызской Республики принятая 5 мая 1993 г. заложившая фундаментальные положения правового регулирования в условиях нового политического и социально-экономического строя; -Гражданский кодекс Кыргызской Республики Часть 1,2 принятые соответственно 1996, 1998 гг. как крупнейший кодифицированный акт, регулирующий имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, составляющие основной элемент предпринимательской деятельности.

Нормы гражданского законодательства, отражающие особенности правового регулирования в сфере предпринимательства, образуют обширную систему правовых предписаний, содержащихся как в разделах ГК КР, так и в законах Кыргызской Республики.

По многим позициям практика такова, что подзаконные акты опережают законодательное регулирование, как бы прокладывая ему дорогу, беря на себя функцию апробации того либо иного решения, в дальнейшем получающего законодательное решение. С нашей точки зрения подобная практика имеет право на существование, поскольку она основывается на соответствующих положениях ст. 47 Конституции Кыргызской Республики, которая гласит: 1.Президент на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения. 2. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики.

Думается эта формула дает возможность Президенту Кыргызской Республики в полной мере осуществлять возложенные на него как главу государства полномочия в проведении внутренней политики государства в части реализации задач по развитию и поддержке предпринимательства.

Значение Указов Президента КР в системе регулирования предпринимательской деятельности, очевидно. В виду многочисленности принятых за последние годы указов, остановимся на наиболее важных из них.

Так, принимая во внимание, возросшее в современных экономических условиях значение работы по своевременному и справедливому разрешению возникающих в сфере предпринимательства хозяйственных споров, в целях повышения эффективности судебной деятельности, укрепления дисциплины гражданско-правового договора (соглашения, контракта), обеспечивающих выполнение хозяйствующими субъектами принятых на себя обязательств 7 октября 1999 г. был принят Указ Президента КР « О мерах по усилению судебной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности».

В целях совершенствования государственного регулирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и установления организационно – правовых норм, способствующих дальнейшему развитию экономической активности граждан 16 февраля 2000 г. был принят Указ Президента КР «О мерах по совершенствованию государственного регулирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».    В целях реализации задач по развитию и поддержке предпринимательства, определенных в Комплексной основе развития Кыргызской Республики до 2010 года, формированию благоприятной предпринимательской среды и совершенствования привлечения иностранных инвестиций в республику, исключения необоснованного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов предпринимательства 25 апреля 2002 г. был принят Указ Президента КР « О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере регулирования инвестиционной и иной предпринимательской деятельности».

В целях обоснования целесообразности вмешательства государства в сферу предпринимательской деятельности оценки адекватности и эффективности предполагаемого нормативного регулирования за последние годы был принят ряд Указов Президента КР как например: Указ от 23 июля 2007г. «О мерах по ограничению вмешательства контролирующих правоохранительных и иных государственных органов в работу субъектов предпринимательства». Указ от 2 июля 2007 г. «О мерах по совершенствованию порядка проведения проверок субъектов предпринимательства». Указ от 23 июля 2007 г. «О некоторых мерах по оптимизации разрешительно-регулятивной системы в Кыргызской Республике». Указ от 22 апреля 2008 г. «О моратории на проверки, проводимые Налоговой службой Кыргызской Республики, и сокращения количества проверок субъектов предпринимательства, осуществляемых другими уполномоченными контролирующими органами Кыргызской Республики». Указ от 9 декабря 2008 г.«О совершенствованию государственной политики в области регулирования предпринимательской деятельности».

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты