Правовое регулирование деятельности хозяйственных обществ

 В   сообщении   должны   содержаться  следующие сведения:

1) о форме выпуска акций (документарная или без документарная);

2) о наличии убытков;

3)  перечень и результаты предыдущих эмиссий;

4) сведения относительно реорганизации  общества: информация об обществах, которые  реорганизуются   и  создаются  в  процессе реорганизации; форме реорганизации;

5) порядок     обмена      акций  или  долей в уставном фонде  обществ, которые реорганизуются     на       акции  или  доли в уставном фонде обществ, которые создаются в процессе реорганизации;

6) условия такого  обмена.



Ликвидация хозяйственных обществ.

Ликвидация хозяйственного общества – это прекращение  его деятельности без перехода прав  и   обязательства  в порядке  правопреемства.

Основания   для   ликвидации  предусмотрены  ч.4 ст. 19 Закона  «О хозяйственных  обществах»,  ч.1,2 ст.34    Закона «О предприятиях в РФ», статьях 8,11 Закона «О предпринимательстве», ст. 32 Закона «О восстановлении  платежеспособности должника или признании его банкротом».

Хозяйственное общество  может быть ликвидировано:

1)     По истечении срока, на который общество создавалось, или  после

достижения цели, поставленной при его создании25.

Большинство  обществ создается на  неопределенный срок. Учредительными документами   или  нормами действующего законодательства  РФ может быть установлен определенный  срок прекращения деятельности общества  или  указана цель,  по достижении     которой общество прекращает свое существование. Положение об инвестиционных    фондах и  инвестиционных компаниях, утвержденное Указом Президента от  19.02.1994г.

№55/94, предусматривает, что закрытые инвестиционные фонды  (в форме закрытых акционерных обществ) создаются на определенный срок и осуществляют     расчеты по инвестиционным сертификатам по окончании срока деятельности.

2) По решению высшего органа общества, а полные и коммандитные общества- по единогласному решению  их участников26.

Участники   хозяйственного общества могут принять решение о ликвидации общества  с соблюдением установленной законом процедуры. Во всех обществах, кроме акционерного, подобное решение принимается единогласно. Для  принятия  решения  о  ликвидации  акционерного общества необходимо большинство  3/4    голосов    акционеров,     участвующих в общем собрании. Основания для принятия участниками  решения о ликвидации общества законом не определяются, они могут быть любыми.

3) На     основании     решения       суда   или хозяйственного суда о ликвидации по представлению  органов,       контролирующих  деятельность общества, в случае систематического или грубого нарушения им законодательства (пункт «в» ч.4 ст.19 Закона  «О хозяйственных обществах»).

         Истцом по данной категории дел может быть орган, к компетенции которого действующим законодательством отнесено осуществление контроля за деятельностью ответчика. Систематически нарушающими законодательство

признаются хозяйственные общества, которые раньше дважды допускали нарушение законодательства и совершили его вновь, независимо от того привлекались ли они к ответственности за предыдущие нарушения. В качестве исключения с учетом конкретных обстоятельств, связанных с характером совершенного нарушения, причин его осуществления, длительности и последствий, систематически может быть признано и повторное нарушение законодательства, которое свидетельствует о явном и умышленном пренебрежении его требованиями со стороны общества (например, осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, починившее значительный вред государству, физическим или юридическим лицами). 

4) На основании решения  хозяйственного  суда об   отмене  государственной  регистрации общества как субъекта  предпринимательской деятельности в случае:

·        признания недействительным или противоречащим законодательству учредительных документов;

·        осуществления  деятельности, противоречащей учредительным документам и законодательству;

·        несвоевременного сообщения об изменении его  названия,   организационно- правовой  формы, формы собственности и местонахождения;

·        признания  банкротом;

·        непредставление в течение года в органы  государственной налоговой  службы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответствии с законодательством27. 

Иск о признании учредительных документов  общества  недействительными и об отмене государственной регистрации может быть подан уполномоченным государственным органом, прокурором, органом, осуществляющим 

государственную регистрацию, любым предприятием или организацией, которое считают  свои права или интересы нарушенными в связи с созданием хозяйственного общества.

Учредительные документы  могут быть признаны  недействительными  в случае их оформления с нарушениями действующего законодательства, влекущими утрату юридической  силы документов; указания в документах, ложных сведений и др.

Иск об отмене государственной регистрации на основании осуществления  обществом       деятельности,   противоречащей учредительным документам или действующему законодательству, может подаваться государственными органами, контролирующими    деятельность     общества,    а также иными юридическими лицами.

Иски об отмене государственной регистрации общества в связи с непредставлением в течение года в органы государственной налоговой  службы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответствии  с законодательством подаются только органами государственной налоговой службы.

5) На основании определения хозяйственного суда о  ликвидации   юридического лица – банкрота28.

Банкротство  -  это   признанная    судом     неспособность     восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не    иначе    как     через    применение ликвидационной процедуры. В ходе этой процедуры деятельность должника приостанавливается, а требования кредиторов удовлетворяются путем продажи    всего имущества  должника  в определенном законом порядке.

Признание хозяйственного общества банкротом не обязательно влечет  за собой его ликвидацию. Хозяйственный суд выносит определение о ликвидации

общества- банкрота, если по результатам ликвидационного баланса после удовлетворения требований  кредиторов у него не осталось  имущества. Копия данного определения  направляется органу, осуществившему государственную регистрацию общества, и органами государственной статистики для исключения общества из Единого государственного реестра предприятий

организаций РФ, а также участникам общества и органам государственной налоговой службы.

Хозяйственный суд может вынести определение о ликвидации общества, номинальный участник – имеющий, например, всего одну акцию или долю в уставном фонде размером в 1 гривну).  

Следует различать случаи, когда хозяйственным судом  выносится  решение о ликвидации (основания предусмотрены в Законе «О хозяйственных обществах», Законе «О предприятиях в РФ») и решение об отмене  государственной регистрации (основания предусмотрен в Законе «О предпринимательстве»). Суд, вынесший решение о ликвидации, назначает одновременно  и ликвидационную комиссию, определяет условия  ликвидации. Если хозяйственным судом выносится  решение об отмене  государственной регистрации, обязанность по выполнению всех действий по ликвидации возлагается на участников хозяйственного общества. За уклонение от исполнения решений хозяйственного суда к участникам хозяйственного общества могут быть применены санкции, предусмотренные ст.115 Хозяйственного процессуального кодекса РФ.

Отмена государственной регистрации осуществляется органом государственной регистрации только при наличии ликвидационного баланса и других документов, подтверждающих проведение мероприятий по ликвидации субъекта предпринимательской деятельности как юридического лица. Практика показывает, что после вынесения хозяйственным судом решения об отмене государственной регистрации хозяйственного общества, оно длительное время может оставаться  без исполнения, вследствие нежелания учредителей осуществлять процедуры, связанные с ликвидацией, или вообще их отсутствия по указанному месту жительства (нахождения). Юридический статус общества в таком случае продолжает оставаться неопределенным – несмотря на принятие хозяйственным судом решения об отмене государственною регистрации общества, само общество сохраняет права юридического лица и может осуществлять различные действия (часто незаконные). Орган государственной регистрации не вправе осуществить отмену государственной  регистрации общества до выполнения последним всех необходимых мероприятий по ликвидации. Общество (его участники) может уклоняться от выполнения этих мероприятий в течение неопределенного периода времени.

 Порядок    ликвидации    хозяйственного общества определяется  ст.  20,21 Закона «О хозяйственных обществах», ст.35,36 Закона «О предприятиях в РФ».

Ликвидация хозяйственного общества включает следующие этапы:

1) высший орган хозяйственного общества (участники общества) или суд (хозяйственный суд) принимает решение  о ликвидации общества;

2) орган, принявший решение о ликвидации назначает ликвидационную комиссию, к которой переходят все полномочия по управлению делами общества, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления претензий кредиторов, который не может быть менее 2-х месяцев с момента объявления о ликвидации;

3) проводится ликвидационная процедура;

4) имущество, оставшееся после  расчетов со всеми кредиторами распределяется между участниками общества;

5) выполняются действия по   закрытию счета в банке; снятию с учета в органах государственной налоговой службы; сдаче подлежащих  долгосрочному хранению документов     в архив;   сдаче печатей и штампов в органы внутренних дел;  возвращение   в    орган   государственной регистрации  оригиналов учредительных    документов  и   свидетельства о государственной регистрации и другие необходимые действия;

6) органом  государственной регистрации  производится отмена  государственной  регистрации      хозяйственного  общества и исключение его из Реестра субъектов предпринимательской  деятельности;

 7) общество   исключается  из Единого государственного реестра предприятий и организаций РФ. И с этого момента хозяйственное общество  считается ликвидированным.

Важным и обязательным  этапом процесса ликвидации является проведение ликвидационной процедуры – совокупности мероприятий, направленных на погашение долгов общества перед кредиторами, включая государство, трудовой коллектив и самих участников.

Для  проведения  ликвидационной  процедуры  участниками общества  или судом (хозяйственным судом) формируются специальный орган – ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению делами общества. Таким образом, в течение периода ликвидации состав    органа  управления  изменяется: действует    высший  орган общества, состоящий из участников, и  исполнительный – ликвидационная  комиссия. Со дня  назначения ликвидационной  комиссии к ней переходят все функции исполнительного органа общества и его руководителя. Ликвидационной комиссии передаются печати и штампы общества, его документация.  Ликвидационная    комиссия действует от имени общества  в отношениях с третьими   лицами.   Действия ликвидационной  комиссии  могут оспариваться дебиторами, кредиторами, участниками общества и иными           заинтересованными лицами как действия самого общества в установленном законном порядке. Ликвидационная комиссия не  является юридическим лицом и не может быть ответчиком  в арбитражном процессе31.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты