Правовое регулирование отношений, вытекающих из агентского договора
Содержание
введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.основные аспекты агентского договора……….7
1.1.Содержание агентского договора…………………..7
1.2.Оформление полномочий по агентскому договору ……………………………………………………………21
Глава 2. Цивилистический и налоговый аспекты агентского договора………………………………………………….23
Глава 3. Правовое регулирование агентских отношений………………………………………………………………….28
3.1.Применение к агентским сделкам правил о договорах поручения и комиссии…………………...28
3.2.Отчетность по агентскому договору………….31
глава 4.Агентский договор: правовые проблемы……….39
4.1.Регулирование агентских отношений в гражданском законодательстве..…………………....39
4.2.противоречивость в практике применения…41
4.3.Агентские риски…………………………………………...47
Заключение………………………………………………………………...50
Список литературы…………………………………………………….52
приложение………………………………………………………………...57
введение
Институт агентирования является новым для российского гражданского законодательства, поэтому все правила, закрепленные в гл. 52 Гражданского кодекса РФ, не имеют аналогов в ГК 1964.
Агентирование оформляется соответствующим договором, именуемым агентским. Данный договор является разновидностью договора услуг. В основном услуги по агентскому договору относятся к числу юридических, однако в отличие от договоров поручения и комиссии, которыми опосредствуется предоставление только юридических услуг, агентский договор будет иметь более широкую сферу применения, поскольку в рамках этого договора могут предоставляться и другие услуги.
Актуальность нашего исследования в том, что настоящее время агентский договор используется в сфере предпринимательской деятельности. Тем не менее, он может применяться и для получения или оказания услуг, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Осуществление предпринимательства нередко требует от лица, которое действует в чужом интересе, совершения не только юридических, но и фактических действий, что невозможно при заключении договора комиссии или поручения в силу самого существа этих договоров. Услуги же, оказываемые по агентскому договору, как видно из его определения, могут носить комплексный характер, и с этой точки зрения этот тип договора становится наиболее привлекательным для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность через посредников.
Агентский договор согласно п.1 ст. 1005 ГК РФ[1] представляет собой договор, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от его имени и за его счет.
Ряд специалистов на основании текста ГК РФ признают существование отдельного института агентирования. Например, в статье проф. МГУ им. М.В. Ломоносова Е. Суханова1 выделены следующие специфические признаки агентского договора, изложенные в ст. 1005 ГК РФ.
1. Посредник (агент) совершает в интересах принципала одновременно как сделки, создающие правоотношения принципала с третьими лицами (аналогично сделкам по договорам комиссии и поручения), так и юридические и фактические действия. Последние не создают правоотношений принципала с третьими лицами, а ограничиваются взаимоотношением сторон только в рамках агентского соглашения, то есть между агентом и принципалом.
Например, принципал может поручить агенту организацию сбыта товаров, принадлежащих принципалу. Эта задача может состоять не только из заключения договоров на их продажу, но и проведения других мероприятий по завоеванию рынка сбыта (рекламных, маркетинговых).
2. В отличие от других посреднических договоров, предназначенных для реализации разовых сделок, агентский договор всегда имеет пролонгированный характер (посредник совершает сделки и действия).
3. В рамках одного агентского договора агент может действовать как от своего имени, так и от имени принципала. Иными словами, в течение срока действия договора агент может работать по одному кругу задач по схеме договора комиссии, а по другому кругу задач - по схеме договора поручения
На необходимость специальной договорной конструкции, удовлетворяющей перечисленному комплексу критериев, указано в статье Н. Морозовой1, посвященной практическим вопросам организации доставки грузов. Не секрет, что и поставщик, и покупатель, занимаясь определенной деятельностью, стремятся освободить себя от несвойственных им функций, например, по организации доставки грузов.
Безусловно, предпочтительным является, чтобы посредник, привлекаемый в схему продаж, смог реализовывать весь комплекс необходимых услуг, в частности обеспечивать предоставление услуг экспедитора и перевозчика. Но возможны ситуации, например, связанные с внешнеэкономической деятельностью и специальными видами транспортировки (морской, авиа), когда экспедитор возлагает на себя обязанности отправки либо приемки2 товара и объективно не может в рамках агентского договора агент выполняет две функции: совершает сделки с третьими лицами в пользу принципала и оказывает принципалу услуги, связанные с заключением сделок в рамках того же договора. возложить ответственность за своевременность и сохранность его доставки, так как не может проконтролировать перевозку.
В этом случае приемлема конструкция агентского договора. Посредник сможет не только оказывать услуги экспедитора (так называемая экспедиция по отправлению товара либо экспедиция по получению товара), но и обеспечивать заключение договоров перевозки принципала с надлежащим перевозчиком, способным выполнить функции перевозки в каждом очередном случае отправки или получения грузов.
Сказанное выше свидетельствует о наличии самостоятельных признаков агентского договора как отдельного вида посреднических договоров. При этом агентский договор позволяет учитывать как реальные потребности принципала (комплексность и долгосрочность получаемых услуг), так, и специфику возможностей агента. (В примере с международной перевозкой грузов агент объективно не способен нести ответственность за результаты оказания услуг перевозчиком.)
Учитывая, что именно такая договорная конструкция наиболее распространена в практике взаимоотношений сторон по международным сделкам, следует признать ее актуальность для предпринимательских структур, совершающих, в частности, экспортно-импортные операции.
Приступая к изучению заданной темы, мы учитывали её несомненную актуальность в современных условиях развития народного хозяйства.
Главной целью, выдвинутой нами, является рассмотрении агентского договора. как института гражданского права.
Сообразно поставленной цели нами была предпринята попытка решения таких задач, как:
ü анализ общего понятия агентского договора;
ü выявление элементов содержания агентского договора;
ü изучение правового регулирования агентских отношений в хозяйственном обороте;
ü анализ правовых проблем агентского договора
|
Нормативно-правовую базу настоящей работы составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ, постановления Правительства РФ, учебная и специальная литература, ряд монографий и публикаций.
Данная дипломная работа может быть рекомендована как юристам, специализирующимся в данном институте, студентам и преподавателям юридических и экономических факультетов, а также всем желающим, которым интересна данная проблема
Глава 1.основные аспекты агентского договора
1.1.Содержание агентского договора
Отношения агентирования являются примером заимствования российским законодательством институтов англо-американской правовой системы. Праву стран континентальной Европы агентский договор неизвестен. Дело в том, что отношения, регулируемые в англо-американском праве агентским договором, в континентальном праве охватываются договорами поручения и комиссии. Для различных правовых систем достаточно долгое время считалось естественным наличие либо агентского договора, либо договоров поручения и комиссии. Так если заключался агентский договор, подлежащий регулированию по континентальному праву, к нему соответственно применялись нормы, регулирующие отношения поручения или комиссии. Для англо-американского права характерно понимание агентского договора как общего, при котором поручение и комиссия являются по отношению к нему специальными, подчиняющимися институту агентирования.1 Сложившаяся после принятия второй части ГК РФ ситуация в российском законодательстве привела к тому, что в ГК РФ урегулированы в качестве самостоятельных договоров и договор поручения, и договор комиссии, и агентский договор, при этом ни один из них не выступает в качестве общего для других, так как все они юридически равны.
Применение агентского договора в хозяйственной практике российских предпринимателей до принятия части второй ГК РФ осуществлялось в соответствии с принципом диспозитивности, допускающим возможность заключения любого договора, в том числе и прямо не предусмотренного законом, но не противоречащего общим началам и смыслу гражданского законодательства.
Необходимость его заключения была обусловлена стремлением создать такую модель посреднических отношений, которая не укладывалась бы в прокрустово ложе требований и ограничений, ранее содержавшихся в нормах о договорах комиссии и поручения. Однако при отсутствии в законе норм, непосредственно посвященных агентскому договору, стороны обязаны были руководствоваться требованиями закона, установленными для поручения и комиссии.
Другим фактором, оказавшим влияние на появление в российском законодательстве агентского договора, является активизация отношений по внешней торговле. Будучи широко представлены в экономике западных стран, агентские отношения стали получать распространение и в практике российских предприятий с участием иностранных инвестиций, а также иных предприятий, непосредственно реализующих свои товары и услуги на внешнем рынке. Например, судоходные, транспортные, страховые компании, осуществляющие свою деятельность во многих странах, не могут не прибегать к услугам посредников, которые, как правило, оформляются агентским договором.
Понимая важность регулирования агентских отношений, Советом Европейского Экономического Сообщества была принята Директива № 86/635 от 18 декабря 1986 года о координации законодательств государств — членов ЕЭС по вопросу о независимых торговых агентах1, направленная на унификацию законодательства стран, входящих в Европейское Сообщество. Поскольку большая часть внешнеторговых операций российских предпринимателей приходится на отношения с участием стран ЕС, при заключении агентских договоров необходимо учитывать и нормы Директивы Совета ЕС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8