Компания владеет недвижимым имуществом на территории Российской Федерации. В этом случае компания также подлежит постановке на налоговый учет; возникает обязанность уплаты налога на имущество и других налогов;
Компания владеет транспортным средством на территории Российской Федерации. Ей будет необходимо встать на налоговый учет и уплачивать налог на имущество, транспортный налог и другие налоги.
Оффшорные и оншорные компании, состоящие на налоговом учете в Российской Федерации, обязаны предоставлять в налоговые органы как налоговую отчетность (налоговые декларации в соответствии с действующим российским законодательством), так и годовую отчетность, которая состоит из специальной формы (годовой отчет по деятельности), утвержденной ФНС России, и пояснительной записки, которая, как правило, разрабатывается налоговыми органами на местах. Эти две формы ежегодно сдаются иностранными организациями в налоговые органы.
Еще один аспект, на который с неизменным постоянством обращают свое внимание налоговые органы при рассмотрении сделок с оффшорными компаниями, это вопрос трансфертного ценообразования - заключение сделок по цене, отличной от рыночной, но удобной дочерним структурам, взаимозависимым лицам, по цене, установленной внутри группы компаний.
Проект закона, посвященный изменениям в области трансфертного ценообразования в России, разрабатывается уже несколько лет. Предположительно, принятие этого законопроекта Госдумой России возможно в 2008-2009 годах. Скорее всего, положения законопроекта будут вводиться поэтапно. В частности, согласование цены сделки и методики ценообразования вступят в силу с 2010 года. Компании получат возможность согласовывать с налоговыми органами цену и методику ценообразования по сделкам в 2010 году.
В настоящее время трансфертное ценообразование в том виде, в каком оно есть, регулируется статьями 20 и 40 Налогового кодекса. Налоговые органы контролируют правильность применения цены по сделке (в которой участвуют, в том числе и нерезиденты) в следующих случаях:
взаимозависимые лица;
бартерные операции;
внешнеторговые сделки;
существует явное отклонение от рыночной цены (20-ти процентный коридор).
Остановимся на одном из аспектов, касающихся проблем применения налоговыми органами норм о трансфертном ценообразовании в сделках с оффшорными и оншорными компаниями, - вопросе взаимозависимости лиц.
Взаимозависимые лица, согласно статье 20 Налогового кодекса Российской Федерации, это два юридических лица, если у одного из них более чем 20% участие в другой организации, физические лица в силу должностного подчинения или в силу отношений, установленных Семейным кодексом, и иные основания, оставленные на усмотрение суда. То есть суд может признать взаимозависимыми и неопределенный круг лиц, посчитав, что обстоятельства свидетельствуют о взаимозависимости лиц.
Не согласившиеся с законодателем и правоприменителями налогоплательщики обращались в Конституционный суд с тем, чтобы обжаловать эту норму Налогового кодекса и исключить широкое толкование, оставленное на усмотрение суда. Конституционным судом были вынесены определения (Определения Конституционного суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года № 441-О и № 442-О), из которых можно сделать вывод, что усмотрение суда, рассматривающего дело, также не может быть неограниченным. Оно определяется теми законами, которые существуют и действуют в Российской Федерации, в которых такое понятие взаимозависимости может быть дано.
Например, Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", где дано определение аффилированных лиц, которые могут быть взаимозависимыми. Или законы "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах", где дается понятие зависимых лиц или сделок с заинтересованностью. В любом случае, когда суд принимает на свое усмотрение решение, что сделка была заключена между взаимозависимыми лицами, это усмотрение должно ограничиваться и должно подкрепляться ссылками на конкретные законодательные акты Российской Федерации.
Взаимозависимость лиц в сделке не влечет со стопроцентной вероятностью возникновение трансфертной цены по сделке. Например, по одному из рассмотренных судом дел налоговый орган отказал налогоплательщику в возмещении НДС в силу того, что сделка была заключена между оффшорной компанией и российской компанией, у которых были одинаковые акционеры и учредители. Налоговый орган счел их взаимозависимыми лицами и, сославшись на то, что это недобросовестный налогоплательщик, отказал в возмещении НДС. (Постановление ФАС Московского округа от 15 июля 2005 года № КА-А40/6212-05).
Однако суд восстановил справедливость, указав, что взаимозависимость - это не единственный показатель. Необходимо также доказать, что эта взаимозависимость вызвала применение трансфертных цен, что в сделке была применена очень низкая или заведомо завышенная цена. Только при наличии совокупности двух фактов - наличия взаимозависимости и реальное применение трансфертной цены - налоговый орган может отказывать в возмещении НДС, доначислять налог, начислять пени, штрафы и взыскивать их в принудительном порядке.
Таможенные аспекты внешнеторговых операций, а также любых других операций с участием оффшоров.
Очень часто оффшорные компании используются для снижения таможенных пошлин на границе. Однако государство, в лице таможенных органов, разумеется, хорошо знакомо с применяемыми схемами и достаточно успешно с ними борется. Например, в конце 2005 года была успешно реализована операция по легализации импорта сотовых телефонов, практически уничтожившая "серый" импорт этой группы товаров. В результате официальная декларируемая стоимость телефона увеличилась в 2-3 раза, а таможенные платежи, поступающие в бюджет, выросли более чем в 40 раз в сентябре 2005 года. И сегодня практически весь рынок сотовых телефонов ввозится официально, "серый" импорт устранен. По признанию самих таможенников, это удалось осуществить в результате применения системного подхода к ситуации, в том числе благодаря новому уровню технического оснащения и квалификации кадров.
Среди мер, которые и впоследствии собираются применять таможенные органы России, чтобы сократить "серый" импорт и других групп товаров, можно обозначить следующие:
регламентация отношений с таможенными службами других стран на предмет заключения соглашений о предварительном представлении информации (до того момента, как товар дойдет до таможенной границы). Такое соглашение уже подписано с Казахстаном, подписывается с Украиной, а также ведутся переговоры с Евросоюзом;
внедрение технических средств нового поколения (Инспекционно-досмотровые комплексы - ИДК). Планируется сделать более 70 таких комплексов, часть из которых будут мобильны. На отдельных участках границы уже началось использование таких комплексов;
планируется оборудование таможенных постов специальной программой автоматизированной системы оценки рисков;
развивается электронное декларирование. Кроме того, есть планы создания системы "одного окна" на границе, поскольку сейчас помимо таможенного досмотра декларанты должны пройти еще, как минимум, шесть видов досмотров (ветеринарный, транспортный и др.), что отнимает большое количество времени;
создание единой базы данных с налоговой службой.
Таможенные органы для реализации своих функций наделены достаточно широкими полномочиями в уголовно-правовой и административно-правовой сфере. Обладая полномочиями органов дознания и органов следствия, они могут привлекать лиц к уголовной и к административно-правовой ответственности. После того, как были внесены изменения в КоАП, которые существенно увеличили суммы штрафов за правонарушения в области таможенного дела, увеличилась также и активность таможенных органов по привлечению лиц к административной ответственности.
Валютное регулирование и валютный контроль осуществляется в России в соответствии с нормами федерального закона № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года "О валютном регулировании и валютном контроле".
До 1 января 2007 года Закон содержал в себе широкий перечень методов валютного регулирования, в частности:
1) резервирование денежных средств на расчетном счете при расчете с нерезидентами;
2) использование спец. счетов, когда получаются или предоставляются кредиты и займы нерезидентам либо осуществляется покупка-продажа ценных бумаг;
3) предварительная регистрация счета;
4) обязательная часть продажи валютной выручки, полученной по результатам сделки.
Упомянутые меры вводились принятием закона в 2003 году для поддержки курса рубля и снижения инфляции. Поскольку на сегодняшний день необходимость в этом отпала, данные методы действовали до конца прошлого года. С 1 января 2007 года закон "О валютном регулировании и валютном контроле" предстал в значительно сокращенном виде.
Агентами валютного регулирования являются резидентные банки, которые проверяют сделки резидентов, а также сделки, заключаемые российскими компаниями с нерезидентами.
Органами валютного регулирования и валютного контроля являются Правительство Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и специально созданный орган - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая обладает полномочиями по привлечению лиц к административной ответственности за нарушение валютного законодательства, а также может инициировать возбуждение уголовного дела, которое осуществляют соответствующие органы следствия и дознания.
Говоря об оффшорных компаниях, нельзя не упомянуть в этой связи и о борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Такая борьба осуществляется специализированными международными организациями (ФАТФ, ОЭСР), а также различными государствами в рамках собственных границ. В Российской Федерации государственным органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем является Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ), которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
ФСФМ не обладает полномочиями в уголовно-правовой и административно-правовой сфере. Она может лишь приостановить операции по счету в резидентном банке, если такая операция окажется ему подозрительной, и затребовать дополнительную информацию самостоятельно или через агентов валютного контроля (уполномоченные банки).
В дополнение к Закону №115-ФЗ было принято большое количество подзаконных актов, определенная часть которых регулирует деятельность резидентных банков по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.
В частности, Центробанком России были утверждены Методические рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, где, кроме всего прочего, обозначены дополнительные критерии повышенной степени риска, а также критерии выявления и признаки необычности сделок (Письмо № 99-Т от 13 июля 2005 года).
Кроме того, с 15 января 2008 года вступили в законную силу поправки к Закону об отмывании денежных средств. Отныне при переводе суммы свыше 600 000 руб. плательщик обязан передавать в банк дополнительные сведения о себе: в бланке перевода необходимо указывать практически все паспортные данные, включая год рождения и сведения о регистрации, а также ИНН. При переводе денег родственнику требуется подтверждение родства. Юридические лица должны указывать идентификационный код налогоплательщика или код иностранной организации. Все эти данные банки обязаны передавать в Росфинмониторинг, который проверят сведения на предмет того, насколько возможна ситуация, что эти деньги получены от отмывания доходов, полученных преступным путем.
Таково общее направление политики отдельных государственных органов и государства в целом относительно взаимоотношений с оффшорными зонами и компаниями, зарегистрированными в них.
По оценкам экспертов, только за последние 10 лет в оффшоры из России нелегально было выведено более 200 млрд. долларов. Очевидно, что государство в такой ситуации не может и не хочет оставаться равнодушным к этой теме и старается найти точки соприкосновения с предпринимателями, возвратить инвестиции в Россию.
Страницы: 1, 2