Правовое регулирование деятельности хозяйственных обществ

Закон не определяет порядок формирования  ликвидационной комиссии, ее состав, порядок работы, условия оплаты ее членов, основания замены  ликвидационной комиссии или ее состава. Эти вопросы должны быть  обязательно урегулированы в учредительных  документах, а если это не сделано, то непосредственно в решении уполномоченного органа  о назначении 

ликвидационной комиссии. В противном случае  деятельность ликвидационной комиссии  будет затруднительной.

Ликвидационная  комиссия  может работать как коллегиальный орган или  единоличный (ликвидатор).  В  ч. ст.35 Закона «О предприятиях в РФ» устанавливается,  что функции  ликвидационной  комиссии может  выполнять орган  управления  предприятия.  В хозяйственных обществах нецелесообразно возлагать  функции ликвидационной  комиссии  исключительно на исполнительный на орган  общества. В ее состав  должны  входить также участники общества (или  их представитель). Членом ликвидационной комиссии также может быть иное лицо - на основании трудового  или гражданско -  правового договора, заключенного с обществом.       В договоре        должны закрепляется  меры ответственности  члена ликвидационной  комиссии    за    неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение своих обязанностей.   Если комиссия  состоит  из нескольких лиц, то обязательно назначается председатель  ликвидационной комиссии. Решения  ликвидационной комиссии  могут приниматься  единогласно или большинством – в  зависимости от положений,       закрепленных      в      учредительных документах или в решении  о создании ликвидационной  комиссии. Решение комиссии принимается  на ее заседаниях и оформляются  протоколами.

Ликвидационная  комиссия  в трехдневный срок  с момента ее назначения  публикует  информацию о ликвидации общества в одном из официальных (республиканском или местном) органов печати  по  местонахождению

общества, с указанием  порядка и срока заявления  кредиторами своих претензий. Наряду  с публикацией ликвидационная комиссия  обязана провести работы  по выявлению претензий  кредиторов  с      уведомлением       последних о ликвидации общества. Ликвидационная комиссия    имеет    право  отклонять (не признавать) претензии  кредиторов. Данные претензии  будут считаться погашенными, если кредиторы  в течение месячного срока со дня получения  уведомления  о полном или частичном непризнании  претензии         не   предъявят  иски  в суд или  хозяйственный суд  об удовлетворении их требований. Если кредитор  считает,  что его претензия  необоснованно  отклонена ликвидационной  комиссией, он    имеет     право   до  исключения  общества  из Единого государственного реестра предприятий и организаций РФ подать в установленном порядке иск  к обществу.  

Ликвидационная  комиссия  насчитывается с кредитами общества, соблюдая очередность удовлетворения  претензий кредиторов,  установленную ст. 36 Закона «О предприятиях в РФ».

1.     долги  перед бюджетом, компенсация расходов на восстановление  природной среды, которой  причинило вред общество;

2.     претензии  кредиторов, выявленных в срок, установленный для предъявления претензий;

3.     претензии кредиторов,  выявленные и  заявленные после окончания срока, установленного для их заявления.

Ликвидационная   комиссия   после  расчетов с кредиторами  составляет  ликвидационный     баланс  и    представляет  его высшему  органу общества или  органу, назначившему  ликвидационную    комиссию.  Ликвидационный   баланс содержит   сведения   о   составе   имущества ликвидируемого общества, предъявленных  кредиторами   и результатах их рассмотрения (отклонены или удовлетворены).  Достоверность и полнота  ликвидационного  баланса  должны быть подтверждены  аудитором (аудиторской  фирмой) за исключением  обществ с   годовым   хозяйственным оборотом менее 250  необлагаемых налогом минимумов.   Высший  орган общества или орган, назначивший ликвидацию, утверждает ликвидационный баланс. В случае, если ликвидационный баланс не одобрен  заключением аудитора       (аудиторской фирмой) или не утвержден решением   уполномоченного  органа,   то ликвидационная комиссия должна назначаться в новом составе.

Если стоимости имущества    хозяйственного общества, в отношении которого  принято решение  о ликвидации, недостаточно для  удовлетворения  требований кредиторов, такое общество ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом «О восстановлении платежеспособности        должника     или признании  его банкротом».  В случае выявления  указанных обстоятельств ликвидационная комиссия      обязаны  обратится  в хозяйственный суд с  заявлением  о возбуждении  дела    о банкротстве     в отношении такого общества.    В случае  выявления  указанных обстоятельств ликвидационная комиссия  обязаны  обратиться  в  хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела   о банкротстве в отношении такого общества. В случае  выявления указанных  обстоятельств после принятия решения  о ликвидации,  но до создания  ликвидационной комиссии,  заявление о возбуждении дела о банкротстве подеется участниками  общества.  В ч. 5 ст.7 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или   признании его банкротом» установлен месячный срок для подачи ликвидационной   комиссией  или участниками общества заявления  о возбуждении дела    о       банкротстве.

