Правовое регулирование договора строительного подряда

Стороны могут заключать и дополнительные соглашения к договору строительного подряда, например в случае пересмотра проектно-сметной документации (значительные изменения в проекте могут повлечь увеличение сметной стоимости, сроков строительства и др.).

Специфика системы правового регулирования обусловливается особенностями строительных работ, в ходе которых с применением труда объект создается заново, существующее сооружение ремонтируется, сохраняется либо ведется подготовка к собственно строительству. Как строительство может быть оценено сооружение моста, улицы, трубопровода, крыши, монтаж окон. Но, например, укладка фрески на фасаде здания, в чистом виде поставка материалов и оборудования не могут рассматриваться как строительные работы. В качестве строительных могут квалифицироваться те ремонтные работы, которые вызывают существенные изменения объекта и, прежде всего, ведут к его реконструкции. Из этого следует, что надлежащее осуществление инвестиционного проекта по строительству предполагает не только бездефектное выполнение работ, сооружение и своеобразную сдачу работ в техническом понимании, но и решение целого комплекса вопросов, связанных с выбором участка для строительства, его отводом, утверждением проектно-сметной документации, получением разрешений на производство технически сложных работ, соблюдением калькуляционных требований и т.п.[6]

Договор строительного подряда по своей сути является производственным, поскольку объекта строительства, отражаемого в договоре, еще не существует, а его следует «произвести» в ходе строительных работ, за результат которых отвечает подрядчик. Как правило, строительные работы ведутся достаточно длительный период, а правомочия сторон сохраняются после выполнения работ еще и в период гарантийного срока. Отличительной чертой договора строительного подряда от обычного подряда является также обширное взаимодействие сторон, которое основано на обязанности заказчика создать подрядчику необходимые условия для выполнения работы. Правило о распределении рисков между сторонами носит императивный характер. Поэтому риск случайной гибели, случайного повреждения объекта строительства до его приемки заказчиком несет исключительно подрядчик. Заказчик отвечает за данные последствия лишь при наличии его вины, т.е. когда он передал подрядчику недоброкачественные материалы (оборудование) либо дал ошибочные указания. Подрядчик, который предупредил заказчика об этом в письменной форме, вправе требовать оплаты всей выполненной в пределах сметы стоимости работы даже в случае гибели ее результата.


1.2 Источники правового регулирования договора строительного подряда


Правовое регулирование отношений в области капитального строительства осуществляется обширным перечнем обязательных для его участников нормативных правовых актов. Важнейшее место среди них занимают:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь[7] – параграфы 1 и 3 главы 37;

2. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь[8], регламентирующий отношения между субъектами инвестиционной деятельности, которая осуществляется на практике преимущественно в рамках строительного подряда;

3. Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь: закон Республики Беларусь от 05.07.2004 г. № 300-З (ред. от 05.01.2008)[9], который содержит исходные начала законодательного регулирования ведения строительных работ и выполнения архитектурных проектов, осуществления государственного архитектурного и градостроительного надзора;

4. О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь: указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 г. № 58 (ред. от 20.01.2009)[10];

5. О мерах по упорядочению ценообразования и расчетов за выполненные работы в строительстве: постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 28.03.1995 г. № 156 (ред. от 30.12.2004)[11];

6. Положение о порядке приемки объектов в эксплуатацию, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.1991 г. № 452 (ред. от 09.08.2006)[12];

7. Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство и Положение о порядке согласования и утверждения проектной документации, утверждения градостроительных проектов, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 г. № 1476[13];

8. Положение о заказчике (застройщике) в строительстве, утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22.06.1999 г. № 174 (ред. от 12.11.2008)[14];

9. Положение о генеральном подрядчике в строительстве, утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.08.1999 г. № 260 (ред. от 25.08.2006)[15];

10. Инструкция о застройщике, заказчике в строительстве, утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22.06.1999 г. № 174 (ред. от 12.11.2008)[16];

11. Правила заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 г. № 1450 (ред. от 01.11.2006)[17].

12. Правила приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ, утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.08.1999 г. № 255 (ред. от 29.03.2007)[18] и др.

Законодательство о капитальном строительстве содержит значительное количество нормативно-технических предписаний, в число которых входят строительные нормы и правила, государственные стандарты Беларуси в области строительства, правила по проектированию и ведению строительно-монтажных работ, технические требования к используемым в строительстве материалам, деталям, конструкциям и т.п.[19]

Организация и ведение работ по заключению и контролю за исполнением договоров подряда возлагаются на соответствующие отделы и службы заказчика и строительной организации.


1.3 Стороны и содержание договора строительного подряда


Сторонами договора подряда выступают заказчик и подрядчик. Однако в реализации конкретных строительных проектов во всех случаях кроме заказчиков и строительных организаций участвует множество других лиц (инженер, архитектор и др.).

Понятие заказчика (застройщика), его полномочия изложены в Инструкции о застройщике, заказчике в строительстве, утвержденной приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22 июня 1999 г. № 174[20].

Заказчик (застройщик) – инвестор или лицо, уполномоченное инвестором, привлекающее подрядчика для реализации инвестиционного проекта путем заключения договора строительного подряда. Заказчик под свою ответственность задумывает строительное дело и реализует свой план. Это имеет существенное значение для определения его статуса. Поскольку заказчик несет финансовый риск, и строящийся объект должен соответствовать его намерениям, он имеет обширные полномочия формулировать указания относительно действий всех других участников строительства, является для них решающей инстанцией.

В роли заказчиков могут выступать физические и юридические лица Республики Беларусь и других государств. Застройщик, при наличии необходимых лицензий, вправе осуществлять строительство объекта собственными силами без привлечения подрядчика. В этом случае он выполняет обязанности и заказчика и подрядчика. Однако функции заказчика зачастую требуют специальных знаний. Поэтому, согласно п. 7 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, заказчик часть своих обязанностей, вытекающих из законодательства или договора подряда, а также полномочий по принятию от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может передать соответствующему субъекту хозяйствования, заключив договор на оказание услуг. В ст. 704 ГК такой особый специалист именуется инженером (инженерной организацией), в функции которого входит подготовка, осуществление надзора и контроля за выполнением строительного проекта, обеспечение применимости результатов строительных работ в будущем и соответствие их требованиям технических норм. Он может осуществлять общее руководство проектом и консультирование заказчика.

Договор на инженерные услуги заключается письменно в форме единого документа. Заказчик не может передавать инженеру функции, касающиеся: принятия решения о строительстве объекта, выполнении работ; утверждения проектно-сметной документации; проведения подрядных торгов и утверждения их результатов; передачи подрядчику строительной площадки; утверждения состава приемочной комиссии и акта приемки объекта от подрядчика. Указанные функции выполняются исключительно самим заказчиком.

Застройщики являются, как правило, инвесторами. Инвестор может сам выступать в роли застройщика или возлагать соответствующие функции на других лиц. В этом случае между инвестором и застройщиком заключается инвестиционный договор, по которому инвестор обязуется передать, а застройщик обязуется принять инвестиционное имущество в целях реализации инвестиционного проекта собственными силами либо путем заключения договора строительного подряда. Таким образом, опираясь на инвестиционный договор, лицо заключает с исполнителем работ договор строительного подряда, выступая в нем в качестве заказчика[21].

Подрядчиками являются организация либо индивидуальный предприниматель, имеющие разрешение (лицензию) на выполнение соответствующих видов строительно-монтажных работ и заключившие договор строительного подряда с заказчиком. Это, как правило, строительные концерны, тресты, строительные и проектно-строительные объединения, домостроительные комбинаты, фирмы, кооперативы и другие формирования, являющиеся юридическими лицами.

Ведя речь о сторонах договора строительного подряда, следует иметь в виду, что в силу специализации на каждой строительной площадке работает, как правило, не одна, а несколько подрядных строительных и монтажных организаций. Вместе с тем, чтобы использовать преимущества специализации строительного производства и наладить должный порядок, требуется наличие на каждой строительной площадке единого организатора всей работы, выступающего в лице генерального подрядчика, т.е. заказчик заключает договор на выполнение всех работ только с одной подрядной организацией – генеральным подрядчиком.

В целом функции генерального подрядчика изложены в Положении о генеральном подрядчике в строительстве, утвержденном приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 августа 1999 г. № 260[22]. Согласно п.1.2 Положения генеральный подрядчик – это подрядчик, привлекающий для выполнения отдельных своих обязательств других лиц по договорам субподряда. Исполнение функций генерального подрядчика возможно при наличии соответствующей лицензии.

В случае если на стройке имеется несколько генеральных подрядчиков (это может быть вызвано строительством крупных производственных, жилых комплексов, дорог и т.д.), то заказчиком заключается договор строительного подряда с каждым из них. Каждому генподрядчику для производства определенного вида работ выдается соответствующая проектно-сметная документация. Следует иметь в виду, что при заключении договоров строительного подряда выбор подрядчика не всегда проводится по усмотрению заказчика, а чаще всего на основе конкурса, результатом которого являются подрядные торги. Так, для объектов, по которым согласно законодательству проводятся подрядные торги, подрядчик определяется по их результатам, а для тех объектов, по которым торги не проводятся, выбор подрядчика осуществляется по усмотрению заказчика. В свою очередь, генеральный подрядчик привлекает к выполнению отдельных комплексов работ специализированные строительные и монтажные организации, заключая с ними договоры субподряда. Он же и несет ответственность перед заказчиком за выполнение всех работ, производимых и им самим, и привлеченными им субподрядчиками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты