Правовое регулирование создания и хозяйственной деятельности предприятий с участием иностранного капитала

Проблема взаимодействия совместных предприятий с разного рода отечественными объединениями и фирмами, по крайней мере, имеет два важных момента, для решения которых необходимо обеспечить экономические и юридические условия. Первый из них предопределен исторической ситуацией, переживаемой нашей страной. В связи с переходом национальной экономики к рыночной системе, когда далеко не все предприятия совершили этот шаг, необходимо обеспечить специфические условия для функционирования СП на собственно рыночных принципах.

Второй момент тесно связан с политикой капитальных вложений. Поскольку СП по идее должны представлять заметный элемент инвестиционного процесса в экономике Беларуси, то совершенно очевидно, что необходимо обеспечить государственное регулирование этого явления на приемлемых для всех участников условиях. С одной стороны, государственное регулирование должно обеспечить хозяйственную независимость создаваемых на территории Беларуси совместных предприятий.

С другой стороны, не нарушая принципа хозяйственной самостоятельности, государство не может оставаться сторонним зрителем этого процесса и должно ориентировать деятельность СП на решение важных экономических и социальных задач текущего или перспективного значения, то есть предприятия как самостоятельные хозяйствующие субъекты должны быть так или иначе встроены в структуру национальной экономики Республики Беларусь.

Особенностями совместных предприятий по сравнению с предприятиями не имеющими такого статуса являются:

- размер минимального вклада иностранного участника совместного предприятия - 20 000 долларов;

- уставный фонд иностранного или совместного предприятия выражается в долларах США;

- в совместных предприятиях уставный фонд, как правило, формируется не на момент регистрации, а после (не менее чем на 50 процентов в течение первого года со дня государственной регистрации за счет внесения в него каждым из участников не менее 50 процентов своей доли и в полном объеме - до истечения двух лет со дня регистрации). Это правило не распространяется на ОАО;

- совместное предприятие обязано предоставить в зарегистрировавший его орган аудиторское заключение, подтверждающее факт формирования уставного фонда в установленных размерах не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего периода, установленного для его формирования, а регистрирующий орган выдает иностранному или совместному предприятию свидетельство о формировании уставного фонда;

- совместное предприятие обязано ежегодно проводить обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

- для совместных предприятий отсутствует необходимость в получении лицензии на деятельность, связанную с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь, в случае избрания на должность руководителя участника, являющегося иностранным гражданином;

- совместное предприятие не могут ликвидировать по решению регистрирующего органа - только в судебном порядке.

Подводя итог, необходимо отметить, что окончательный выбор (создавать ли совместное предприятие либо отечественное) остается за иностранным инвестором. Реальных льгот и привилегий такой статус не влечет, зато создание и содержание совместного предприятия влекут дополнительные, и притом существенные, затраты в сравнении с созданием отечественного предприятия. Если инвестору нет необходимости ввозить основные средства из-за границы, от создания совместного предприятия по мнению специалистов и правоведов - следует отказаться.


2.1 Виды совместных предприятий


СП на территории Республики Беларусь образуются с участием одной или нескольких иностранных фирм и компаний и такого же числа отечественных предприятий, объединений и других организаций, являющихся юридическими лицами. На территории Беларуси могут быть созданы СП различных форм.

В зависимости от характера возникновения прежде всего выделяют учреждение нового предприятия с определенным долевым участием иностранного капитала.

При этом может быть предусмотрено образование филиалов или дочерних компаний вновь формируемого совместного предприятия.

Чаще всего совместные предприятия возникают путем вовлечения иностранного капитала в деятельность по расширению масштабов производства и повышению эффективности уже существующих предприятий и объединений. Это делается либо через вклад иностранным предпринимателем определенной доли в общий капитал, либо посредством приобретения некоторого количества акций функционирующего предприятия, либо через покупку имущества белорусской фирмы.

Возникшие таким путем совместные предприятия, как правило, представляют собой инвестиционный контракт, заключенный партнерами по поводу сооружения капиталоемких объектов — гостиниц, офисов, промышленных предприятий или отдельных производств, предусматривающих использование оборудования иностранного инвестора. Договор о совместной деятельности предусматривает регулирование таких вопросов совместной деятельности как определение масштабов производства, раздела и сбыта продукции, порядок выплаты налогов, систему управления и сроки сотрудничества.

Совместным предприятием на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь.

Совместные предприятия могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

- общество с ограниченной ответственностью;

- общество с дополнительной ответственностью;

- закрытое акционерное общество;

- открытое акционерное общество.

Количество учредителей - не менее двух лиц.

Иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь запрещаются инвестиции в сферах:

- обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь без специального решения Президента Республики Беларусь;

- изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Создание новых предприятий или значительное расширение существующих нередко требует крупных финансовых ресурсов, которых может и не быть у участников этого процесса. Тогда к делу подключаются инвестиционные банки.

Они могут финансировать создание проекта от стадии проектирования до его пуска. Проектное финансирование давно применяется промышленно развитыми странами при сооружении предприятий в развивающихся государствах. Суть его состоит в том, что иностранное финансовое учреждение без гарантий местных правительств или банков предоставляет займы только жизнеспособным проектам, реализация которых обеспечит выплату займа и процентов по нему. Чтобы не оказаться в проигрыше, финансовые советники кредиторов проекта тщательно изучают его экономические параметры и осуществляют контроль вплоть до окончания строительства. Это гарантирует финансовое обеспечение объекта в течении всего срока его сооружения и ускоряет завершение строительства.

С организационной точки зрения совместные предприятия могут выступать в однозаводских и многозаводских формах. Напомним, что среди однозаводских форм предприятий, принанимающих участие в международных экономических отношениях, имеются малые, средние и крупные предприятия, а в группе многозаводских предприятия – тресты, комбинаты, концерны и другие производственные объединения. Но в Беларуси в настоящее время СП образуются преимущественно в разных однозаводских формах, особенно в форме малых и средних предприятий.

3. Порядок создания, учредительные документы, формирование уставного капитала


Сотрудничество в форме совместных предприятий объективно является сложным видом международной кооперации, что, естественно, порождает ряд проблем уже с первых шагов создания СП. Успех решения многих проблем будет зависеть от того, как будет организован этот процесс.

Процесс создания СП можно представить в виде последовательности этапов:

- оценка целей создания СП;

- оценка адекватности СП как целереализующей системы;

- поиск и выбор партнеров;

- начало переговоров и подготовка протокола о намерениях;

- проведение технико-экономического исследования;

- подготовка учредительных документов;

- регистрация СП.

Начальный этап – постановка целей, для достижения которых выбирается эти форма международного сотрудничества. Несмотря на кажущуюся простоту, этап целеполагания относится к разряду трудных и ответственных этапов разработки проекта СП. От того, насколько правильно определены цели создания СП, во многом зависит успех будущей работы.

Трудность этапа постановки целей связана с его слабой структуризованностью и невозможностью выработки общих рекомендаций. Для каждого конкретного случая создания СП этот этап является результирующим большого количества факторов, носит творческий характер и протекает по- своему. Однако во всех случаях необходимо учитывать общие народнохозяйственные цели, которые определены нормативными документами.

После того, как сформулированы конкретные цели создания СП, необходимо убедиться в том, что рассматриваемая форма хозяйствования является эффективным инструментом их достижения. Необходимость этого этапа обусловлена тем, что на практике в условиях активной пропаганды международного сотрудничества у ряда хозяйственных руководителей складывается впечатление, что создание СП – универсальное средство решения всех проблем, стоящих перед нашей экономикой. На самом деле совместное предприятие имеет как преимущества, так и недостатки, а, следовательно, и определенные границы для эффективного применения.

Итак, лишь убедившись в том, что создание СП является эффективной формой достижения поставленных целей, можно переходить к следующему этапу, связанному с поиском и выбором иностранного партнера.

В мировой практике распространено создание СП как бы в продолжение ранее уже существовавших форм более простых форм сотрудничества. При этом, естественно, не возникает проблема поиска партнера.

Большинство белорусских учредителей СП сталкивается с проблемой поиска иностранного партнера, а в случае, когда поступает несколько предложений, - и с проблемой выбора наилучшего партнера. Решение указанных проблем может осуществляться собственными силами либо с помощью организаций-посредников, специализирующихся в этой области.

Если характер проекта позволяет рассчитывать на большой интерес со стороны иностранных фирм, например, проект совместной добычи полезных ископаемых, можно организовать тендер, международный торг, проведение которого даст возможность учредителю создать предприятие на более выгодных условиях.

После того, как произведен выбор иностранного партнера (партнеров) для создания СП, начинается процесс переговоров и подготовки учредительных документов, необходимых для регистрации. Поскольку СП представляется собой союз, основанный на балансе интересов участвующих в нем сторон, то важно в начальной стадии переговоров выяснить интересы иностранного учредителя СП.

Мировой опыт подсказывает, что более частыми мотивами участия иностранных инвесторов в создании СП являются:

- долгосрочная гарантия сбыта продукции на внутреннем рынке, обеспечиваемая местным партнером;

- использование свободных капиталов для увеличения получаемой прибыли;

- снижение издержек производства и укрепление конкурентных позиций на внешних рынках;

- установление более тесных связей с местным партнером, обеспечивающих получение льгот и защищающих от возможных дискриминационных действий властей;

- благоприятные финансовые аспекты осуществления предпринимательской деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты