Правовое регулирование отношений по поводу земельных участков

Ряд собственников земельных участков неправильно полагают, что если они окружат их высоким глухим забором, то ни перед кем отвечать не будут.

Как только субъект становится собственником, на него законодательство возлагает ряд обязанностей.

Собственники земельных участков, а также лица, использующие эти участки, в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ обязаны:

·                использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

·                сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках;

·                осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок

пользования лесами, водными и другими природными объектами;

·                не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;

·                соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов;

·                своевременно приступать к использованию земельных участков, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.

И последнее – собственник обязан вовремя осуществлять все платежи, связанные с обладанием земельным участком: налоги, сборы, иные платежи за землю.

В статье 43 ЗК РФ говорится, что отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей.

Несоблюдение норм действующего законодательства, их грубое нарушение влекут для собственников земельных участков различного рода санкции, вплоть до изъятия земельных участков (ст. 285 Гражданского кодекса Российской Федерации).

2.2 Ограничения прав на земельные участки


Признание частной собственности на землю в Российской Федерации и включение земельных участков в гражданский оборот привело к тому, что на первоначальном этапе становления рыночной экономики в нашей стране земля нередко стала рассматриваться как обычный товар. Создавалась иллюзия, что земельные участки могут переходить от одних лиц к другим, как любой другой товар. Между тем земля является очень специфическим видом материальных ресурсов, к использованию и охране которого предъявляются особые и зачастую весьма высокие требования.

Значение земли в деятельности любого общества сложно переоценить. В качестве основного компонента окружающей природной среды земля выполняет важнейшую экологическую функцию. Поверхность земли выступает местом размещения различных объектов, а ее почвенный слой используется в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве. По существу земля представляет собой основной и естественный фактор в любой сфере бизнеса, прямо или косвенно участвующий в производстве всех других товаров и благ. Социальная роль земли состоит в том, что она служит местом обитания и условием жизни людей. Наконец, земля как территория государства или ее административно-территориальных единиц обуславливает политическую функцию.

Таким образом, земля имеет многофункциональное значение, а потому владение, пользование и распоряжение земельными участками не должно входить в противоречие с публичными интересами, а также нарушать права и законные интересы отдельных лиц, что прямо закреплено в Конституции РФ (ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 36).

Предоставление прав на землю собственникам земельных участков, землевладельцам и землепользователям всегда сопровождается возложением на них определенных обязанностей. Выполнение этих обязанностей ограничивает возможности реализации любого права на земельные участки.

Русский цивилист В.И. Синайский отмечал, что понятие и содержание права собственности определяется установлением тех или иных границ, в пределах которых гражданский правопорядок признает право собственности, а сами эти границы, суживающие понятие права собственности, и есть его ограничения.

В отношении земельных участков указанные ограничения состоят в обязанностях собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей совершать или не совершать определенные действия либо терпеть чужие действия постольку, поскольку это диктуется публичными интересами, а также необходимостью обеспечения прав и законных интересов отдельных лиц.

Как справедливо отмечено в одном из определений Конституционного Суда РФ, земля является «особого рода товаром, недвижимостью». Данная специфика объясняет причину, по которой законодательством устанавливаются многочисленные ограничения прав на землю.

Ограничения прав на землю, которые предусматриваются действующим законодательством, весьма разнообразны. Очень специфичны формы их установления. При этом трактовка ограничений прав на землю в разных отраслях законодательства неоднозначна.

Федеральные законы устанавливают ограничения прав на землю в целях:

·                     сохранения природных объектов или памятников истории и культуры;

·                     создания необходимых условий для осуществления хозяйственной и иной деятельности;

·                     эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов и коммуникаций;

·                     охраны жизни и здоровья людей и т.д.

Многообразие целей приводит к тому, что ограничения прав на землю определяются в федеральных законах, относящихся к самым разным отраслям законодательства.

В одних федеральных законах устанавливается правовой режим земель, который налагает на правообладателя обязанность соблюдать определенные требования. В других федеральных законах содержатся перечни обязанностей лиц, использующих земельные участки. Имеются федеральные законы, которые ограничивают оборот земельных участков или допускают обременение вещных прав на землю определенными обязательствами. Существуют также федеральные законы, которые требуют от обладателей прав на землю выполнять различного рода технические требования, например, СНиПы или СанПиНы.

В гражданском законодательстве ограничениями (обременениями) прав на земельные участки предлагается считать сервитут, ипотеку, доверительное управление, аренду, арест имущества и другие условия и запреты, стесняющие соответствующего правообладателя. Иными словами, ограничения прав на землю трактуются как условия и запреты, влияющие на гражданский оборот земельных участков.

Земельное законодательство ограничениями прав на землю называет различного рода запреты и условия, выполнение которых связано с использованием земель и объектов, расположенных на них, а также с осуществлением строительства и иной деятельности. В данном случае ограничения прав на землю трактуются как условия и запреты, влияющие на использование и охрану земель.

Применять законодательство, в котором определяются ограничения прав на землю, необходимо с учетом вышеуказанных обстоятельств.

Среди федеральных законов об ограничениях прав на землю условно можно выделить законодательные акты, содержащие нормы:

·                об оборотоспособности земельных участков;

·                о правовом режиме земель;

·                об обязанностях собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей.

Проблема обороноспособности объектов гражданских прав затрагивалась в трудах ряда русских цивилистов. Так, Г.Ф. Шершеневич, говоря о «вещах вне оборота», выделял вещи, изъятые из оборота по естественной причине (в силу своей природной сущности), по государственным соображениям и по соображениям религиозным.

В современном российском законодательстве обороноспособность земельных участков регулируется, прежде всего, Земельным кодексом РФ, где в ст. 27 перечислены земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте.

Изъяты из гражданского оборота земельные участки:

·                в пределах территорий государственных природных заповедников и национальных парков, за исключением земельных участков в границах национальных парков, переданных гражданам и юридическим лицам в собственность или на иных правах в соответствии с федеральными законами;

·                занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, войска Пограничной службы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;

·                занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

·                занятые объектами организаций федеральной службы безопасности;

·                занятые объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

·                занятые объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

·                занятые объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

·                предоставленные исправительно-трудовым учреждениям и лечебно-трудовым профилакториям соответствующих правоохранительных органов;

·                занятые воинскими и гражданскими захоронениями;

·                занятые инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Ограничены в гражданском обороте земельные участки:

·                в пределах особо охраняемых природных территорий, за исключением изъятых из оборота;

·                в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты