Правовое регулирование оффшорных компаний в Российской Федерации: последние изменения законодательства и правоприменительная практика
Правовое регулирование оффшорных компаний в Российской Федерации: последние изменения законодательства и правоприменительная практика
Отношение к оффшорам в России складывается как в процессе и результате правоприменительной и судебной практики, в результате работы налоговых, таможенных и прочих органов, так и в результате определения общей политики государства. Таким образом, общая направленность политики государства при определении "правил игры" с оффшорами складывается из деятельности целого ряда государственных органов:
Президент и Правительство Российской Федерации;
Центральный банк России;
Федеральная налоговая служба России;
Федеральная таможенная служба России;
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - Росфиннадзор (орган, осуществляющий валютное регулирование и валютный контроль);
Федеральная служба финансового мониторинга - (орган, ответственный за противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем);
Уполномоченные банки (резидентные банки Российской Федерации, являющиеся агентами валютного контроля).
Рассмотрим деятельность этих субъектов более подробно.
Тема взаимоотношений с оффшорными зонами интересует наши государственные органы на самом высшем уровне. Так, Президент России еще в 2005 году в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию заявил, что необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами (в том числе и в оффшорах), в национальную экономику. Эти деньги, по словам Президента, должны работать в нашей стране, а не "болтаться" в оффшорных зонах. Кроме того, миллиардные состояния, запрятанные в оффшорах, там же передаются и наследуются, не попадая в Россию. Президент предложил ряд мер для решения этих проблем.
Во-первых, это проведение так называемой амнистии капитала.
Такая мера - достаточно распространенное явление в мировой практике, которое практиковали многие страны Европы, и даже страны СНГ. Объявляя амнистию капитала, государство предоставляет возможность вернуть капиталы, которые крутятся в оффшорных зонах либо осели в оффшорных банках, заплатив налог по минимальной ставке. Тем самым происходит легализация этих капиталов. И в дальнейшем государство обязуется не задавать никаких вопросов об источниках возникновения этих средств.
Во исполнение данного поручения Президента Госдумой России был принят закон № 269-ФЗ 30 декабря 2006 года "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами". С 1 марта 2007 года (дата вступления Закона в силу) и до конца 2007 года физические лица и индивидуальные предприниматели должны были принести в банк тринадцатипроцентный декларационный платеж. Легализовать таким образом можно было доходы, полученные с 1 января 2001 года до 1 января 2006 года. Платеж считался своевременной уплатой налога.
При этом банк не имел права требовать документы о виде и источниках доходов, а также запрашивать информацию о декларационных платежах. А любые данные, связанные с легализацией средств, не могли использоваться в качестве доказательства обвинения по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
По официальным данным Федерального казначейства на сегодняшний день в результате амнистии граждане легализовали более 28 млрд. руб.
Для решения второй проблемы - устранения проблемы наследования капиталов, осевших в оффшорных зонах, - Президент предложил отменить налог на имущество, переходящее в порядке наследования. Это предложение нашло свое отражение в законодательстве: соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации вступили в силу с 1 января 2006 года. Теперь доходы, полученные от физических лиц в порядке наследования, не подлежат в России налогообложению, за исключением доходов, полученных от авторских и лицензионных договоров.
Правительство в свою очередь издает постановления, утверждая списки стран, которые, по мнению ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег), с этой организацией не сотрудничают. Соответственно, автоматически попадают под контроль в рамках закона №115-ФЗ от 7 августа 2001 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Центральный Банк России также озабочен выводом капиталов за рубеж и является одним из наиболее активных субъектов со стороны государства, которые так или иначе нормируют работу нерезидентов. Ранее это был целый массив регулятивных мер: режим спецсчетов, режим резервирования. На сегодняшний день этого нет. Отменен также институт фактического деления на капитальный и текущие операции и институт индивидуальных разрешений на совершение сделок по приобретению недвижимого имущества.
ЦБ РФ одним из первых начал составлять так называемые "черные" списки оффшорных зон (Постановление ЦБ № 500-У от 12 февраля 1999 года). При установлении отношений, заключении контрактов с резидентами территорий из списка, банкам предписывалось уделять пристальное внимание таким сделкам, осуществлять дополнительный контроль, запрашивать вспомогательные документы. В настоящее время данное Постановление еще действует, но сами списки уже отменены.
Остался единственный "черный" список Центрального Банка, утвержденный Указанием № 1317-У от 7 августа 2003 года, содержащий определенный перечень государств. Но это Указание Центробанка с приложенным списком представляет меньший интерес владельцам оффшорных компаний, поскольку касается корреспондентских отношений российских резидентных банков с банками этих государств.
На сегодняшний день Центральный Банк "видит" нерезидентов только в рамках нормативных документов по оформлению паспорта сделки и контроля над правильностью его исполнения.
Кроме того, существуют многочисленные указания банка, которые выпускаются с периодичностью, как правило, раз в два - три месяца. Среди последних можно назвать информационные письма ЦБ РФ №13 от 29 февраля 2008 года и №12 от 31 июля 2007 года по обобщению практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.
Еще одним очень важным регулятором выступают налоговые органы РФ. В отличие от деятельности Центрального Банка, налоговые органы анализируют деятельность налогоплательщика по совокупности факторов. И зачастую на практике бывает, что, несмотря на то, что все документы собраны правильно, соответствуют предъявляемым требованиям, по совокупности факторов налоговые органы считают, что налогоплательщик является недобросовестным, извлекает необоснованную налоговую выгоду и пр.
Налоговые органы тоже имеют свои "черные" списки. Так, есть список, который состоит из двух групп государств. Во-первых, это государства, с которыми у России отсутствуют соглашения об избежании двойного налогообложения или соглашения об обмене налоговой информацией. Список был составлен для того, чтобы налоговая служба могла контролировать заключенные сделки и, соответственно, величину удерживаемых налогов, при перечислении доходов иностранным компаниям.
Во второй группе государств - оффшорные зоны, при заключении сделок с резидентами которых, налоговым органам на местах предписано уделять повышенное внимание. Такой список был сформирован Письмом МНС РФ № ФС-6-26/360 от 27 марта 2002 года. Упомянутым письмом сформирован довольно большой список государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Но с тех пор ситуация сильно изменилась, а список остался без изменений. Сегодня документ не отменен и существует как некая констатация факта на определенный момент времени.
В то же время, налоговые органы на местах используют этот список, проявляя к сделкам с участием таких нерезидентов повышенное внимание и дополнительный контроль. Практика такова, что на сделки, заключаемые с нерезидентами из оффшорных зон, а порой и с нерезидентами оншорных зон, налоговые органы смотрят отрицательно. Часто, не вдаваясь в подробности, насколько реальна сделка, насколько она направлена или не направлена на уклонение от налогов, налоговые органы отказывают налогоплательщику в возмещении НДС, обращаются в суд с признанием таких сделок недействительными либо доначисляют налоги. Существует достаточно обширная судебная практика по этим вопросам.
В качестве примера можно привести одно из дел, когда налоговый орган отказал налогоплательщику в возмещении НДС только лишь в связи с тем, что сделка была заключена с резидентом оффшорной территории, и резидент этой территории не имел ИНН и не предоставлял налоговую отчетность в стране своей регистрации. Налоговый орган счел, что такая сделка является недобросовестной сделкой, и возмещение НДС недопустимо. Тем не менее, суд не принял доводы налогового органа, и это дело было выиграно налогоплательщиком, он смог возместить НДС.
Суд посчитал, что факт непостановки резидентом оффшорной территории на налоговый учет в стране своей регистрации, и не представление им налоговой отчетности, не может являться доказательством мнимой, недобросовестной сделки и, естественно, не является основанием для отказа в возмещении НДС (Постановление ФАС Московского округа от 12 августа 2004 года № КА-А40/5890-04).
В ноябре 2007 года был принят Приказ Минфина (№108Н от 13 ноября 2007 года)"Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций", в котором был прописан перечень из 41 оффшора. Данный документ был принят в соответствии с поправками в Налоговый кодекс, вступившими в силу с начала 2008 года и устанавливающими нулевую ставку налога на прибыль с дивидендов, получаемых компаниями от участия в капитале других организаций (то есть от своих "дочек"). До сих пор эти доходы облагались по ставке 9%, если же дивиденды платила иностранная компания - то 15%. Освобождение от обложения этих выплат было предоставлено налогоплательщикам по инициативе Владимира Путина, поручившего создать стимулы для размещения холдингов в России.
Для освобождения от налога холдинг должен владеть долей в уставном капитале компании, выплачивающей дивиденды стоимостью минимум 500 млн. руб. (более $20 млн). Кроме того, эта компания не должна быть зарегистрирована в оффшорной зоне. Перечень таких зон и определил Минфин своим приказом. При составлении списка ведомство использовало два критерия: непредставление странами информации о финансовых операциях и применение ставки налога на прибыль минимум на треть ниже российской (24%).
У оффшорных и оншорных компаний, тесно связанных с российским бизнесом, время от времени возникает необходимость появления в России с тем, чтобы работать на российском рынке как с целью создания постоянных представительств в налоговом смысле, так и без такой цели. И, несмотря на то, что по месту своей регистрации (в оффшорных зонах) такие компании не несут обязанностей по уплате каких бы то ни было налогов, существуют определенные случаи, при которых для таких компаний из неналоговых юрисдикций возникает необходимость уплаты налогов в Российской Федерации. К таким случаям действующее российское законодательство относит следующие:
Компания осуществляет деятельность непосредственно на территории России (заключает сделки, оказывает услуги на территории Российской Федерации, торгует здесь, выполняет работы и т.д.). Таким образом, образуется постоянное представительство такой организации - нерезидента в налоговом смысле и возникает обязанность постановки такой компании на учет в налоговом органе и уплачивать соответствующие налоги;
Страницы: 1, 2