Осуществление предпринимательской деятельности на практике возможно только с использованием договорных гражданско-правовых форм. Поэтому для предпринимательства исключительно важное значение имело провозглашение и конкретное регулирование принципа свободы договоров. Его суть была первоначально сформулирована в нормах Закона КР от 8 мая 1996 г. №11. «О предприятиях в Республике Кыргызстан» а в дальнейшем - в Гражданском кодексе КР. Свобода договоров выражается в наделении участников гражданско-правовых договоров целым рядом свобод: самостоятельные решения о заключении договора, о выборе его вида, свободный выбор партнера, согласованные самими сторонами условия о предмете и цене договора, способе его исполнения, порядке изменения и прекращения, об имущественной ответственности каждой стороны за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
Существенно, что одновременно в ст. 386 Гражданский кодекс КР предусмотрел защиту прав потребителей, в том числе граждан, от возможных злоупотреблений свободой договоров со стороны продавцов, подрядчиков, услугодателей. С этой целью было введено понятие «публичный договор» [46] и установлен порядок их заключения.
Судьба предпринимательства в значительной мере определяется состоянием налогового законодательства. Налоговый кодекс КР принятый 26 июня 1996 г. № 25[47]. Но, уже Законом КР от 2 октября 2008 г. « 231 «О введении новой редакции Налогового кодекса КР», состоящий из 385 статей, было внесено свыше ста изменений и дополнений.
В соответствии с Законом КР от 5 июля 1995 г. № 6-1 «Об операциях в иностранной валюте»[48] осуществлены меры по упорядочению валютного дела: установлены обязательность продажи Национальному Банку КР доли валютной выручки, контроль за выполнением паспортов внешнеторговых сделок в части поступления валюты за экспортные товары и др. Однако на практике огромная часть валютной выручки предпринимателями переводится в зарубежные банки, что не соответствует национальным интересам Кыргызской Республики. Законодатели не нашли надлежащих инструментов валютной политики, допустили криминализацию в этой области. Между тем поиск соответствующих мер крайне необходим.
Один из самых эффективных актов о предпринимательстве - Закон КР от 10 декабря 1997 г. № 90 "О защите прав потребителей" (в редакции от 20 марта 2002 г. и 17 февраля 2003 г.). Этим законом регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров (выполнение работ, оказания услуг), устанавливают права потребителей на приобретенные товары (работы, услуги) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей. В соответствии с ним суды рассмотрели и удовлетворили множество исков граждан и
обществ потребителей, предъявляющих иски или от имени конкретных потребителей, или в интересах их неограниченного числа. В соответствии с данным Законом проведена значительная работа по изданию утвержденных Правительством КР ряда правил торговли, бытового обслуживания и т.п. Пленум Верховного Суда КР принял постановление от 24 декабря 1993 г. №11 - 04 «О некоторых вопросах судебной практики по применению Закона РК О защите прав потребителей». Как известно, в национальной правовой науке нет единства мнений по вопросу о роли руководящих разъяснений Пленумов Верховного Суда Кыргызской Республики в качестве источника права.
Прецедент, как справедливо отмечается в отечественной литературе, все более заметно и настойчиво «пробивает себе дорогу в правовой системе»[49]. И хотя вопрос о нем остается все еще дискуссионным, тем не менее «углубление в известной мере связи между судом и законом в сторону расширения сферы судейского усмотрения» становится вполне очевидным. Многие авторы не без оснований указывают на то, что такая тенденция будет способствовать обогащению как теории источников, так самого права. Она будет содействовать восполнению пробелов в праве, в нормативно-правом регулировании, ибо, как резонно отмечается в литературе, нельзя же требовать от законодателя, чтобы он «охватил в нормах законов все многообразие конкретных ситуаций, складывающихся в жизни»[50].
Наконец, применительно к отдельным отраслям права и соответствующим им отраслям юридической науки признание судебной практики в качестве источника права будет создавать благоприятные условия и предпосылки для их дальнейшего развития и совершенствования.[51]
Полагаем, что признание судебного прецедента в качестве источника права по предпринимательской деятельности позволит оперативно, с позиций справедливости скорректировать несовершенство нашего формирующегося законодательства.
Для развития предпринимательства важное значение имеют инвестиции. Без помощи "посторонних" инвесторов невозможно решить крупные задачи по строительству и реконструкции производственных и торговых объектов, внедрению передовых технологий, причем с помощью как отечественных, так и иностранных инвесторов. Вот почему уже в первый же период экономических реформ были приняты Закон КР от 28 июля 1991 г. №536 – X11 «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике»[52] Этот важный нормативно-правовой акт был направлен на создание правовых, экономических и организационных предпосылок привлечения иностранных инвестиций, развития благоприятного инвестиционного климата в Кыргызской Республике для иностранных инвестиций. В начальный период экономических реформ этот закон сыграл важную роль в привлечении иностранных инвестиций в нашу республику, в дальнейшем он был заменен Законом КР от 27 марта 2003 г. № 66 «Об инвестициях в Кыргызской Республике» [53] этот нормативный акт был направлен на привлечение не только иностранных инвестиций в нашу республику, но и отечественных инвестиций, а также регламентирует порядок разрешения инвестиционных споров, защиту и обеспечение гарантий иностранным инвесторам. В целях обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта в республике был принят Закон КР от 16 декабря 1992 г. №1076 –11 «О свободных экономических зонах»[54] в соответствии с ним были приняты законы о ряде свободных экономических зон, хотя работа по законодательству об экономических зонах, еще не завершена.
Для предпринимательства важное значение имеют банки. Они выполняют функции организации безналичных расчетов и кредитования предпринимателей. В Кыргызской Республике имеется Закон КР от 29 июля 1997 г. № 60 « О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике»[55], Закон КР от 29 июля 1997 г. «О Национальном банке Кыргызской Республики»[56], который на основе своих полномочий издает большое число правил, инструкций и т.д. В то же время следует отметить, что контроль над деятельностью акционерных коммерческих банков в республике в достаточной мере не осуществляется.
Итак, в регулировании предпринимательской деятельности, помимо гражданского законодательства, используются нормы многих отраслей права: - конституционного, административного, уголовного и других.
Фундаментальное, направляющее значение имеют, как отмечалось выше, нормы конституционного и гражданского права. Трудно переоценить значение положений в этом отношении Конституции Кыргызской Республики. В особенности положений о свободе экономической деятельности, являющихся основой предпринимательского правопорядка.
Таким образом, законодательные акты о предпринимательстве носят комплексный характер. С точки зрения источников (форм) права, - это законы, в том числе Основной Закон - Конституция Кыргызской Республики и подзаконные акты. Гражданский кодекс Кыргызской Республики, как крупнейший кодифицированный закон, имеет особое значение в регулировании предпринимательской деятельности, содержащий понятие предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы ее субъектов, правовой режим имущества, кредитно-расчетные отношения и др. Автор предлагает классифицировать систему источников права в сфере предпринимательства по предмету его регулирования, о чем подробно остановлено выше. В последнее время юридический прецедент все более заметно и часто стал входить в национальную правовую систему. Автор предлагает судебную практику считать в качестве источника права по предпринимательской деятельности, что позволит оперативно, с позицией справедливости скорректировать несовершенство нашего законодательства.
В настоящее время государство приходит к осознанию, что деятельность мелкого и среднего предпринимателя является лучшим средством адаптации экономической системы к быстро изменяющимся условиям хозяйствования. Мелкому и среднему предпринимателю еще предстоит длительная экономическая и политическая борьба за свое место в экономической системе нашей страны.
В национальной правовой литературе отсутствует единство мнений на юридическую природу и характер отношений в сфере предпринимательской деятельности и их место в системе права. Продолжают существовать разные взгляды на объем гражданско-правового регулирования, соотношение методов публичного и частного права. Между тем от правильного разрешения указанных проблем зависит в целом построение модели правового регулирования предпринимательской деятельности.
Переход от плановой, централизованной экономики к рыночной экономике в начале 90-х годов обусловил существенные изменения общественного и экономического строя Кыргызстана. В законодательстве это нашло отражение в механизме частноправового регулирования. Особенно большое влияние на регламентацию отношений предпринимательства оказало принятие Гражданского Кодекса Кыргызской Республики. Характеристика предпринимательской деятельности во многом зависит от типа рыночных отношений, господствующих в обществе. Частный предприниматель, мелкий и средний бизнесмен, действующие на свой риск, - это типичные фигуры свободного рынка.
Наиболее тесное соприкосновение предпринимательская деятельность имеет с гражданским правом. Предмет гражданского права определяется как совокупность общественных отношений, урегулированных нормами гражданского права. Эти общественные отношения подразделяются на две группы: имущественные и связанные с ними или несвязанные личные неимущественные отношения.
Для имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, характерны следующие признаки. Их специфику определяет субъектный состав, поскольку они возникают между равноправными и независимыми друг от друга субъектами. Если мы имеем дело с имущественными отношениями, основанными на власти и подчинении, то они не относятся к предмету гражданского права и регулируются нормами иных отраслей права, в том числе административного, финансового.
Литература
1. Вечерний Бишкек 28.01.2009. «Буден услышан голос каждого» С.4
2. Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1999-2003г., №№.
3. Эркин - Тоо 17 января 2003г. №2.
4. Арабаев Ч.И. Гражданское право КР: Учебник.-Ч.1. Б.: Изд. дом «Наука и образование» 2004.С.187.
5. Комментарий к Гражданскому кодексу КР. Части первой (постатейный). – В 2 т. – Том 11.- Б.: Академия, 2005. С420
6. Адилкариев Х. Судебная практика как источник нормотворчества // Советская юстиция. 1991. №4.С. 14-15.
7. Марченко М. Н. Является ли судебная практика источником российского права // Ежегодник российского права. 2000. М.: Норма, 2001. С.34-35.
Размещено на
[1] Вечерний Бишкек 28.01.2009. «Буден услышан голос каждого» С.4
[2] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 2003г., №6.
[3] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 2000г., №2.
[3] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1999г., №111.
[4] Эркин - Тоо 25-31 декабря 1996г., №144
[5] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 2004г., № 10.
[6] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1999г., №11.
[7] Ведомости Жогорку Кенеша КР, 2003 г. № 9.
[8] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 2002г., №6.
[9] Эркин - Тоо 27 октября 1999г.,.№84.
[10] Эркин - Тоо от 13 марта 2002г., № 20
[11] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1999г., № 4.
[12] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1998г., № 12
[13] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1998г., № 3.
[14] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 2000г., №2.
[15] Эркин - Тоо 17 января 2003г. №2.
[16] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 2003г., №7.
[17] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 2000г., №1.
[18] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1996г., № 7.
[19] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1997г. №10.
[20] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1997г., № 10.
[21] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1995г., № 7.
[22] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1998г., № 12.
[23] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1994г., № 3.
[24] Ведомости Жогорку Кенеша КР, 2004 г. № 6
[25] Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1994г., № 5.
[26] «Свободные горы» от 4 августа 1992 г., № 99.
[27] Ведомости Жогорку Кенеша КР, 1998 г., № 3.
[28] Ведомости Жогорку Кенеша КР, 1998 г., № 2.
[29] Ведомости Жогорку Кенеша КР, 2001 г., №1.
[30] Ведомости Жогорку Кенеша КР, 2007 г., №6.
[31] Ведомости Жогорку Кенеша КР, 2007 г. №6.
[32] Ведомости Жогорку Кенеша КР, 2008 г. № 5
[33] Ведомости Жогорку Кенеша КР, 2007 г., № 1.
[34] Арабаев Ч.И. Гражданское право КР: Учебник.-Ч.1. Б.: Изд. дом «Наука и образование» 2004.С.187.
[35] Ведомости ВС Кирг ССР, 1990 г., № 8.
[36] Ведомости Жогорку Кенеша КР, 1997 г., №8.
[37] Ведомости Жогорку Кенеша КР., 1999 г., №7.
[38] Ведомости Жогорку Кенеша КР., 1998 г.,№3.
[39] Ведомости Жогорку Кенеша КР., 2002 г., №3.
[40] Свободные горы от 18 января 1992 г., № 8.
[41] Ведомости Жогорку Кенеша КР., 2002г.№4.
[42] Ведомости Жогорку Кенеша КР., 1994 г. №3.
[43] Ведомости Жогорку Кенеша КР., 1997 г., №11.
[44] Ведомости Жогорку Кенеша КР., 2002 г., №5.
[45] Ведомости Жогорку Кенеша КР, 1994 г., №3.
[46] Комментарий к Гражданскому кодексу КР. Части первой (постатейный). – В 2 т. – Том 11.- Б.: Академия, 2005. С420
[47] Эркин - Тоо от 2 июля 1996 г., №92.
[48] Ведомости Жогорку кенеша КР, 1995 г., № 7.
[49] Гранат Н.Л. Источники права // Юрист. 1998. №9. С9.
[50] Адилкариев Х. Судебная практика как источник нормотворчества // Советская юстиция. 1991. №4.С. 14-15.
154 Марченко М. Н. Является ли судебная практика источником российского права // Ежегодник российского права. 2000. М.: Норма, 2001. С.34-35.
[52] Ведомости Верховного Совета РК, 1991 г., №13.
[53] Ведомости Жогорку Кенеша КР , 2003 г.,7
[54] Ведомости Верховного Совета РК, 1992 г., №3.
[55] Ведомости Жогорку Кенеша КР, 1997 г., № 10
[56] Ведомости Жогорку Кенеша КР, 1997 г., № 10.