Таблица 4
Типы, методы и способы правового регулирования
Типы правового |
Общедозволительный |
||
регулирования |
Разрешительный |
||
Методы правового |
Централизованное (императивное) |
Способы правового |
Юридическое дозволение |
регулирования |
регулирование – метод субординации |
регулирования |
Юридическое запрещение |
|
Децентрализованное (диспозитивное) регулирование – метод координации |
|
Общение дозволения запреты |
|
Смешанные императивно-диспозитивные методы |
|
Позитивное обязывание |
Таблица 5
Механизм правового регулирования (МПР)
|
|
|
Законодательные органы |
|
Правовой "инструментарий" |
Юридические нормы |
Субъекты правового |
Судебные органы |
|
(правовые средства) |
|
регулирования |
Правоохранительные органы |
|
|
|
|
Нотариальные органы |
|
|
|
|
Адвокатура |
|
|
Правовые |
Субъективные права |
||
|
отношения |
Юридические обязательства |
||
Акты реализации |
Акты применения права |
|||
прав и обязанностей |
Индивидуальные обязывающие акты |
|||
|
Правоположения практики |
|||
Именно так наглядно предстает перед нами современная развитая практика правового регулирования. Она целиком и полностью охватывает как сферу акционирования, так и сферу деятельности акционерных обществ.
Такого рода практику, связанную с организацией и функционированием АО, пришлось восстанавливать (создавать заново) после десятилетий советской власти, использовать в ходе приватизации, а теперь и совершенствовать по мере продвижения к цивилизованной (отвечающей нормам права, демократически отрегулированной, сводящей к минимуму криминальные и иные негативные проявления) рыночной экономике.
Вот теперь мы и завершим собственно рассмотрение правового положения и реального правового регулирования деятельности АО, созданных в России в процессе приватизации.
В соответствии с п. 3 ст. 96 и п. 5 ст. 98 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование деятельности акционерных обществ, образованных в ходе приватизации государственных и муниципальных предприятий, осуществляется законодательством о приватизации [20, c. 137].
Ст. 1 (п. 5) Федерального закона "Об акционерных обществах" продублировала аналогичную норму, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, но при этом ввела в правовой оборот характеризующие отличительные признаки, с приобретением которых для указанных акционерных обществ прекращается действие законодательства о приватизации и регулирование их деятельности осуществляется Федеральным законом "Об акционерных обществах" [24, c. 6].
Так, к упомянутым выше отличительным признакам Федеральный закон "Об акционерных обществах" относит отчуждение 75% принадлежащих государству или муниципальному образованию акций в таком акционерном обществе после окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.
Следовательно, до момента отчуждения 75% принадлежащих государству или муниципальному образованию акций и не позднее срока окончания приватизации предприятия, определенного планом приватизации, сохраняется действие учредительных документов акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и порядок формирования органов управления этих обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности[26].
По нашему мнению, необходимо обратить внимание на то, что подобное разграничение акционерных обществ в зависимости от способа их образования не случайно предусмотрено в действующем гражданском законодательстве.
Акционерные общества, создаваемые в процессе приватизации, образуются в основном ради цивилизованного перераспределения государственной собственности между акционерами при приватизации государственных и муниципальных предприятий. В то время как обычные акционерные общества, что и обусловлено законом, создаются с целью концентрации капитала, позволяющего осуществлять различные инвестиционные проекты, и при ограниченном риске их учредителей.
Поэтому при анализе правовых норм, содержащихся как в законодательстве о приватизации, так и в общем гражданском законодательстве, необходимо учитывать эту двойственность одной из наиболее эффективных организационно-правовых форм, какой в настоящее время является акционерное общество.
В п. 3 ст. 94 Федерального закона "Об акционерных обществах" содержится императивная норма, согласно которой учредительные документы акционерных обществ, созданных до введения в действие Федерального закона "Об акционерных обществах" "подлежат приведению в соответствие с нормами указанного закона не позднее 1 июля 1996 г.[27]
Представляется целесообразным, что в процессе приведения учредительных документов акционерных обществ, образованных в процессе приватизации, в соответствие с требованиями федерального закона необходимо учитывать особенности создания, организации и деятельности этих обществ, предусмотренные законодательством и нормативно-правовыми актами о приватизации в Российской Федерации. Ибо игнорирование этих особенностей непременно приведет к противоречиям действующему законодательству о приватизации и фактически дезавуирует весь процесс реформирования государственного сектора экономики.
Для нашей диссертации очень существенно обобщить и привести в единую систему (совокупность) представлений все разработанные и использованные нормативные установления, способствовавшие процессу акционирования в России. Сейчас мы скажем об итогах этой большой сравнительной аналитической работы.
Выделим наиболее существенные особенности создания и деятельности акционерных обществ при приватизации, которые теперь уже корректируются законом "Об акционерных обществах":
1) учредителями акционерных обществ в процессе приватизации являются комитеты по управлению государственным имуществом (п. 2.2 Указа Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. №1535), уполномоченные выступать в таком качестве от имени государства – Российской Федерации, тогда как в соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах" государственные органы не могут выступать учредителями акционерных обществ, если иное не установлено законом;
2) величина уставного капитала определяется по данным баланса в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. №66, а по ст. 26 федерального закона минимальный уставный капитал для открытых акционерных обществ должен составлять не менее 1 000 минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации общества;
3) установлен статус "Золотой акции", предоставляющей особые права ("вето") ее владельцу (Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. №1392), тогда как в соответствии со ст. 31 федерального закона каждой обыкновенной акции предоставляется одинаковый объем прав;
4) в соответствии с планом приватизации привилегированные акции типа А в пределах 25% уставного капитала подлежали бесплатной передаче работникам предприятия, а ст. 34 федерального закона устанавливает, что все акции при размещении подлежат оплате;
5) учредительными документами акционерного общества являлись устав и план приватизации (см. п. 5.10 Типового устава акционерного общества, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. №721, в редакции от 16 ноября 1992 г.), тогда как в настоящее время согласно статье 11 федерального закона учредительным документом является только устав общества;
6) указанным Типовым уставом АО была предусмотрена только очная форма проведения общего собрания акционеров, тогда как ст. 50 федерального закона установлены три формы проведения общего собрания: очная, заочная и смешанная;
7) при учреждении общества члены совета директоров и генеральный директор назначались соответствующим комитетом по управлению имуществом (Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. №1392), тогда как в соответствии со ст.ст. 48, 65 федерального закона назначение генерального директора при учреждении общества может быть в компетенции либо общего собрания акционеров, либо совета директоров, а совет директоров избирается при учреждении общества общим собранием акционеров;
8) согласно п. 7.1 Типового устава АО председателем совета директоров являлся генеральный директор, то есть допускалось совмещение постов руководителя единоличного исполнительного органа общества и руководителя наблюдательного совета общества, а п. 2 ст. 66 федерального закона устанавливает, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (генерального директора) не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета);
9) по Указу Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. №1392, в состав совета директоров автоматически входили генеральный директор (или его представитель), представитель фонда имущества (комитета) иди доверительного собственника, представитель трудового коллектива и местного представительного органа (по месту расположения или регистрации предприятия), тогда как в соответствии со ст. 66 федерального закона члены совета директоров избираются годовым общим собранием акционеров;
10) по Указу Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. №721 (см. п. 7) за должностными лицами администрации преобразуемого предприятия закреплялись правомочия правления акционерного общества, а в соответствии со ст. 65 федерального закона образование исполнительного органа может находиться либо а компетенции общего собрания, либо в компетенции совета директоров общества;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21