Правовое регулирование лизинга по гражданскому законодательству
Содержание
1. Правовое регулирование лизинга по гражданскому законодательству России
1.1 Российское и международное законодательство о лизинге
1.2 Основные виды лизинга в гражданско-правовом аспекте
2. Договор лизинга по Гражданскому кодексу РФ
2.1 Понятие и признаки лизинга
2.2 Понятие и предмет договора лизинга
2.3 Правосубъектность сторон по договору лизинга
3. Проблемы и перспективы развития договора лизинга
Список использованных источников
Перечень сокращений
РФ – Российская Федерация
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации
ФЗ – Федеральный закон
ФАС – Федеральный арбитражный суд
Актуальность темы исследования. Мировой опыт применения лизинга доказал существование тесной взаимосвязи между уровнем развития данного вопроса и реальным увеличением объемов инвестиций, так необходимых для развития экономики России. Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования российских промышленных предприятий: значителен удельный вес морально и физически устаревшего оборудования, низка эффективность его использования. Несмотря на активное развитие, лизинг в российской экономике и гражданском законодательстве - явление еще мало изученное, а нормы, регулирующие данный вид обязательства, впервые появились лишь в ГК РФ 1996 года. Поэтому необходимость совершенствования знаний по данному институту гражданского права определяет актуальность изучения вопросов правового регулирования лизинга. Предприятия часто испытывают недостаток оборотных средств. При этом они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и потому вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг, под залог партий товара, недвижимости. Однако далеко не все предприятия могут позволить себе привлечь инвестиции с помощью дополнительной эмиссии акций или размещения облигаций [42, c. 11]. Долгосрочное банковское кредитование также не всегда является верным решением. Как правило, банки предпочитают работать с крупными клиентами, имеющими безупречную репутацию. Альтернативным способом финансового обслуживания инвестиционного процесса является лизинг, с помощью которого предприятие может оперативно решать производственные задачи, не покупая, а временно используя дорогостоящее оборудование. Как совокупность экономических и правовых отношений лизинг является одним из способов привлечения инвестиционных ресурсов в основные фонды наряду с банковским кредитованием и размещением собственных ценных бумаг. Лизинг относится к прямым инвестициям, в ходе которых лизингополучатель обязан возместить лизингодателю инвестиционные затраты в материальной и денежной форме и выплатить вознаграждение. Общая сумма лизингового договора должна быть равна сумме инвестиционных затрат и вознаграждения.
Основа лизинговых отношений в Российской Федерации регулируется Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге [1], гл. 34 ГК РФ [4] и Федеральным законом от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" [7]. Объект исследования представлен общественными отношениями, возникающими в связи с заключением договора финансовой аренды (лизинга).
Предмет исследования составляют теоретические конструкции, правовые нормы, доктрина, судебная практика в исследуемой области.
Целями исследования являются систематизация и аналитическое изучение развития института финансовой аренды (лизинга), а также правового регулирования финансовой аренды (лизинга).
К задачам исследования необходимо отнести:
- изучение правового регулирования лизинга по гражданскому законодательству России;
- изучение договора лизинга по ГК РФ;
- анализ проблем и перспектив развития договора лизинга в системе российского гражданского права.
1 Правовое регулирование лизинга по гражданскому законодательству России
1.1 Российское и международное законодательство о лизинге
Правовое регулирование лизинга в нашей стране имеет незначительную историю, обусловленную отсутствием подобных экономических отношений в советский период. С 1992 г. лизинг получает развитие в нашей стране, наряду с зарубежной практикой, несмотря на отсутствие специального регулирования (лизинг не регламентировался ни гражданским, ни налоговым законодательством). Между тем из-за отсутствия законодательной базы основой заключения договоров служили арендные отношения. В России становление лизинга проходило в непростых условиях формирования свободного рынка, создания предприятий и организаций, основанных на частной инициативе [37, c. 14]. Перечислим этапы, определяющие правовую основу развития лизинговой деятельности в России.
Первый этап закладывает основу, является отправным элементом в регулировании лизинга. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" (утратил силу) являлся первым в России правовым актом в сфере лизинга, определившим разработку и утверждение временного положения о лизинге. Данное положение было утверждено постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" (утратило силу). Второй этап определяет потребность регулирования лизинговой деятельности посредством лицензирования субъектов лизинга. Эти целям служило Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации (утратило силу). Отношения по лицензированию приобрели более взвешенный характер путем принятия 25 сентября 1998 г. Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", включившего лизинговую деятельность в число лицензируемых (в дальнейшем акты, регулирующие лицензирование лизинговой деятельности, утратили силу в связи с отменой лицензирования финансовой аренды). Третий этап устанавливает правовое регулирование лизинга как гражданско-правового обязательства, определяющего самостоятельный вид договора. Основы обязательств из лизинга были введены с 1 марта 1996 года во второй части ГК РФ, содержащей в главе 34 нормы о договоре финансовой аренды (лизинга) - ст. 665-670 ГК РФ [4]. Четвертый этап характеризует активизация лизинговых отношений в организационном плане. Необходимые меры государственного стимулирования лизинговой деятельности находят отражение, например, в постановлениях Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 915 "О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы", от 3 сентября 1998 г. N 1020, которым утвержден Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций. Пятый этап становления лизинга в России является итогом современного развития российской правовой базы лизинга, который определяется принятием в 1998 г. Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" [7].
Закон о лизинге является нормативным актом гражданско-правового характера. На данном этапе в законе выведены нормы, раскрывающие экономическое содержание лизинговых правоотношений, состав лизинговых платежей. Нормы Закона о лизинге относятся к материальным нормам внутреннего законодательства, непосредственно регулирующим гражданские правоотношения [28, c. 157].
В концепции построения ГК РФ лежит принцип исчерпывающего регулирования включенных в него поименованных гражданско-правовых договоров. Исключительность в приоритете ведения федеральным законодателем сферы гражданского права в полной мере распространяется на нормы, регулирующие договоры, в том числе договор финансовой аренды (лизинга). В настоящий момент нормы, регулирующие лизинг как гражданско-правовое обязательство, сосредоточены в главе 34 ГК РФ, в параграфе, именуемом "Финансовая аренда (лизинг)". Стабильное развитие лизинговых отношений и увеличение на этом фоне лизинговых операций определяет влияние не только на экономику, но и на законодательство во многих странах. При этом лизинговое законодательство в них имеет существенные различия. В научной литературе выделяют три уровня режимов правового обеспечения лизинговых отношений:
- страны, имеющие специальные законы, регулирующие лизинговые сделки (Франция, Бельгия, Италия и др.);
- страны, имеющие специальные законодательные акты (Англия, Австралия);
- страны, не имеющие специальных законов и подзаконных актов (США, Германия) [31, c. 92].
Россия принадлежит к тем странам, где главенствующую роль имеет нормативный акт и где имеется специальное законодательство, регулирующее договор лизинга. В США же, напротив, большой вес имеет судебный прецедент: нормативные акты создаются под влиянием не только практики применения договора лизинга, но и судебной практики по разрешению споров, вытекающих из его реализации.
Нормативная база стран прецедентного права в большей степени "опережается" развитием лизинга, что позволяет наиболее устоявшиеся модели правоотношений закрепить законодательно. В России развитие лизинга инициировалось нормативными актами и двигалось ими же. В настоящее время УНИДРУА (Международный институт по унификации частного права) осуществляет разработку Модельного закона о лизинге [37, c. 18]. Основным актом, регулирующим процессы унификации законодательства о лизинге, международного финансового лизинга в настоящий момент является Конвенция о международном финансовом лизинге. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге [1] (заключена в Оттаве 28 мая 1988 г.) является открытой для государств, желающих присоединиться к положениям Конвенции полностью или в части. Страны - участницы конвенции следуют положениям Конвенции применительно к условиям внутреннего правопорядка. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 января 1999 г. [8]. Россия присоединилась к Конвенции с оговоркой о применении норм своего внутреннего гражданского законодательства вместо положений п. 3 ст. 8 Конвенции. При этом ст. 20 Конвенции предусматривает такое право, вызванное интересами правовой системы или особенностями регулирования соответствующих правоотношений. В Российском законодательстве несколько по-иному и в целом строже регулируется ряд вопросов ответственности в рамках лизинговых правоотношений (ст. 401 ГК РФ, которая устанавливает основания ответственности за нарушение обязательств [3]). Таким образом, дополнительно защищаются интересы отечественных лизингополучателей.
Конвенция является ориентиром для российского законодательства. Присоединение к международному договору предполагает приведение национального законодательства в соответствие с положениями этого договора. Сфера действия Конвенции определяется территорией деятельности участников лизинговых отношений, не учитывается принадлежность лизингового имущества (как указано в Законе), она не имеет правового значения. Здесь следует указать на соотношение внутреннего и международного законодательства. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ. При этом, если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (ст. 7 ГК РФ). Исходя из вышесказанного, положения о международном финансовом лизинге Закона, которые не соответствуют Конвенции, не подлежат применению [29, c. 215]. Конвенция под международным финансовым лизингом понимает в основном сделки, заключаемые в сфере предпринимательской деятельности. Конвенция регулирует международные лизинговые сделки, т.е. сделки между теми странами, государствами, которые подписали данный акт, ратифицировали его, а также если участники лизинговых отношений (лизингодатель и лизингополучатель, поставщик) дают свое согласие на применение данной Конвенции; стороны в своих взаимных отношениях могут отступать от тех или иных положений или вносить изменения в возможные их последствия, кроме определенного круга положений данной Конвенции. Кроме того, Конвенция может быть принята не всеми административно-территориальными образованиями того или иного государства. В этом случае стороны составляют письменное заявление о неприменении положений данного международно-правового акта и не обязаны руководствоваться такими положениями. Основным законодательным актом, определяющим понятие лизинга и регулирующим лизинговую деятельность на территории Российской Федерации, является Федеральный закон N 164-ФЗ "О лизинге", вступивший в силу 5 ноября 1998 года. В нем предпринята попытка детально определить правовые и организационные особенности лизинга, заложить основу для реформирования налогового, валютного, таможенного законодательства в части лизинговой деятельности. Целями Закона являются развитие форм собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования в реальный сектор экономики. Закон позволяет квалифицировать лизинг:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10