По результатам рассмотрения      дела       хозяйственный суд   признает общество банкротом, открывает   ликвидационную процедуру  и  назначает  ликвидатора. Обязанности  ликвидатора  могут быть  возложены  на председателя ликвидационной  комиссии,    сформированной  уполномоченным органом  до возбуждения дела о банкротстве.

Кредиторы    имеют  право  заявить  свои  претензии к должнику в течение месяца   со   дня публикации    объявления  о  признании общества – должника, которое  ликвидируется банкротом.

Порядок  распределения  между участниками имущества общества, оставшегося  после    расчетов с кредиторами,  определяется  ст. 21 Закона «О хозяйственных обществах» и учредительными документами общества.

В статье 21   Закона «О хозяйственных обществах» упоминается о распределении  между    участниками  денежных     средств      общества. Данная норма подлежит расширительному толкованию. Она    определяет    порядок  распределения между  участниками не только  денежных средств,    но и        любого    иного  имущества общества,       оставшегося  после расчетов  со      всеми кредиторами. Законом не предусмотрена  обязательная        продажа           имущества  общества в процессе  ликвидационной    процедуры. Поэтому после проведения  расчетов  со всеми кредиторами у общества      могут оставаться не только денежные средства, но и  иное имущество – движимое     и недвижимое имущество в материальной  форме (вещи),   ценные бумаги,  права интеллектуальной собственности и  другое имущество. Такой  вывод  подтверждается содержанием  ч. 6 ст. 36 Закона «О предприятиях в     РФ»,  где говорится об имуществе, оставшемся  после удовлетворения  претензий  кредиторов   и   членов трудового коллектива к ликвидируемому         предприятию – это имущество используется по усмотрению собственника (в данном случае – по усмотрению участников общества).

Участники в учредительных документах могут предусмотреть необходимость продажи всего имущества при проведении ликвидации с последующим распределением между ними полученных от продажи денежных средств. Такой порядок целесообразно закрепить:

§        в отношении акционерных обществ или  обществ со значительным числом участников;

§        если имущество общества составляют неделимые вещи либо вещи, стоимость которых существенно уменьшается при разделе (например, целостностный имущественный комплекс – цех, завод и пр.)

Имущество, переданное обществом участниками в пользование, не учитывается при распределении – оно возвращается собственнику в натуральной форме без вознаграждения. Стоимость имущественных прав (прав пользования данным имуществом) должна учитываться при распределении размера участника в имуществе, подлежащим разделу.

Участники общества не относятся к числу его кредиторов, а потому распределение между ними имущества общества производится за рамками ликвидационной процедуры. Участники не имеют права требовать от общества возврата своих вкладов в том объёме, в каком они были внесены. Между участниками распределяется лишь то имущество, которое осталось у общества.

Участники сами определяют условия распределения между ними имущества общества, оставшегося после расчётов с кредиторами. По общему правилу, имущество распределяется пропорционально размерам долей участников в уставном фонде (капитале) общества. Участники могут определить его порядок раздела имущества в учредительных документах.

Владельцы привилегированных акций в акционерном обществе и вкладчики в коммандитном обществе при распределении имущества между участниками имеют право на первоочередное получение причитающейся им доли32.

Законом установлен 6-ти месячный срок с момента опубликования объявления о ликвидации, в течении которого имущество хозяйственного общества, оставшееся после расчётов со всеми кредиторами, должно быть распределено между участниками.

По истечении 6-ти месячного срока участники приобретают право требовать у общества возврата им оставшегося имущества в судебном порядке. Это право сохраняется до исключения общества из Единного государственного реестра предприятий и организаций РФ.

Обязанность по  распределению  имущества     хозяйственного общества,

оставшегося       после      расчетов         со      всеми     кредиторами, возлагается на ликвидационную комиссию.  Участник  общества может в судебном порядке оспаривать  действия ликвидационной  комиссии, связанные с распределением  имущества между участниками   или требовать  выдачи причитающийся ему доли имущества. Ответчиком  по  подобным искам является не ликвидационная комиссия, а  само общество (ликвидационная комиссия  действует в  качестве  специального органа  общества).

Ликвидация  считается   завершенной, а общество прекратившим свою деятельность  с  момента  внесения  записи  об этом в  государственный реестр.

         Отмена государственной регистрации  хозяйственного общества и исключение его из  Реестра предпринимательской деятельности осуществляется после предоставления  в орган государственной      регистрации следующих документов:

§        решение о ликвидации следующих документов;

§        решение  о ликвидации;

§        акта    ликвидационной     комиссии    с  ликвидационным балансом;

§        справки аудитора (в случае обязательности проверки им ликвидационного баланса);

§        справки учреждений     банков       о  закрытии счетов;

§        справки        органов         государственной налоговой службы о снятии   с    учета;

§        подтверждение  опубликования     объявления       о     ликвидации хозяйственного общества;  

§        справки  из архива о принятии  документов, подлежащих долгосрочному хранению;

§         справки органов внутренних дел о     принятии  печатей  и штампов;

§          оригиналов  учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации.

Инвестиционными фондами и инвестиционными компаниями дополнительно посылаются  сообщения  государственной   комиссии  по ценным бумагам о фондовом рынке, об отмене регистрации  выпуска  инвестиционных сертификатов  инвестиционных фондов и инвестиционных компаний.

Отмена государственной  регистрации  лишают  общество   статуса юридического лица и является основанием для исключения  его  из  Единого государственного реестра предприятий  и организаций РФ.

Хозяйственное  общество считается ликвидированным  с момента  и  исключения из государственного  реестра.


























Заключение


В настоящей работе    рассмотрены    основные     аспекты      правового  регулирования  предпринимательской    деятельности хозяйственных  обществ,  одной из  самых распространенных организационно – правовых  форм     предпринимательской деятельности.

         В работе предоставлен   анализ  основополагающей  нормативно – правовой базы,      регулирующий          основы         предпринимательства  в целом      и предпринимательской     деятельности     хозяйственных   обществ,  в  частности:

Рассмотрены подробно  правила создания, регистрации хозяйственных обществ, материальные  основы деятельности  обществ, правовой    статус   их филиалов и представительств, а также дочерних предприятий.

При анализе  различных отличительных особенностей разных видов хозяйственных обществ, особое внимание было уделено таким видам хозяйственных обществ,  как акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.

Большая часть  работы  посвящена  исследованию противоречий правовых аспектов финансово – хозяйственной         деятельности             хозяйственных    обществ.

         Исходя из вышеизложенного,   можно  сказать,  что: а) правовую основу, регулирующую  деятельность  хозяйственных  обществ,  составляет вся совокупность  нормативно – правовых актов ,  которые     базируясь      на      Конституции  РФ, устанавливают  принципы, стандарты,   нормативы    и      правила     поведения всех субъектов предпринимательской        деятельности.  Данная     нормативная    совокупность достаточно    обширна,      зачастую     нестабильна    и   противоречива;  б) еще один немаловажный вопрос,    затронутый     в этой работе – перспективы  дальнейшего усовершенствования     законодательства    в  этой области. Переход к рыночной экономике потребовал изменения сложившейся  ранее концепции хозяйственного права.          Современное        хозяйственное     право      становится           правом  предпринимательской деятельности. Следует   отметить, что в  России, уже разработаны научные  основы предпринимательского права.

Многие      хозяйственные      отношения       не    урегулированы законами, Указами президента     и      постановлениями      правительства, поэтому часть хозяйственных       отношений         регулируется        приказами  и   инструкциями  министерств,    ведомств,  например,  в сфере правового  регулирования  ценообразования,      налогообложения,     ведения бухгалтерского учета. Следует отметить, что  многие положения правовых актов противоречивы, бессистемны и непоследовательны,    что  затрудняет их понимание и   самое главное реализацию (применение).
































Список использованной литературы

1.     Винник О.П. Характерные черты  хозяйственных организаций, - «Предпринимательство, хозяйство, право» № 2 , 2003, с.7

2.     Горфинкель В.Я. Предпринимательство. Учебник М.: Изд-во Юнити, 2003

3.     Дойников И.В. Предпринимательское право: Учебное пособие Москва.,2004 

4.     Жилинский С.Е. Предпринимательское право: Учебник для вузов - Москва, 2005

5.     Кибенко Е.Р. Научно – практический комментарий Закона «О хозяйственных обществах» - Х.: Эспада, 2002

6.      Костюк Д.В. «Что и как  проверяет налоговый инпектор».- Харьков, изд-во «Фактор»,2003

7.     Мартемьянов В.С. Хозяйственное право.- изд-во «Бек», Москва., 2004

8.     Пелих А.С. Основы предпринимательства – изд-во «Гардарина», Москва,2004

9.     Саниахметова Н.А. Юридический справочник предпринимателя изд-во «Одиссей», Х., 2004

10.  Селезнев  В.В. Основы рыночной экономики – изд-во «АСК», Киев., 2003

11.  Харитонов Е.О. Гражданское и семейное право  РФ, 2000

12. Яновская Н.А. Уставный фонд: формирование, изменение, ликвидация, изд-во. 2003



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты