Правовое регулирование взимания подоходного налога с физических лиц

Данное законодательство допускало незначительное расслоение общества, поскольку верхний размер доходов менее чем в три раза превышал доходы наименее обеспеченного населения. Также следует отметить, что темпы роста ставки подоходного налога очень сильно опережали рост дохода (10201:3700= 2,75; 50:12= 4,17; то есть если доход вырастет в 2,75 раза, то ставка налога увеличится в 4,17 раза). Нужно учесть, что доходы граждан, получаемые по месту основной работы за выполнение работ по совместительству, а также за выполнение работ, не связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, подлежали налогообложению по ставкам в общеустановленном порядке по совокупности с основным заработком. Важный момент состоит в том, что большая категория граждан освобождалась от уплаты подоходного налога (участники Великой Отечественной войны; Герои Советского Союза, лица, награжденные орденом славы трех степеней, инвалиды Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года; инвалиды с детства, а также инвалиды Ι и ΙΙ групп; военнослужащие действительной срочной службы; лица, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.).

Сначала доход измерялся просто в рублях, а позднее – в минимальных заработных платах. После того, как 1 мая 1992 г. Размер минимальной заработной платы был повышен до 1 тыс. руб., изменяется прогрессивная шкала ставок подоходного налога.


Размер месячного дохода

Размер налога

До 10-кратной минимальной заработной платы

12%, превышающей месячную минимальную заработную плату

От 10-кратной месячной минимальной заработной платы +1 руб. до 15-кратной минимальной заработной платы

15%, превышающей 10-кратную месячную минимальную заработную плату

От 15-кратной месячной минимальной заработной платы +1 руб. до 20-кратной минимальной заработной платы

20%, превышающей 15-кратную месячную минимальную заработную плату

От 20-кратной месячной минимальной заработной платы и выше

30%, превышающей 20-кратную месячную минимальную заработную плату


Данное изменение делает уступки населению с высоким уровнем дохода, а не малоимущим слоям. По-прежнему сохраняется курс на малые разрывы в расслоении населения по уровню дохода (20/10=2, т.е. в 2 раза). Однако максимальная ставка подоходного налога значительно сокращается (была 50%, стала 30%, т.е. уменьшилась в 1,67 раза).

Далее в законодательстве происходят изменения, согласно которым наблюдается практика, что налог вводится с середины года, а его действие начинается с начала года. Исчисление и уплата налога началась с 1 января 1999 г., а утвержден он был только 9 мая 1999 г.

Объектом налогообложения является совокупный доход физических лиц в денежной и натуральной форме, полученный в течение календарного года.

Подоходный налог с облагаемого дохода, полученного в течение календарного года, и с облагаемого совокупного годового дохода взимается из сумм среднемесячных минимальных заработных плат, сложившихся в календарном году, в следующих размерах.


Размер облагаемого совокупного годового дохода

Ставка налога

До 240 среднемесячных минимальных заработных плат

9%

От 240 среднемесячных минимальных заработных плат + 1 руб. до 600 240 среднемесячных минимальных заработных плат

15% с суммы, превышающей 240 среднемесячных минимальных заработных плат

От 600 среднемесячных минимальных заработных плат + 1 руб. до 600 840 среднемесячных минимальных заработных плат

20% с суммы, превышающей 600 среднемесячных минимальных заработных плат

От 840 среднемесячных минимальных заработных плат + 1 руб. до 600 1080 среднемесячных минимальных заработных плат

25% с суммы, превышающей 840 среднемесячных минимальных заработных плат

От 1080 среднемесячных минимальных заработных плат и выше

30% с суммы, превышающей 1080 среднемесячных минимальных заработных плат


Первоначально создается впечатление, что законодатель идет навстречу малообеспеченным слоям населения, понизив ставку налога с 12% до 9%, однако следует отметить, что ставка налога 12% упраздняется вообще. И если доход хоть немного превышает 240 среднемесячных минимальных заработных плат, то ставка налога увеличивается почти в 2 раза (с 9% до 15%). Ранее ставкой 30% облагался доход выше, чем 20-ти кратная месячная минимальная заработная плата, то теперь доход увеличился до 1080 среднемесячных минимальных заработных плат, т.е. в 54 раза. Также если ранее допускался двукратный разрыв в доходах населения, то на данном этапе он составляет 4,5 раза (1080/240=4,5). И также стоит отметить, что если раньше большая группа граждан (участники Великой Отечественной войны; Герои Советского Союза, лица, награжденные орденом славы трех степеней, инвалиды Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года; инвалиды с детства, а также инвалиды Ι и ΙΙ групп; военнослужащие действительной срочной службы; лица, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.) полностью освобождались от уплаты подоходного налога, то теперь их доходы уменьшаются в размере десяти минимальных заработных плат за каждый месяц года, в течение которого либо за который получен доход.

Вскоре минимальная заработная плата перестала использоваться в качестве норматива для расчета пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, сборов, штрафов и других платежей. Эти функции стала выполнять базовая величина, а шкала налоговых ставок налога приняла следующий вид.


Размер налоговой базы за налоговый период

Налоговые ставки

(суммы налога)

1. до 240 среднемесячных базовых величин

9%

2. от 240 среднемесячных базовых величин + 1 руб. до 600 среднемесячных базовых величин

21,6 среднемесячной базовой величины + 15% с суммы, превышающей 240 среднемесячных базовых величин

3. от 600 среднемесячных базовых величин + 1 руб. до 840 среднемесячных базовых величин

75,6 среднемесячной базовой величины + 20% с суммы, превышающей 600 среднемесячных базовых величин

4. от 840 среднемесячных базовых величин + 1 руб. до 1080 среднемесячных базовых величин

123,6 среднемесячной базовой величины + 25% с суммы, превышающей 840 среднемесячных базовых величин

5. от 1080 среднемесячных базовых величин + 1 руб. и выше

183,6 среднемесячной базовой величины + 30% с суммы, превышающей 1080 среднемесячных базовых величин

В 2009 году Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» претерпел, пожалуй, самые значительные изменения после того, как в 2005 году он был утвержден в новой редакции. Изменения, внесенные в него Законом Республики Беларусь от 13.11.2008 №449-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения», касаются снижения ставок подоходного налога, порядка налогообложения индивидуальных предпринимателей, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований КГК, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, иных объектов налогообложения. [10].

С 1 января 2009 года применяются новые ставки подоходного налога, перечень которых приведен в статье 18 Закона в новой редакции от 13 ноября 2008 года. Законодатель ушел от прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, рассчитываемой в среднемесячных базовых величинах, применяемых к совокупному годовому доходу, полученному плательщиком в отчетном календарном году от всех источников.

По новым правилам при исчислении подоходного налога применяются три ставки: 9, 12 и 15%. Все названные ставки налога являются автономными, применяются в зависимости от объекта налогообложения и условий исчисления подоходного налога по конкретному виду дохода, а также с учетом его происхождения. При выборе ставки категория плательщика в некоторых случаях также имеет значение.

С вступлением в силу ОсНК появились некоторые изменения в налогообложении подоходным налогом физических лиц в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Анализу произошедших изменений будет посвящена следующая глава.

Глава 2. Правовое регулирование взимания подоходного налога с физических лиц в 2010 году

Основные изменения в порядке подоходного налогообложения с физических лиц в 2010 году.[1]

Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» (далее - Закон № 72-З) введена в действие с 1 января 2010 г. Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Особенная часть Налогового кодекса).

Согласно ст. 2 Закона № 72-З Особенная часть Налогового кодекса применяется к отношениям, регулируемым налоговым законодательством и возникшим с 1 января 2010 г.

По отношениям, регулируемым налоговым законодательством, возникшим до 1 января 2010 г., Особенная часть Налогового кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

В соответствии со ст. 43 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Общая часть Налогового кодекса) налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК) и иными актами налогового законодательства преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. При этом налоговые льготы могут быть установлены в виде дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины).

Вопросы исчисления подоходного налога изложены в гл. 16 ОсНК «Подоходный налог с физических лиц». Так, в данной главе изложен порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, который в целом соответствует порядку и принципам, ранее установленным Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц».

Рассмотрим наиболее значимые изменения по вопросам исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц по сравнению с 2009 годом на основе анализа норм ОчНК и ОсНК.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты