Правовое регулирование создания и хозяйственной деятельности предприятий с участием иностранного капитала

В качестве объектов иностранных инвестиций Инвестиционный Кодекс предусматривает недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность, акции, облигации, банковские вклады, страховые полисы и другие ценные бумаги; предприятия и организации принимающей страны; здания, сооружения, имущество местных юридических и физических лиц; научно-техническая продукция; права на интеллектуальные ценности; права на использование земли, природных ресурсов и сама земля; иное имущество, а также имущественные и неимущественные права.

Законодательными актами государства обычно определяются объекты, находящиеся только в государственной собственности, что не исключает инвестиционной деятельности в отношении этих объектов.

Выделяют две основные формы иностранных частных инвестиций: прямую и портфельную.

Прямые инвестиции - создание предприятий или их филиалов полностью или частично принадлежащих иностранным инвесторам, приобретения прав собственности в таких предприятиях, а также владение акциями капитала в них с целью непосредственно управления деятельностью предприятий.

Портфельные инвестиции - такое вложение средств в предприятия, ценные бумаги, имущество и т.п., при котором инвестор не имеет целью непосредственное участие в управлении предприятием или воздействие на экономику страны.

Надо отметить, что портфельные инвестиции осуществляются как правило в денежной форме, тогда как прямые осуществляются также в форме поставки товаров, сырья, оборудования, технологий, в виде управленческого опыта и т.п.

Инвестиции международных организаций и иностранных правительств осуществляются обычно в виде займов и кредитов (как связанных, так и не связанных). Определив, что такое предприятия с иностранными инвестициями, нужно сказать, что в Республике Беларусь регулирование потоков иностранных инвестиций осуществляют Министерство экономики, Министерство иностранных дел, Министерство финансов, Национальный банк, местные органы власти. Что же касается политики привлечения иностранных инвестиций - она реализуется через соответствующие нормативно-правовые акты, а также через Национальные программы привлечения инвестиций.

На данный момент действует Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Беларуси на период до 2015г. Программа определяет условия формирования благоприятного инвестиционного климата, главные направления и механизмы привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Главная цель Программы состоит в том, чтобы обеспечить оживление производства и экономический рост с помощью использования такого инструмента инвестиционной политики, как привлечение в реальный сектор эффективных иностранных инвестиций.

Первое направление такой деятельности государства - политика регулирования иностранных инвестиций. Она предполагает использование различных ограничительных мероприятий в Республике Беларусь, таких, как дифференцированный подход к предприятиям с иностранным капиталом в зависимости от его доли в уставном фонде; контроль над экспортом из принимающей капитал страны продукции, произведенной на предприятиях с иностранными инвестициями и т.д.

Второе направление политики привлечения иностранных инвестиций - политика стимулирования притока иностранных инвестиций, осуществляемая с целью воздействия на направление, величину и характер инвестиционных потоков. Основным способом стимулирования притока иностранных инвестиций является предоставления разного рода льгот. Например, среди финансовых льгот законодательством Республики Беларусь предусмотрено использование централизованных инвестиционных ресурсов, которые выделяются на основе платности, срочности и возвратности. Существует льгота по налогу на прибыль коммерческой организации с иностранными инвестициями, льгота по обязательной продаже валюты.

Что же касается поступления иностранных инвестиций, то основное поступление в экономику республики в 2001-2010 гг. обеспечивали Кипр, Великобритания, США, Австрия, Германия и Швейцария. Крупнейшими странами-инвесторами по количеству созданных СП и ИП на 01.01.2011г. являются: Россия (ок. 1200), США (ок. 700), Германия (475), Польша (350), Литва (255). Вклад иностранных инвесторов в уставный фонд СП и ИП составил более 1,5 млрд. дол. США.

В последние годы на белорусский рынок пришли такие инвесторы, австрийский «Раффайзенбанк» (банковские услуги), немецкий «Фенокс Аутомотив ГмбХ» (машиностроение), американская «Дарна-2000», венгерский «Зип Бир» ( производство пива) и т.д.

Иностранный капитал также принимает участие в формировании банковского сектора Беларуси: более 70% из функционирующих банков созданы с участием иностранного капитала. На 01.01.2011г. доля иностранных инвестиций в общем объеме уставных фондов банков, зарегистрированных в Беларуси составляла около 10%, в том числе российских инвесторов -3,7%. На территории Беларуси работают 11 представительств иностранных банков и кредитно-финансовых организации, среди которых немецкий «Коммерцбанк», российские «Инкомбанк» и «Местбанк» и др. На страховом рынке Беларуси представлено13компании с участием иностранного капитала.

В отраслевом разрезе по количеству созданных предприятии с иностранными инвестициями к 2011г. наибольшую долю занимает промышленность (42,9 %), торговля и общественное питание (31,9 %), транспорт (9,2 %). Кроме того, инвестируются средства в развитие связи (0,7 %), строительства (3,6%), операции с недвижимым имуществом (2,1 %), здравоохранение, физкультуру и социальное обеспечение (16 %). В сельское хозяйство по-прежнему направляется менее 1 % совокупных инвестиций (0,7 %).

В заключение можно отметить несколько факторов усиления привлекательности инвестиционного климата Республики Беларусь. Это ускорение перехода к рыночным отношениям; формирование эффективной структуры привлевлекаемых иностранных инвестиций с помощью соответствующей внешнеэкономической политики; мотивирование иностранных инвесторов с помощью современных факторов привлечения прямых ностранных инвестиций; ориентация на привлечение прямых иностранных инвестиций транснациональными компаниями малого и среднего размера.

Иными словами, привлекая иностранные инвестиции Республика Беларусь старается гармонично включить их в общий инвестиционный процесс национальной экономики так, чтобы они эффективно работали вместе со внутренними инвестициями, внутренним производственным потенциалом страны. Этой цели служит инвестиционная политика государства. Она базируется на оптимизации производства для удовлетворения человеческих потребностей и на минимизации использования природных ресурсов и имеет как внутренние, так и внешние источники.


1.2 Правовое положение организаций с участием иностранного капитала, их виды в Республике Беларусь


Рассматривая вопросы законодательного регулирования иностранных инвестиций, нельзя не отметить, что в настоящий момент стала актуальной необходимость принятия системы допуска иностранного капитала, которая подтверждается успешной практикой регулирования этой сферы отношений в странах с развитой рыночной экономикой.

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь предусматривает осуществление иностранных инвестиций «путём долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь; создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц; приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий и сооружений, долей участия в предприятиях, паёв, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории Республики Беларусь законодательством может принадлежать иностранным инвесторам.

Законом предусмотрены различные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов, но, в то же время, все регулирование иностранных инвестиций было практически сведено к установлению порядка регистрации СП. Это существенно сузило сферу применения закона и, в конечном итоге, оттолкнуло значительное число потенциальных инвесторов.

Последующее появление отдельных правовых актов (Например, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2010г. № 1895 «Об утверждении Программы развития внутреннего водного и морского транспорта Республики Беларусь на 2011–2015 годы», предусматривающее привлечение на основе кредитного соглашения иностранных инвестиций для развития внутреннего водного транспорта, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2010г. № 1838 «Об утверждении Государственной программы строительства в 2011–2015 годах гидроэлектростанций в Республике Беларусь», предусматривающее привлечение на основе кредитного соглашения иностранных инвестиций для развития строительной отрасли в государстве, Указ Президента Республики Беларусь от 09.11.2010г. №575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» свидетельствует о том, что в Республике Беларусь существует объективная потребность в законодательном регулировании не только деятельности совместных предприятий, но также и других правовых форм осуществления иностранных инвестиций.

Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100-процентным иностранным участием. Серьезных западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство с белорусскими организациями, сколько приобретение надежных элементов контроля за производством. Для белорусской экономики весьма полезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях, не имеющих стратегического значения. Но в ряде отраслей, имеющих ключевое значение для народного хозяйства, создание таких организаций, тем более крупных предприятий, способных взять в свои руки большую часть национального рынка, следует ограничивать участие иностранных инвестиций.

В условиях увеличения объемов иностранных инвестиций в Республике Беларусь возникает необходимость усиления антимонопольного контроля в этой сфере, прежде всего за характером слияний и поглощений. В то же время в Республике Беларусь антимонопольное законодательство и тем более антимонопольная система деятельности государственных органов находятся в зачаточном состоянии и не в силах удовлетворить требованиям иностранных инвесторов к экономическому климату.

Под коммерческой организацией с иностранными инвестициями понимается юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции.

Согласно нормам инвестиционного законодательства Республики Беларусь - все коммерческие организации с иностранными инвестициями рассматриваются как коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.

При этом, ст. 80 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь определяет, что коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь.

В свою очередь, коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным в уставе этой организации (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).

Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законодательными актами Республики Беларусь, коммерческая организация с иностранными инвестициями может заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты